Метод – способ исследования, т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, подчиняющаяся решению конкретной задачи.
В психологии труда в качестве метода исследования может выступать
- прием научного исследования
- способ изложения материала
- система операций при работе на каком-то оборудовании и т.д.
Все системы методов включают следующие три группы методических приемов:
- Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент и т.п.)
- Специфические методы, характеризующие трудовую ситуацию в целом (производственный эксперимент, трудовой метод, метод профессиографического описания деятельности, метод моделирования и т.д.). Это классический методический аппарат психологии труда.
- Специфические методы, характеризующие элементы трудовой деятельности (метод искусственной деавтоматизации, анализ ошибок и аварий, алгоритмическое описание профессии и т.п.)
В психологии труда большинство методов могут применяться в 3 относительно самостоятельных аспектах:
- для психологического анализа профессиональной деятельности
- для разнообразных конкретных исследований (подбор кадров, профобучение, исследование динамики деятельности)
- для исследования конкретной личности, ее мотивов, потребностей, склонностей, проявляющихся в трудовой деятельности.
Основное требование при изучении объекта – системность, поэтому предпочтение отдается использованию не отдельных методов, а исследовательских программ.
Классификация методов исследования
Сделать выбор для проведения конкретного исследования из множества методов очень трудно. Чтобы облегчить ориентировку в методической базе, лучшим вариантом является классификация. Общепринятой классификации нет. Для решения одной и той же задачи в зависимости от обоснования можно выбрать разные методы.
По отраслям и направлениям психологии труда:
- методы профессиографии
- методы инженерной психологии
- методы профотбора
- методы анализа профессиональной деятельности
- методы юридической психологии
По методическому подходу
- компонентно-целевой подход и соответствующая группа методов (деятельность в целом делится на компоненты – действия, операции, движения)
- структурно-функциональный подход (в качестве ядра исследуется структура деятельности и ее функции)
- системный подход (компоненты, структура и динамические связи)
По научной сфере
В качестве основания используется та научная сфера, которой первородно принадлежал данный метод
- психологические методы
- физиологические
- математические
- имитационные (методы кибернетики)
Краткая характеристика основных методов психологии труда
Метод наблюдения
Используется очень широко.
Наблюдение - способ фиксации фактов явлений без вмешательства в естественный ход событий с последующим объяснением их психологической природы. Природа психических явлений в трудовом процессе сложна, что предъявляет особые требования к организации и подготовке наблюдения. Требуется точное описание действий, приемов, движений работающего в соответствии с производственными задачами и результатами труда.
Важнейший принцип наблюдения – сравнительный подход. Наблюдению и анализу подвергаются профессионалы с различной производительностью труда, с различным индивидуальным стилем деятельности и с различным уровнем опытности.
Наблюдению могут подвергаться отдельные звенья трудового процесса (оперирование орудием, работа с конкретным веществом, общение в процессе работы). При исследовании трудовой деятельности наблюдение дополняется объективными данными, полученными с помощью регистрации результатов измерительных средств (фотографии, видеосъемки, графического исследования соматических реакций)
В рамках психологии труда наблюдение было видоизменено и приобрело специфические формы:
Хронометраж – регистрация длительности трудового процесса в последовательности всех его звеньев с помощью хронометража определяет длительность отдельных трудовых операций, частоту их повторяемости, интенсивность, продолжительность пауз и т.д.
Хронометраж плодотворен в плане получения информации и в сложных профессиях (врач, руководитель, учитель).
Модификация хронометража – хронография и метод графического многопланового описания деятельности (хронометраж, осуществляемый с графической регистрацией в специальной графической карте.
Метод фотографии рабочего дня (ФРД) – вариант хронометража, который не отличается детализацией временных промежутков и операционной структуры деятельности. Направлен на фиксацию в целом трудового дня (основная, вспомогательная работа, паузы регламентированные, паузы нерегламентированные).
Метод самонаблюдения
- самоотчет непосредственного работника («думанье вслух») или проговаривание в момент выполнения работы своих действий и ощущений
- трудовой метод – разработанный в 30-е г.г. психотехниками метод для изучения внутренних механизмов. Психолог осуществляет трудовой процесс и смотрит на себя со стороны
Фиксация результатов в карте наблюдений. Недостаток – деятельность должна всегда осваиваться психологом профессионалом, а это сложно. Т.о. могут исследоваться довольно простые виды деятельности (швеи, вагоновожатого)
Кроме того, вследствие запрещения в свое время психотехники метод не перешел в психологию труда.
Эксперимент
Метод, при котором явление исследуется в специальных или заданных естественных условиях
Классификация эксперимента по Ломову и Смирнову
- Лабораторный эксперимент как разновидность физического моделирования. В психологии труда используется в 2 вариантах
- аналитический эксперимент (моделируется один элемент трудовой деятельности и с помощью тестов проводится его диагностика)
- синтетический эксперимент (исследуется деятельность в целом)
моделируется не трудовая деятельность, а условия, провоцирующие изменения в работе психических структур, которые задействованы в данной деятельности. Например, у работника фабрики по окраске тканей должно быть развито цветоразличение, исследуется порог цветоразличения.
- Естественный эксперимент
- Констатирующий – фиксирует конкретное состояние трудовой деятельности. Условия эксперимента воспринимаются испытуемым как реальные, естественные. Например, в деятельности авиадиспетчера изучается высокая эмоциональная нагрузка при отслеживании движения самолетов на экране; программа на экране воспроизводит искусственную ситуацию, испытуемый же не знает, что его деятельность искусственна. Фиксируется степень эмоционального напряжения.
- Формирующий – обеспечивает направленное изменение структуры трудовой деятельности или профессиональное обучение путем введения дополнительных задач и усложнения трудовой деятельности. Происходит формирование навыка.
3. Ситуационный эксперимент
Необходимость исследования большой степени напряженности, деятельности в стрессовых ситуациях привела к возникновению нового вида эксперимента – ситуационного.
Используется при изучении поведения личности в редко возникающих ситуациях, исключительных. Испытуемые воспринимают ситуационный эксперимент как реальность. Обязательное требование – соблюдение всех этических норм, принятых в данном социуме. Запрещен тренинговый прием ущемления самолюбия.
В целом эксперимент используется для изучения как психофизиологической стороны деятельности, так и для социально-психологической стороны деятельности. Однако для последней из этических соображений чаще используют метод тестов.
Тест
Стандартное, кратковременное испытание, обязательно имеющее возможность математической обработки. Исключительно диагностическое средство, констатирующее состояние на данный момент. Не ставит цели формирования чего-то нового. С помощью теста невозможно делать прогноз, трудно выявить динамику. Но существуют исследовательские схемы, которые позволяют с помощью тестов вскрыть динамику:
- лонгитюдный метод;
- метод поперечных срезов.
Разрабатывается программа из нескольких тестов и запускается в разные моменты трудового процесса.
Если исследование длительное, то в качестве испытуемых подбирается устойчивая группа (лонгитюд).
Если нужно исследовать динамику за короткий промежуток, то подбирается несколько групп рабочих (с разным уровнем подготовки, разного возраста, с вариацией всех исследуемых параметров в разных сочетаниях) и все данные сравниваются.
Метод профессиограмм
Наиболее широко разработан (реально не метод, а целый методический прием). В профессиографии используется множество разнообразных методов:
- социологические (анкеты, поросы, включенное наблюдение);
- психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и т.д.);
- физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, изменения артериального давления, антропометрических характеристик и т.д.);
- описание технологических процессов и др.
Профессиография - это описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических и психологических особенностей профессии. Берет начало в психотехнике. Создаются карты профессий с перечислением всех необходимых характеристик данной профессии (психологические, медицинские, физиологические, факторы климатической среды, технические, производственные параметры). С помощью различных диагностических процедур карты заполняются.
С точки зрения психологии в профессиограмме наибольшее значение имеет психограмма – психологическая характеристика профессии, набор психологических требований. Все остальные характеристики могут модифицироваться, психологические характеристики меняются сложнее.
Типы профессиографии по Е.М.Ивановой
Информационное профессиографирование предназначено для профконсультационной работы с людьми, стоящими перед выбором профессии. Ими могут быть школьники, выпускники учебных заведений, безработные, люди, решившие сменить работу. Главное назначение профессиограмм – первичное информирование о профессии, ее распространенности, уровне образования, требованиях к квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.
Диагностическое профессиографирование проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров. Исследуется характер взаимосвязей между основными составляющими трудовой деятельности: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.
Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи рекомендаций про совершенствованию профессиональной деятельности, проектирования профессионального роста, построения карьеры работников.
Методическое профессиографирование позволяет подобрать или разработать методы исследования ПВК и качеств работника для изучения динамики их изменения и характера функционирования. В зависимости от цели и задач исследования схема методического профессиографирования меняется.