Статьи | Разное

Методологические основы социальной работы

  1. Категории и закономерности социальной работы.

Категории социальной работы – это наиболее общие понятия, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, связи между ними, существующие свойства, признаки и закономерности социальной работы.

Сложилось 2 основных подхода к классификации категорий теории социальной работы.

Первый носит междисциплинарный характер и ориентируется на прикладной характер социальной работы. Выделяется три группы категорий:

  • общие для всех гуманитарных и социальных наук понятия: человек, общество, группа, социальные отношения, социальный процесс;
  • понятия, заимствованные из других наук или междисциплинарного характера: дезадаптация, девиация, аномия, интерактивное воздействие, психодинамические модели;
  • специфические понятия социальной работы: милосердие, призрение, социальное обеспечение, социальный патронаж.

Второй подход в основу классификации кладет структурные сценарии, складывающиеся в процессе помощи в различные исторические периоды. Структурный сценарий – понятие, отражающее нуждаемость человека на различных стадиях. Все то, что характеризует нуждаемости на данный исторический период. Каждый новый сценарий не отменяет предыдущего, а усложнял свою структуру.

Структурный сценарий

Человек-нуждающийся

Категории (понятия)

1. Конфессиональный

Спасающийся (спасающий душу от греха)

Спасение

Милосердие

Благотворительность

Милостыня

2. Социальный

Страдающий (возникла проблема страдания человека)

Справедливость

Страхование

Права человека

Дискриминация

3. Медицинский

Человек дезадаптированный

Диагноз

Терапия

Лечение

Вмешательство

4. Социально-психологический (XIX-XX вв)

Социетальный человек (т.е. включенный во множество отношений)

Отношения

Интервенция

Трудная жизненная ситуация

Технологии помощи

5. Макроэкологический (современность)

Человек как биопсихосоциальное существо

Пандемия

Жизненный сценарий

Глобализация социальной работы

Эта классификация пытается зафиксировать исторические и социокультурные аспекты становления и формирования понятийного поля социальной работы.

Основными закономерностями являются:

  • взаимосвязь социальной политики государства и содержание социальной работы с обществе;
  • взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.

Для управленческих элементов системы социальной помощи населению федерального, регионального, муниципального уровней характерны следующие закономерности:

- зависимость эффективности социальной работы от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания;

- зависисмость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса социальной работы.

Контактный уровень – уровень непосредственного взаимодействия, выделяет 4 закономерности:

  • совместная заинтересованность клиента и социального работника в конечных результатах взаимодействия;
  • целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента;
  • соответствие уровней развития специалиста и клиента социальной службы;
  • соответствие полномочий и ответственности специалиста социальной работы.

Закономерности социальной работы носят объективный характер и на практике в значительной степени специалисты пользуются типологизированным знанием о закономерностях социальной работы.

  1. Принципы социальной работы.

Под принципами понимаются важные структурные элементы, основополагающие правила построения логических форм научной теории социальной работы и организации эмпирической деятельности.

Особенность принципов – их неизменность.

Группы принципов:

  1. Общефилософские принципы.

Являются общими для всех наук об обществе и человеке. К ним относят: принцип детерминизма, отражения, развития, единства сознания и деятельности, историзма, неразрывности индивида и его социальной среды.

  1. Социально-политические принципы.

Отражают зависимость социальной работы от социальной политики государства. К ним относят: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы; демократизм содержания и методов социальной работы; учет конкретных условий жизнедеятельности личности, социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы; законность и справедливость.

  1. Организационные принципы.

К ним относят: принцип социально-технологической компетентности кадров (профессионализм); принцип контроля и проверки исполнения; принцип функциональной определенности; принцип единства прав и обязанностей; единство полномочий и ответственности.

  1. Психолого-педагогические принципы.

Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К ним относят: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиента; индивидуальный подход; целенаправленность; адресность.

  1. Специфические принципы социальной работы.

Они определяют основные подходы в сфере деятельности по оказанию социальной помощи населению. К ним относят:

- принцип универсальности: предполагает исключение любых форм дискриминации при оказании помощи;

- принцип охраны социальных прав: включает невозможность использования ограничения прав клиента как условие получения им социальной помощи;

- принцип социального реагирования: предполагает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с обстоятельствами индивидуальной ситуации клиента;

- принцип профилактической направленности: предполагает принятие привентивных мер по возникновению социальных проблем и жизненных затруднений клиента или по предотвращения отягощения существующих проблем;

- принцип клиентоцентризма: означает приоритет прав клиента во всех случаях, кроме тех случаев, которые противоречат интересам других людей;

- принцип опоры на собственные силы: он подчеркивает активную роль клиента в разрешении его собственной ситуации;

- принцип максимализации социальных ресурсов: подразумевает привлечение к разрешению проблем клиента всех возможных источников, помимо представленных государством;

- принцип конфиденциальности: неразглашение информации, полученной о клиенте;

- принцип толерантности (терпимости).

  1. Методы социальной работы.

Под методами социальной работы понимаются способы рационального исследования и преобразования социальной действительности кратчайшими путями.

В отличие от принципов, методы меняются в зависимости от накопленного опыта социальной работы.

Методы подразделяются на несколько основных групп.

  1. Социально-экономические методы. Сюда входят способы, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, моральные, национальные и другие социальные интересы и потребности клиента. Это: установление льгот; выплата единовременных пособий; предоставление компенсаций; патронаж.
  2. Организационно-распорядительные методы. Их назначение связано с организацией деятельности самих социальных служб. Они закрепляют права, полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев системы социальной защиты населения. Распорядительные методы осуществляют оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств для их решения, определяют оперативность, и динамичность системы социальной защиты. Это: регламентирование, нормирование, инструктирование.
  3. Социологические методы. Они в значительной мере ориентированы на получение знания в социальной работе об обществе, социальной группе, личности. Это: наблюдение, опрос, анализ документов.
  4. Педагогические методы. Их особенность в воздействии на сознание человека с целью формирования определенного типа поведения или его коррекции. Это: убеждение, научение, метод позитивной перспективы, включение в активную коллективную деятельность.
  5. Психологические методы. Имеют своей особенностью воздействовать на психику человека с целью ее изменения. Это: психодиагностика (установление истоков проблемы, ее сути); психологическое консультирование; психологические тренинги (групповой метод, направленный на разрешение общей для группы проблемы); профориентационный отбор (позволяет человеку определяться на ранних этапах социализации).
  6. Специфические методы социальной работы. Это:

- социальное картографирование, т.е. метод создания социальных карт города, района с выявлением особенностей состава населения, социальных проблем, учреждений помощи и т.д.;

- социальное паспортирование: оно составляется по районам, городам, различным социальным службам;

- метод социальных биографий: включает в себя написание клиентом его ближайшего окружения, биографии своей проблемы;

- метод истории семей: включает описание различных сторон жизни семьи.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское