Статьи | Разное

Международно-правовое регулирование прав и свобод человека

Основные вопросы

  1. Основы правового положения личности в зарубежных странах.
  2. Конституции зарубежных стран.
  3. Международные акты о правах человека.
  4. Региональные акты о защите прав человека.

 

Основы правового положения личности  в зарубежных странах. Конституционное обеспечение прав человека складыва­ется из текста самой конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов, а также решений судов. Конституционные гарантии прав личности действитель­ны тогда, когда они закреплены не только (и не столько) в тексте Основного закона, сколько в развернутой системе устоявшихся процедурных правил, которые на практике реализуют жизненность этих конституционных гарантий. Так, Римское право, заложившее классические правовые основы гражданского общества, предусматривало, напри­мер, ограничение продолжительности речи обвинителя ше­стью часами, в то время как обвиняемому и его адвокатам можно было выступать в свою защиту девять часов. Это правило, описанное античным римским юристом Плинием младшим, лучше, чем любая общая декларация, демонст­рирует гарантии права на защиту в суде двухтысячелетней давности. Вообще страны, впитавшие античные или неко­торые религиозные традиции, имеют тысячелетние основы для прав человека. Как отмечал в 1869 г. известный рус­ский мыслитель Владимир Соловьев, «христианство за много веков до принятия во Франции «Декларации прав и свобод гражданина» даровало людям большинство из из­вестных и наиболее значимых прав и свобод» (Соловьев В.  О христианском единстве.- М., 1993, С. 183).

Конституционное самообразование современного рос­сийского общества, попытки переосмыслить роль государ­ства в современном мире тесно связаны со стремлением осмыслить проблему эффективности конституционной системы с точки зрения ее достаточности для удовлетворения прав и свобод граждан. Однако даже самая лучшая для условий своего времени конституционная система мо­жет начать сдерживать прогресс и мешать развитию обще­ства, если в ней не заложена возможность для изменения и приспособления к новым экономическим, политическим и иным условиям. И дело здесь не только в поправках к тек­сту самой конституции либо принятии новой конституции. Конституция США 1787 г. с небольшим числом поправок сумела обеспечить за прошедшие два века преодоление многочисленных конституционных, политических и эко­номических кризисов во многом потому, что изначально была основана на общечеловеческих правовых ценностях, в том числе на идее свободы личности.

Конституционная декларация прав личности присутст­вовала практически во всех «социалистических» конститу­циях, но не имела в действительности механизма, который обеспечивал бы реальность декларативных положений Ос­новного закона. Так как для оценки реальности обеспече­ния прав человека конституционно-правовая практика зна­чительно важнее чистой конституционной теории, закреп­ленной в тексте соответствующего раздела Основного закона, важно усвоить конституционные уроки тех стран, где конституционно-правовые гарантии прав личности ре­ально, а не декларативно обеспечивались в течение веков или, по крайней мере, многих последних десятилетий.

В качестве успешно действующей (или действовавшей) конституционной схемы можно признать только ту, кото­рая обеспечила своим гражданам максимально возможный для данного периода времени уровень развития прав и сво­бод. Так, античные Афины или город-государство Флорен­ция эпохи Возрождения создали для своих граждан опти­мальные для того времени условия для творческого разви­тия, что уже само по себе позволяет дать высокую оценку их государственно-правовой структуре. Великобритания (страна неписаной конституции) в определенные века обеспечивала своих подданных высшими стандартами сво­боды и благосостояния. Таков же многовековой пример Швейцарии, Нидерландов и Швеции.

В тексте Конституции Французской Республики 1958 г. ничего не сказано о правах личности, а только подтвержде­на Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и пре­амбула предыдущей Конституции 1946 г. За этой скромной отсылочной нормой стоят документы с богатейшим конституционно-правовым содержанием. Права личности в Конституции США гарантируются Биллем о правах и другими последующими поправками, а не содержанием базового текста Основного закона. Мас­штаб системы конституционно-применительных норматив­ных актов США можно оценить только после ознакомления с многочисленными законодательными актами, а также судебными решениями, регламентирующими обеспечение прав и свобод личности.

Такая структура нормативного регулирования прав человека ничуть не хуже любой другой конституции, где основные права и свободы прописаны в тексте очень тщательно. Государственная практика Франции и США показывает достаточно высокий уровень обеспечения прав человека, что обеспечивается всей системой конституционно правовых нормативных актов, и именно это является истинным критерием качества конституционного регулирования. Так, Конституция Италии подробно перечисляет права, в том числе и экономические, но в целом итальянский гражданин не имеет большего объема прав, чем американец ил» француз.

Конституция Японии 1947 г. в статье 10 предписывает «Народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека. Эти основные права человека, гаранти­руемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимые вечных прав». Однако детализация конституционного текста не обеспечивает реальности предоставляемого права. Эта ре­альность обеспечивается другими законодательными акта­ми, а также судебными органами. Если последние незави­симы от других органов государственной власти, то пер­спектива судебной защиты является гарантией конституционного права. Поэтому Конституция Японии в статье 7 особо оговаривает: «Все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами». Значима формулировка также в Конституции Франции, где в статье 66 судебная власть названа «хранительницей личной свободы».     

Главной гарантией прав и свобод человека в демократи­ческом государстве является стройная, четко разработанная система конституционно-применительных нормативных актов всех уровней. Только в странах с прецедентной сис­темой права, где суд наделен по сути правотворческими правами, можно назвать главной гарантией суд. Во всех других странах неполнота и противоречивость законода­тельства может свести на нет любую конституционную норму даже при наличии независимого и самостоятельного суда.

Согласно классическим концепциям либерализма лич­ность рассматривалась как автономная по отношению к го­сударству, если она выполняла перед ним все свои обязан­ности (уплата налогов, воинская повинность, соблюдение законов). В индустриальном обществе положение в значи­тельной степени изменяется, так как государство, с одной стороны, регулирует определенные сферы деятельности гражданского общества, а с другой стороны, оно начинает осуществлять отдельные социальные функции (страхова­ние по безработице, бесплатное начальное образование, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслу­живание), что создает для личности возможность добиться осуществления своих отдельных интересов через государ­ство.

Классификация прав и свобод. Конституции и другие нормы конституционного права провозглашают права и свободы самого различного харак­тера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Итак, социально-экономические права и свободы опре­деляют правовое положение личности как члена граждан­ского общества. Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это фундаментальное право обеспечено всеми средст­вами юридической защиты от посягательства как со сторо­ны отдельных лиц, так и органов самого государства. В новых конституциях закреплена возможность отчуж­дения частной собственности в интересах общества.

После второй мировой войны конституциями Италии, Дании, Индии, Японии, Гватемалы, Коста-Рики, Габона, Бангладеш, Марокко, ряда других государств было провоз­глашено право на труд. В ряде конституций право на труд провозглашается лишь как желание или цель, к которой  стремится государство. Так, в статье 56 Политической Конституции Коста-Рики говорится: «Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом, надлежаще вознаграж­даемым, и не допускать условий, в какой-либо форме нарушающих свободу или достоинство человека или низводящих труд до положения предмета простой торговли. Государство гарантирует право свободного выбора работы».

Некоторые послевоенные конституции провозглашают также право на равную плату за равный труд и право на отдых, которые иногда рассматриваются как органическое продолжение права на труд. Наиболее четкое выражение эти положения нашли в Итальянской Конституции: «Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответст­вующее количеству и качеству его труда и достаточное, во всяком случае, для обеспечения ему и его семье свободного достойного существования... Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска; он не может от этого отказаться» (ст. 36). Иногда Основной закон содержит лишь упоминания об этих правах.

Важнейшим завоеванием трудящихся является право на забастовку, которое провозглашается либо признается конституционным правом всех демократических стран. В то же время зарубежное трудовое законодательство предусматривает различные способы и методы ограничения этого права.

В числе экономических завоеваний трудящихся можно назвать также страхование по безработице, пенсионное обеспечение престарелых и инвалидов, охрану женского и детского труда. Однако в некоторых современных странах существует фактиче­ское неравенство женщин, которое особенно наглядно про­является в сфере социально-экономической. Так, женщины, как правило, получают меньшую заработную плату за тот же труд, что и мужчины.

Политическими правами и свободами гражданин государства наделяется как член политической общности. Важнейшим политическим правом является избира­тельная правосубъектностъ гражданина, состоящая из ак­тивного и пассивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность участвовать в форми­ровании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей.

Особое значение имеют права, обеспечивающие свободу выражения мнений, — свобода слова, печати, право на по­лучение информации, а также свобода распространения информации.

В число духовных свобод, провозглашаемых конститу­циями, входит свобода совести, которая исторически воз­никла как веротерпимость, т.е. признаваемое государством за каждым гражданином право исповедовать любую рели­гию. Свобода совести предполагает отделение церкви от государства и школы от церкви.

В некоторых старых конституциях устанавливалось провозглашение государственной церкви (Англия, Норве­гия, Колумбия). Многие послевоенные конституции также провозглашают государственную религию.

Одной из важных свобод является свобода союзов и ас­социаций, которые в современную эпоху провозглашаются конституциями всех демократических государств.

Свобода союзов означает законодательное признание за всеми гражданами права на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов.

Провозглашаемая конституциями свобода ассоциаций означает предоставление гражданам права на создание по­литических партий и иных общественных организаций.

К числу иных прав и свобод политического характера относятся свобода шествий и свобода собраний.  

Личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. Западная теория час­то рассматривает эту категорию прав и свобод как естест­венную, дарованную человеку не государством, а природой или Богом. На практике эти права и свободы также носят позитивный характер, так как они имеют юридическую си­лу только тогда, когда порядок их применения устанавли­вается законом. Довольно многочисленные личные права и свободы можно условно подразделить на две основные группы: права и свободы, защищающие человека от произ­вола со стороны других лиц, и права и свободы, защищаю­щие человека от произвола со стороны государства.

Согласно идеям «правового государства» и «правления права» государство не только обязано соблюдать свои соб­ственные законы, но и не может допускать каких-либо ак­тов произвола в отношении своих граждан. Эти воззрения нашли свое выражение в том, что конституционное право устанавливает многочисленные юридические гарантии, за­щищающие личность от произвола со стороны государства и его органов. Эти гарантии находят свое выражение в про­возглашении таких прав и свобод, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения и выбо­ра места жительства и некоторых других.

Среди других личных прав и свобод, предоставляемых законодательством человеку как физическому лицу, можно назвать следующие: свобода от произвольного ареста и необоснованной уголовной репрессии, право на свободное заключение брака, запрещение пыток и необычайных нака­заний.

Конституционно-правовой институт обязанностей гра­ждан начал оформляться и приобретать юридическое вы­ражение лишь после второй мировой войны. Традиционными обязанностями, которые государство молчаливо или открыто возлагало на своих граждан, явля­лись: подчинение законам и иным нормативным актам, уплата налогов и воинская повинность. В новейших кон­ституциях появляется не только сам термин «обязанности граждан», но даже соответствующие главы и разделы.

Наряду с провозглашением свободы труда и даже права на труд в некоторых конституциях декларируется обязан­ность трудиться. Так, Конституция Гватемалы устанавли­вает: «Труд является правом. Всякое лицо обязано своим трудом способствовать социальному прогрессу и благосос­тоянию. Бродяжничество наказуемо» (ст. 112); Конститу­ция Коста-Рики гласит: «Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом...» (ст. 56); в Конституции Ис­пании говорится: «Все испанцы имеют право на труд и обя­заны трудиться...» (ст. 35).

Аналогичные положения содержатся в конституциях Панамы, Уругвая, Японии, Габонской Республики и неко­торых других. Несмотря на всю свою декларативность, эта обязанность демократична по своему характеру, ибо она укрепляет легальные позиции трудящихся в борьбе против безработицы.

Довольно широкое распространение получило провоз­глашение такой обязанности, как забота о детях. Так, в статье 30 Конституции Итальянской Республики провоз­глашается: «Родители вправе и обязаны содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака».

Основные черты и особенности конституций зарубежных стран. В настоящее время насчитывается более ста действую­щих конституций. Некоторые из них приняты свыше ста лет назад. Наиболее старыми являются конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Люксембурга 1868 г., Швейцарии 1874 г. До второй мировой войны были приняты и ныне действуют конституции Австралии, Мек­сики, Ирландии. Однако большинство конституций появи­лось после второй мировой войны. Это конституции стран Азии, Африки, Америки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминикан­ская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Республика Корея, Филиппины).

Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, ис­торические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты. Так, во-первых, все конституции в той либо иной форме провозгла­шают лозунг народного суверенитета, во-вторых, все конституции в той либо иной форме закрепляют институт частной собственности, в-третьих, в конституциях обычно воспроизводятся и закрепля­ются основные принципы теории разделения властей, в-четвертых, все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства - республику или монархию, в-пятых, конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, в-шестых, все конституции в той либо иной форме провозгла­шают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных, в-седьмых, конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и поря­док деятельности составляющих ее подсистем, в число которых входят глава государства, правительство и парламент. Во мно­гих послевоенных конституциях получил закрепление ин­ститут конституционного надзора. Он был конституционно оформлен во Франции (1946, 1958), в Италии (1947), в ФРГ (1949), в Португалии (1976), в Испании (1978) и в ряде дру­гих стран.

Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения можно вы­вести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны. Наиболее типичным примером в этом плане является Конституция Соединен­ных Штатов Америки, содержащая в себе лишь общие принципы организации центральной государственной вла­сти и распределения компетенции между Союзом и штата­ми. Подобная лапидарность Основного закона давала воз­можность управлять более «свободно», дополняя, видоиз­меняя и переиначивая конституционные предписания с помощью обычных законов, нормативных актов исполни­тельной власти, толкований. Именно в ходе такого нормотворчества в США была создана «живая конститу­ция», существеннейшим образом отличающаяся от офи­циального конституционного текста. Конституции, принятые после второй мировой войны, как правило, более детальны.

Конституции зарубежных стран опираются на общепризнанные нормы и принципы международного права, которое имеет многовековую историю. Так, к числу первых международных актов о правах человека относятся следующие:

  1. Великая Хартия вольностей (Англия, 1215г.)
  2. Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (известный как Habeas Corpus Act, 1679г.)
  3. Билль о правах (Великобритания, 1689г.)
  4. Акт о дальнейшем ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного (Великобритания, 1701г.)
  5. Декларация независимости (США, 1776г.)
  6. Билль о правах (США, 1791г.)
  7. Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789г.)

Основу современного международного права составляют международные документы универсального характера:

  1. Устав Организации Объединенных Наций (1945г.)

2.. Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948г.)

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966г.)
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966г.)
  3. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ООН, 1966г.)
  4. Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (ООН, 1989г.)

  Одним из общепризнанных принципов является принцип нондискриминации. В целях предупреждения дискриминации в социальной сфере были приняты Конвенция о дискриминации в области труда и занятий  (МОТ, 1958г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования   (ООН, 1960г.)

Часть международных документов посвящены защите прав отдельных категорий населения. Так, права женщин на международном уровне гарантируют следующие акты:

  1. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (ООН, 1974г.)
  2. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (ООН, 1967г.)
  3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН, 1979г.)
  4. Конвенция о политических правах женщины (ООН, 1952г.)
  5. Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (ООН, 1962г.)
  6. Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (ООН, 1965г.)
  7. Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (МОТ, 1951г.)

Права детей защищают акты:

  1. Декларация прав ребенка (ООН, 1959г.)
  2. Декларация о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (ООН, 1986г.)
  3. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (ООН, 1990г.)
  4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (ООН, 1985г.)
  5. Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989г.)

На международном уровне действуют договоры о сотрудничестве в деле защиты отдельных прав граждан: экономических, социальных, культурных, права на гражданство и сободу. Так, экономические и социальные права регулируют следующие акты:

  1. Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969г.)
  2. Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания (ООН, 1974г.)
  3. Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества (ООН, 1975г.)
  4. Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975г.)
  5. Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971г.)
  6. Конвенция о политике в области занятости (МОТ, 1964г.)
  7. Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы (МОТ, 1988г.)
  8. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (ООН, 1990г.)
  9. Конвенция об основных целях и нормах социальной политики (МОТ, 1962г.)
  10. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (МОТ, 1952г.)

      Права на пользование достижениями культуры, информацией, свобода ассоциации рассмотрены в договорах:

  1. Декларация принципов международного культурного сотрудничества (Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры, 1966г.)
  2. Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (МОТ, 1948г.)
  3. Конвенция о международном праве опровержения (ООН, 1952г.)

Вопросам гражданства, беженцев, права убежища посвящены:

  1. Декларация о территориальном убежище (ООН, 1967г.)
  2. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (ООН, 1985г.)
  3. Конвенция о гражданстве замужней женщины (ООН, 1957г.)
  4. Конвенция о сокращении без гражданства (Конференция полномочных представителей, 1961г.)
  5. Конвенция о статусе апатридов (Конференция полномочных представителей, 1954г.)
  6. Конвенция о статусе беженцев (Конференция полномочных представителей, 1951г.)
  7. Протокол, касающийся статуса беженцев (1966г.)
  8. Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (ООН, 1950г.)

Рабство, подневольное состояние, принудительный труд недопустимы согласно ряду актов, к числу которых относятся следующие:

  1. Конвенция о рабстве (1926г.)
  2. Протокол о внесении изменений в Конвенцию о рабстве (ООН, 1953г.)
  3. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (Конференция полномочных представителей, 1956г.)
  4. Конвенция о принудительном труде (МОТ, 1930г.)
  5. Конвенция об упразднении принудительного труда (МОТ, 1957г.)
  6. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (ООН, 1949г.)

Также значимыми являются документы регионального характера, в частности, документы Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, а также Американская конвенция о правах человека (1969г.) и Африканская Хартия прав человека и народов (1981г.). Документы Совета Европы:

  1. Устав Совета Европы (1949г.)
  2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.)
  3. Европейская Социальная Хартия (1961г.)
  4. Европейская культурная конвенция (1954г.)
  5. Европейская Конвенция о выдаче (1957г.)
  6. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959г.)
  7. Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977г.)
  8. Европейская Конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений (1983г.)
  9. Конвенция о передаче осужденных лиц (1983г.)
  10. Европейская Хартия о местном самоуправлении (1985г.)
  11. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987г.)
  12. Европейская Хартия о региональных языках и языках меньшинств (1992г.)
  13. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995г.)

Документы Содружества Независимых Государств:

  1. Устав Содружества Независимых Государств (1993г.)
  2. Соглашение о безвизовом передвижении граждан Содружества Независимых Государств по территории его участников (1992г.)
  3. Положение о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств (1993г.)
  4. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1993г.)
  5. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994г.)
  6. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995г.)

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское