Наука - сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку информации. Способ получения истинного знания на основе нормы деятельности, предполагающей фиксацию целей, средств получения результатов называют научным исследованием.
Основная функция науки - выработка знаний о мире, их систематизация и построение на этой основе научной картины мира и способов взаимодействия с ним.
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т. д.
Черты научного исследования:
- целенаправленность,
- применение научных методов,
- систематичность,
- ориентация на открытие тенденций, законов реальной действительности.
Научные знания следует противопоставлять религиозным и житейским. Существуют различные уровни научного познания. Научное знание принято делить на теоретическое и эмпирическое.
- Эмпирические знания включают:
- эмпирический факт,
- эмпирический закон,
- феноменологическую конструкцию.
Эмпирический факт - это результат измерения и последующей обработки результатов. Идеалом научного поиска является открытие законов. Общепринятым в области научного мышления является постулат о том, что природа структурирована определенными законами и что она управляется их действием.
Закон представляет собой обнаруженные устойчивые взаимосвязи фактов, которые позволяют описать, объяснить и предсказать явления некоторого ограниченного круга действительности. Различают два основных вида законов:
- эмпирические законы, как устойчивая зависимость между факторами, устанавливаемая с помощью операций индукции и аналогии;
- феноменологические конструкции, построенные на основе объяснительного принципа, дедукции, дающие естественную систематизацию нефундаментальных эмпирических законов (например, эмпирические классификации – основанные на опыте).
- Теоретические знания – делятся в свою очередь на две: нефундаментальные теоретические и фундаментальные теоретические знания.
- Нефундаментальные теоретические знания состоят из фрагментарных, комплексных теорий. Исследование может эти знания дополнить, уточнить или опровергнуть.
- Фундаментальные теоретические знания являются и обобщением предыдущих видов знаний (индукция) и их объяснительным принципом (дедукция).
Наиболее развитой формой научного знания является теория. Развитие науки и есть развитие и смена теорий.
Теория – это внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. Теория возникает в сложном взаимодействии теоретического мышления и эмпирических данных, в процессе взаимодействия науки и культуры в целом. Теоретическое знание описывает не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств.
Примеры теорий: теория бессознательного, теория деятельности, многочисленные теории личности, теория когнитивного диссонанса, теория личностных конструктов, теория социального научения, теория уровней построения движений, теория установки и т.д.
Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части:
- фундаментальные теории, в которых представлены знания о наиболее абстрактных идеальных объектах,
- теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.
Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты:
- исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);
- базис - множество первичных условных допущений (аксиом, гипотез, постулатов), которые описывают идеализированный объект теории;
- основное теоретическое знание: множество выводимых из теории утверждений, теоретические закономерности
Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Эмпирическое знание также неотрывно от теоретических представлений, так как обязательно погружено в определенный теоретический контекст. Эмпирическое знание является критерием истинности теории.
Деление научных знаний на теоретические и эмпирические условно и неоднозначно. Любое эмпирическое исследование исходит из определенных теоретических предпосылок. А любая теоретическая работа базируется на эмпирическом опыте. Это послужило основой попыток выделения различных уровней знаний по степени их обобщенности, близости или дальности пути к эмпирической их проверке.
В методологии научного познания сложилось представление о трех типах теорий:
- верхнего уровня (теории образования элементов),
- среднего уровня (теории классификации)
- нижнего уровней (теории причинности).
Теории верхнего уровня (причинности) не содержат эмпирических гипотез. Используемые в этих теоретических моделях понятия имеют статус категорий. Эти теории имеют максимальную степень обобщенности и предполагают разработку теорий среднего уровня.
Теории среднего уровня позволяют выдвигать гипотезы, доступные эмпирической проверке. При классификации из хаотически расположенных объектов формируется совокупность, позволяющая прогнозировать развитие их структуры или свойств. Теория, которая обобщает наибольшее число фактов самым простым из возможных способов, отвечает критерию простоты теорий. Подтверждением гипотезы, на основании которой была получена классификация, служит: итоговая упорядоченность рассматриваемых элементов, способность к прогнозированию.
Теории нижнего уровня используют объяснительные схемы, в которых понятия максимально нагружены эмпирически. Данные теории направлены на выявление и объединение фактов, объектов воздействия, или свойств в определенную целостность или комплекс. Элементы дают возможность оперировать сходными объектами как целостностью.