Основные вопросы
- Основы правового положения личности в зарубежных странах.
- Конституции зарубежных стран.
- Международные акты о правах человека.
- Региональные акты о защите прав человека.
Основы правового положения личности в зарубежных странах. Конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов, а также решений судов. Конституционные гарантии прав личности действительны тогда, когда они закреплены не только (и не столько) в тексте Основного закона, сколько в развернутой системе устоявшихся процедурных правил, которые на практике реализуют жизненность этих конституционных гарантий. Так, Римское право, заложившее классические правовые основы гражданского общества, предусматривало, например, ограничение продолжительности речи обвинителя шестью часами, в то время как обвиняемому и его адвокатам можно было выступать в свою защиту девять часов. Это правило, описанное античным римским юристом Плинием младшим, лучше, чем любая общая декларация, демонстрирует гарантии права на защиту в суде двухтысячелетней давности. Вообще страны, впитавшие античные или некоторые религиозные традиции, имеют тысячелетние основы для прав человека. Как отмечал в 1869 г. известный русский мыслитель Владимир Соловьев, «христианство за много веков до принятия во Франции «Декларации прав и свобод гражданина» даровало людям большинство из известных и наиболее значимых прав и свобод» (Соловьев В. О христианском единстве.- М., 1993, С. 183).
Конституционное самообразование современного российского общества, попытки переосмыслить роль государства в современном мире тесно связаны со стремлением осмыслить проблему эффективности конституционной системы с точки зрения ее достаточности для удовлетворения прав и свобод граждан. Однако даже самая лучшая для условий своего времени конституционная система может начать сдерживать прогресс и мешать развитию общества, если в ней не заложена возможность для изменения и приспособления к новым экономическим, политическим и иным условиям. И дело здесь не только в поправках к тексту самой конституции либо принятии новой конституции. Конституция США 1787 г. с небольшим числом поправок сумела обеспечить за прошедшие два века преодоление многочисленных конституционных, политических и экономических кризисов во многом потому, что изначально была основана на общечеловеческих правовых ценностях, в том числе на идее свободы личности.
Конституционная декларация прав личности присутствовала практически во всех «социалистических» конституциях, но не имела в действительности механизма, который обеспечивал бы реальность декларативных положений Основного закона. Так как для оценки реальности обеспечения прав человека конституционно-правовая практика значительно важнее чистой конституционной теории, закрепленной в тексте соответствующего раздела Основного закона, важно усвоить конституционные уроки тех стран, где конституционно-правовые гарантии прав личности реально, а не декларативно обеспечивались в течение веков или, по крайней мере, многих последних десятилетий.
В качестве успешно действующей (или действовавшей) конституционной схемы можно признать только ту, которая обеспечила своим гражданам максимально возможный для данного периода времени уровень развития прав и свобод. Так, античные Афины или город-государство Флоренция эпохи Возрождения создали для своих граждан оптимальные для того времени условия для творческого развития, что уже само по себе позволяет дать высокую оценку их государственно-правовой структуре. Великобритания (страна неписаной конституции) в определенные века обеспечивала своих подданных высшими стандартами свободы и благосостояния. Таков же многовековой пример Швейцарии, Нидерландов и Швеции.
В тексте Конституции Французской Республики 1958 г. ничего не сказано о правах личности, а только подтверждена Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула предыдущей Конституции 1946 г. За этой скромной отсылочной нормой стоят документы с богатейшим конституционно-правовым содержанием. Права личности в Конституции США гарантируются Биллем о правах и другими последующими поправками, а не содержанием базового текста Основного закона. Масштаб системы конституционно-применительных нормативных актов США можно оценить только после ознакомления с многочисленными законодательными актами, а также судебными решениями, регламентирующими обеспечение прав и свобод личности.
Такая структура нормативного регулирования прав человека ничуть не хуже любой другой конституции, где основные права и свободы прописаны в тексте очень тщательно. Государственная практика Франции и США показывает достаточно высокий уровень обеспечения прав человека, что обеспечивается всей системой конституционно правовых нормативных актов, и именно это является истинным критерием качества конституционного регулирования. Так, Конституция Италии подробно перечисляет права, в том числе и экономические, но в целом итальянский гражданин не имеет большего объема прав, чем американец ил» француз.
Конституция Японии 1947 г. в статье 10 предписывает «Народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека. Эти основные права человека, гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимые вечных прав». Однако детализация конституционного текста не обеспечивает реальности предоставляемого права. Эта реальность обеспечивается другими законодательными актами, а также судебными органами. Если последние независимы от других органов государственной власти, то перспектива судебной защиты является гарантией конституционного права. Поэтому Конституция Японии в статье 7 особо оговаривает: «Все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами». Значима формулировка также в Конституции Франции, где в статье 66 судебная власть названа «хранительницей личной свободы».
Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом государстве является стройная, четко разработанная система конституционно-применительных нормативных актов всех уровней. Только в странах с прецедентной системой права, где суд наделен по сути правотворческими правами, можно назвать главной гарантией суд. Во всех других странах неполнота и противоречивость законодательства может свести на нет любую конституционную норму даже при наличии независимого и самостоятельного суда.
Согласно классическим концепциям либерализма личность рассматривалась как автономная по отношению к государству, если она выполняла перед ним все свои обязанности (уплата налогов, воинская повинность, соблюдение законов). В индустриальном обществе положение в значительной степени изменяется, так как государство, с одной стороны, регулирует определенные сферы деятельности гражданского общества, а с другой стороны, оно начинает осуществлять отдельные социальные функции (страхование по безработице, бесплатное начальное образование, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание), что создает для личности возможность добиться осуществления своих отдельных интересов через государство.
Классификация прав и свобод. Конституции и другие нормы конституционного права провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Итак, социально-экономические права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это фундаментальное право обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства как со стороны отдельных лиц, так и органов самого государства. В новых конституциях закреплена возможность отчуждения частной собственности в интересах общества.
После второй мировой войны конституциями Италии, Дании, Индии, Японии, Гватемалы, Коста-Рики, Габона, Бангладеш, Марокко, ряда других государств было провозглашено право на труд. В ряде конституций право на труд провозглашается лишь как желание или цель, к которой стремится государство. Так, в статье 56 Политической Конституции Коста-Рики говорится: «Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом, надлежаще вознаграждаемым, и не допускать условий, в какой-либо форме нарушающих свободу или достоинство человека или низводящих труд до положения предмета простой торговли. Государство гарантирует право свободного выбора работы».
Некоторые послевоенные конституции провозглашают также право на равную плату за равный труд и право на отдых, которые иногда рассматриваются как органическое продолжение права на труд. Наиболее четкое выражение эти положения нашли в Итальянской Конституции: «Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное, во всяком случае, для обеспечения ему и его семье свободного достойного существования... Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска; он не может от этого отказаться» (ст. 36). Иногда Основной закон содержит лишь упоминания об этих правах.
Важнейшим завоеванием трудящихся является право на забастовку, которое провозглашается либо признается конституционным правом всех демократических стран. В то же время зарубежное трудовое законодательство предусматривает различные способы и методы ограничения этого права.
В числе экономических завоеваний трудящихся можно назвать также страхование по безработице, пенсионное обеспечение престарелых и инвалидов, охрану женского и детского труда. Однако в некоторых современных странах существует фактическое неравенство женщин, которое особенно наглядно проявляется в сфере социально-экономической. Так, женщины, как правило, получают меньшую заработную плату за тот же труд, что и мужчины.
Политическими правами и свободами гражданин государства наделяется как член политической общности. Важнейшим политическим правом является избирательная правосубъектностъ гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность участвовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей.
Особое значение имеют права, обеспечивающие свободу выражения мнений, — свобода слова, печати, право на получение информации, а также свобода распространения информации.
В число духовных свобод, провозглашаемых конституциями, входит свобода совести, которая исторически возникла как веротерпимость, т.е. признаваемое государством за каждым гражданином право исповедовать любую религию. Свобода совести предполагает отделение церкви от государства и школы от церкви.
В некоторых старых конституциях устанавливалось провозглашение государственной церкви (Англия, Норвегия, Колумбия). Многие послевоенные конституции также провозглашают государственную религию.
Одной из важных свобод является свобода союзов и ассоциаций, которые в современную эпоху провозглашаются конституциями всех демократических государств.
Свобода союзов означает законодательное признание за всеми гражданами права на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов.
Провозглашаемая конституциями свобода ассоциаций означает предоставление гражданам права на создание политических партий и иных общественных организаций.
К числу иных прав и свобод политического характера относятся свобода шествий и свобода собраний.
Личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. Западная теория часто рассматривает эту категорию прав и свобод как естественную, дарованную человеку не государством, а природой или Богом. На практике эти права и свободы также носят позитивный характер, так как они имеют юридическую силу только тогда, когда порядок их применения устанавливается законом. Довольно многочисленные личные права и свободы можно условно подразделить на две основные группы: права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны других лиц, и права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны государства.
Согласно идеям «правового государства» и «правления права» государство не только обязано соблюдать свои собственные законы, но и не может допускать каких-либо актов произвола в отношении своих граждан. Эти воззрения нашли свое выражение в том, что конституционное право устанавливает многочисленные юридические гарантии, защищающие личность от произвола со стороны государства и его органов. Эти гарантии находят свое выражение в провозглашении таких прав и свобод, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения и выбора места жительства и некоторых других.
Среди других личных прав и свобод, предоставляемых законодательством человеку как физическому лицу, можно назвать следующие: свобода от произвольного ареста и необоснованной уголовной репрессии, право на свободное заключение брака, запрещение пыток и необычайных наказаний.
Конституционно-правовой институт обязанностей граждан начал оформляться и приобретать юридическое выражение лишь после второй мировой войны. Традиционными обязанностями, которые государство молчаливо или открыто возлагало на своих граждан, являлись: подчинение законам и иным нормативным актам, уплата налогов и воинская повинность. В новейших конституциях появляется не только сам термин «обязанности граждан», но даже соответствующие главы и разделы.
Наряду с провозглашением свободы труда и даже права на труд в некоторых конституциях декларируется обязанность трудиться. Так, Конституция Гватемалы устанавливает: «Труд является правом. Всякое лицо обязано своим трудом способствовать социальному прогрессу и благосостоянию. Бродяжничество наказуемо» (ст. 112); Конституция Коста-Рики гласит: «Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом...» (ст. 56); в Конституции Испании говорится: «Все испанцы имеют право на труд и обязаны трудиться...» (ст. 35).
Аналогичные положения содержатся в конституциях Панамы, Уругвая, Японии, Габонской Республики и некоторых других. Несмотря на всю свою декларативность, эта обязанность демократична по своему характеру, ибо она укрепляет легальные позиции трудящихся в борьбе против безработицы.
Довольно широкое распространение получило провозглашение такой обязанности, как забота о детях. Так, в статье 30 Конституции Итальянской Республики провозглашается: «Родители вправе и обязаны содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака».
Основные черты и особенности конституций зарубежных стран. В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше ста лет назад. Наиболее старыми являются конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Люксембурга 1868 г., Швейцарии 1874 г. До второй мировой войны были приняты и ныне действуют конституции Австралии, Мексики, Ирландии. Однако большинство конституций появилось после второй мировой войны. Это конституции стран Азии, Африки, Америки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Республика Корея, Филиппины).
Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты. Так, во-первых, все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета, во-вторых, все конституции в той либо иной форме закрепляют институт частной собственности, в-третьих, в конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей, в-четвертых, все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства - республику или монархию, в-пятых, конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, в-шестых, все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных, в-седьмых, конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем, в число которых входят глава государства, правительство и парламент. Во многих послевоенных конституциях получил закрепление институт конституционного надзора. Он был конституционно оформлен во Франции (1946, 1958), в Италии (1947), в ФРГ (1949), в Португалии (1976), в Испании (1978) и в ряде других стран.
Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения можно вывести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны. Наиболее типичным примером в этом плане является Конституция Соединенных Штатов Америки, содержащая в себе лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами. Подобная лапидарность Основного закона давала возможность управлять более «свободно», дополняя, видоизменяя и переиначивая конституционные предписания с помощью обычных законов, нормативных актов исполнительной власти, толкований. Именно в ходе такого нормотворчества в США была создана «живая конституция», существеннейшим образом отличающаяся от официального конституционного текста. Конституции, принятые после второй мировой войны, как правило, более детальны.
Конституции зарубежных стран опираются на общепризнанные нормы и принципы международного права, которое имеет многовековую историю. Так, к числу первых международных актов о правах человека относятся следующие:
- Великая Хартия вольностей (Англия, 1215г.)
- Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (известный как Habeas Corpus Act, 1679г.)
- Билль о правах (Великобритания, 1689г.)
- Акт о дальнейшем ограничении Короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного (Великобритания, 1701г.)
- Декларация независимости (США, 1776г.)
- Билль о правах (США, 1791г.)
- Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789г.)
Основу современного международного права составляют международные документы универсального характера:
- Устав Организации Объединенных Наций (1945г.)
2.. Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948г.)
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966г.)
- Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966г.)
- Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ООН, 1966г.)
- Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (ООН, 1989г.)
Одним из общепризнанных принципов является принцип нондискриминации. В целях предупреждения дискриминации в социальной сфере были приняты Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (МОТ, 1958г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ООН, 1960г.)
Часть международных документов посвящены защите прав отдельных категорий населения. Так, права женщин на международном уровне гарантируют следующие акты:
- Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (ООН, 1974г.)
- Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (ООН, 1967г.)
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН, 1979г.)
- Конвенция о политических правах женщины (ООН, 1952г.)
- Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (ООН, 1962г.)
- Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (ООН, 1965г.)
- Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (МОТ, 1951г.)
Права детей защищают акты:
- Декларация прав ребенка (ООН, 1959г.)
- Декларация о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (ООН, 1986г.)
- Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (ООН, 1990г.)
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (ООН, 1985г.)
- Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989г.)
На международном уровне действуют договоры о сотрудничестве в деле защиты отдельных прав граждан: экономических, социальных, культурных, права на гражданство и сободу. Так, экономические и социальные права регулируют следующие акты:
- Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969г.)
- Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания (ООН, 1974г.)
- Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества (ООН, 1975г.)
- Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975г.)
- Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971г.)
- Конвенция о политике в области занятости (МОТ, 1964г.)
- Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы (МОТ, 1988г.)
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (ООН, 1990г.)
- Конвенция об основных целях и нормах социальной политики (МОТ, 1962г.)
- Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (МОТ, 1952г.)
Права на пользование достижениями культуры, информацией, свобода ассоциации рассмотрены в договорах:
- Декларация принципов международного культурного сотрудничества (Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры, 1966г.)
- Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (МОТ, 1948г.)
- Конвенция о международном праве опровержения (ООН, 1952г.)
Вопросам гражданства, беженцев, права убежища посвящены:
- Декларация о территориальном убежище (ООН, 1967г.)
- Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (ООН, 1985г.)
- Конвенция о гражданстве замужней женщины (ООН, 1957г.)
- Конвенция о сокращении без гражданства (Конференция полномочных представителей, 1961г.)
- Конвенция о статусе апатридов (Конференция полномочных представителей, 1954г.)
- Конвенция о статусе беженцев (Конференция полномочных представителей, 1951г.)
- Протокол, касающийся статуса беженцев (1966г.)
- Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (ООН, 1950г.)
Рабство, подневольное состояние, принудительный труд недопустимы согласно ряду актов, к числу которых относятся следующие:
- Конвенция о рабстве (1926г.)
- Протокол о внесении изменений в Конвенцию о рабстве (ООН, 1953г.)
- Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (Конференция полномочных представителей, 1956г.)
- Конвенция о принудительном труде (МОТ, 1930г.)
- Конвенция об упразднении принудительного труда (МОТ, 1957г.)
- Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (ООН, 1949г.)
Также значимыми являются документы регионального характера, в частности, документы Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств, а также Американская конвенция о правах человека (1969г.) и Африканская Хартия прав человека и народов (1981г.). Документы Совета Европы:
- Устав Совета Европы (1949г.)
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.)
- Европейская Социальная Хартия (1961г.)
- Европейская культурная конвенция (1954г.)
- Европейская Конвенция о выдаче (1957г.)
- Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959г.)
- Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977г.)
- Европейская Конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений (1983г.)
- Конвенция о передаче осужденных лиц (1983г.)
- Европейская Хартия о местном самоуправлении (1985г.)
- Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987г.)
- Европейская Хартия о региональных языках и языках меньшинств (1992г.)
- Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995г.)
Документы Содружества Независимых Государств:
- Устав Содружества Независимых Государств (1993г.)
- Соглашение о безвизовом передвижении граждан Содружества Независимых Государств по территории его участников (1992г.)
- Положение о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств (1993г.)
- Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1993г.)
- Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994г.)
- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995г.)