Лидер – такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи и проявляет более высокий уровень активности, участия, влияния в решении задач, обладает наибольшим ценностным потенциалом, который и обеспечивает ему ведущее влияние в группе
Лидерство – групповое явление, возможно только в группе, процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение стоящих перед группой целей.
Основные признаки лидерства:
- более высокая активность инициативность индивида при решении группой совместных задач
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом
- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы
- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе
- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Основные функции лидера
- организация совместной жизнедеятельности
- выработка и поддержание групповых норм
- внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами
- принятие ответственности за результаты групповой деятельности
- установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе
В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу деятельности группы, выделяют типы лидеров, ориентированных:
- на решение групповых задач;
- на общение и взаимоотношения в группе;
- универсальных лидеров.
Внутри каждой из сфер жизнедеятельности группы могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер –мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и др.
Проблема лидерства и руководства однопорядковы. Это стимулирование группы, нацеливание на решение определенных задач, забота о средствах решения этих задач.
Лидерство – чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы
Руководство – социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.
Сравнение понятий лидерство и руководство (по Парыгину)
|
Лидер |
Руководитель
|
1. Осуществление регуляции отношений |
межличностных |
Официальных, группа как социальная организация |
2. Установление в условиях |
Микросреды (малой группы) |
Макросреды, осуществление связи с системой общественных отношений |
3. Возникновение |
Стихийное |
Контролируемый процесс - назначается или выбирается целенаправленно |
4. Организация во времени |
Нестабильно, зависит от настроения группы |
Стабильное явление |
5. Использование специальных средств |
|
Система санкций |
6. Принятие решений |
Решения более непосредственные, коренятся в группе |
Сложный процесс, опосредованные многими соображениями и условиями, необязательно коренящимися в группе |
7. Сфера деятельности |
Малая группа |
Малая группа, представленная в широкой социальной системе |
Теории происхождения лидерства
- Теория черт (харизматические теории). Лидером может быть такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.
Разногласия у разных авторов – по поводу перечня таких черт. Большое внимание в США – попытки создания тестов для отбора возможных лидеров.
Наиболее часто упоминаемые качества эффективных лидеров: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность
- Ситуативные теории лидерства. Значимость определенных черт не отбрасывается полностью, но главная роль отводится ситуации. Лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущие ему черты, способствующие эффективному решению задачи.
- Системная теория лидерства предполагает рассмотрение проблемы в контексте совместной групповой деятельности. Главное – не просто ситуация, а конкретные задачи групповой деятельности, в которой определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера – не в наличии особенных черт, а в более высоком уровне влияния.
- Концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера (Кричевский). Лидер – тот, в ком наиболее полно представлены те качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являются для группы ценностями. В лидеры выдвигается член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Это определяет его влияние на группу. Ценностные (значимые) характеристики членов группы как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.
Переменные, определяющие феномен лидерства:
- психологические характеристики личности самого лидера
- социально-психологические характеристики членов малой группы
- характер решаемых задач
- особенности ситуации, в которой находится группа