- Категории и закономерности социальной работы.
Категории социальной работы – это наиболее общие понятия, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, связи между ними, существующие свойства, признаки и закономерности социальной работы.
Сложилось 2 основных подхода к классификации категорий теории социальной работы.
Первый носит междисциплинарный характер и ориентируется на прикладной характер социальной работы. Выделяется три группы категорий:
- общие для всех гуманитарных и социальных наук понятия: человек, общество, группа, социальные отношения, социальный процесс;
- понятия, заимствованные из других наук или междисциплинарного характера: дезадаптация, девиация, аномия, интерактивное воздействие, психодинамические модели;
- специфические понятия социальной работы: милосердие, призрение, социальное обеспечение, социальный патронаж.
Второй подход в основу классификации кладет структурные сценарии, складывающиеся в процессе помощи в различные исторические периоды. Структурный сценарий – понятие, отражающее нуждаемость человека на различных стадиях. Все то, что характеризует нуждаемости на данный исторический период. Каждый новый сценарий не отменяет предыдущего, а усложнял свою структуру.
Структурный сценарий |
Человек-нуждающийся |
Категории (понятия) |
1. Конфессиональный |
Спасающийся (спасающий душу от греха) |
Спасение Милосердие Благотворительность Милостыня |
2. Социальный |
Страдающий (возникла проблема страдания человека) |
Справедливость Страхование Права человека Дискриминация |
3. Медицинский |
Человек дезадаптированный |
Диагноз Терапия Лечение Вмешательство |
4. Социально-психологический (XIX-XX вв) |
Социетальный человек (т.е. включенный во множество отношений) |
Отношения Интервенция Трудная жизненная ситуация Технологии помощи |
5. Макроэкологический (современность) |
Человек как биопсихосоциальное существо |
Пандемия Жизненный сценарий Глобализация социальной работы |
Эта классификация пытается зафиксировать исторические и социокультурные аспекты становления и формирования понятийного поля социальной работы.
Основными закономерностями являются:
- взаимосвязь социальной политики государства и содержание социальной работы с обществе;
- взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.
Для управленческих элементов системы социальной помощи населению федерального, регионального, муниципального уровней характерны следующие закономерности:
- зависимость эффективности социальной работы от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания;
- зависисмость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса социальной работы.
Контактный уровень – уровень непосредственного взаимодействия, выделяет 4 закономерности:
- совместная заинтересованность клиента и социального работника в конечных результатах взаимодействия;
- целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента;
- соответствие уровней развития специалиста и клиента социальной службы;
- соответствие полномочий и ответственности специалиста социальной работы.
Закономерности социальной работы носят объективный характер и на практике в значительной степени специалисты пользуются типологизированным знанием о закономерностях социальной работы.
- Принципы социальной работы.
Под принципами понимаются важные структурные элементы, основополагающие правила построения логических форм научной теории социальной работы и организации эмпирической деятельности.
Особенность принципов – их неизменность.
Группы принципов:
- Общефилософские принципы.
Являются общими для всех наук об обществе и человеке. К ним относят: принцип детерминизма, отражения, развития, единства сознания и деятельности, историзма, неразрывности индивида и его социальной среды.
- Социально-политические принципы.
Отражают зависимость социальной работы от социальной политики государства. К ним относят: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы; демократизм содержания и методов социальной работы; учет конкретных условий жизнедеятельности личности, социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы; законность и справедливость.
- Организационные принципы.
К ним относят: принцип социально-технологической компетентности кадров (профессионализм); принцип контроля и проверки исполнения; принцип функциональной определенности; принцип единства прав и обязанностей; единство полномочий и ответственности.
- Психолого-педагогические принципы.
Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К ним относят: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиента; индивидуальный подход; целенаправленность; адресность.
- Специфические принципы социальной работы.
Они определяют основные подходы в сфере деятельности по оказанию социальной помощи населению. К ним относят:
- принцип универсальности: предполагает исключение любых форм дискриминации при оказании помощи;
- принцип охраны социальных прав: включает невозможность использования ограничения прав клиента как условие получения им социальной помощи;
- принцип социального реагирования: предполагает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с обстоятельствами индивидуальной ситуации клиента;
- принцип профилактической направленности: предполагает принятие привентивных мер по возникновению социальных проблем и жизненных затруднений клиента или по предотвращения отягощения существующих проблем;
- принцип клиентоцентризма: означает приоритет прав клиента во всех случаях, кроме тех случаев, которые противоречат интересам других людей;
- принцип опоры на собственные силы: он подчеркивает активную роль клиента в разрешении его собственной ситуации;
- принцип максимализации социальных ресурсов: подразумевает привлечение к разрешению проблем клиента всех возможных источников, помимо представленных государством;
- принцип конфиденциальности: неразглашение информации, полученной о клиенте;
- принцип толерантности (терпимости).
- Методы социальной работы.
Под методами социальной работы понимаются способы рационального исследования и преобразования социальной действительности кратчайшими путями.
В отличие от принципов, методы меняются в зависимости от накопленного опыта социальной работы.
Методы подразделяются на несколько основных групп.
- Социально-экономические методы. Сюда входят способы, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, моральные, национальные и другие социальные интересы и потребности клиента. Это: установление льгот; выплата единовременных пособий; предоставление компенсаций; патронаж.
- Организационно-распорядительные методы. Их назначение связано с организацией деятельности самих социальных служб. Они закрепляют права, полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев системы социальной защиты населения. Распорядительные методы осуществляют оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств для их решения, определяют оперативность, и динамичность системы социальной защиты. Это: регламентирование, нормирование, инструктирование.
- Социологические методы. Они в значительной мере ориентированы на получение знания в социальной работе об обществе, социальной группе, личности. Это: наблюдение, опрос, анализ документов.
- Педагогические методы. Их особенность в воздействии на сознание человека с целью формирования определенного типа поведения или его коррекции. Это: убеждение, научение, метод позитивной перспективы, включение в активную коллективную деятельность.
- Психологические методы. Имеют своей особенностью воздействовать на психику человека с целью ее изменения. Это: психодиагностика (установление истоков проблемы, ее сути); психологическое консультирование; психологические тренинги (групповой метод, направленный на разрешение общей для группы проблемы); профориентационный отбор (позволяет человеку определяться на ранних этапах социализации).
- Специфические методы социальной работы. Это:
- социальное картографирование, т.е. метод создания социальных карт города, района с выявлением особенностей состава населения, социальных проблем, учреждений помощи и т.д.;
- социальное паспортирование: оно составляется по районам, городам, различным социальным службам;
- метод социальных биографий: включает в себя написание клиентом его ближайшего окружения, биографии своей проблемы;
- метод истории семей: включает описание различных сторон жизни семьи.