Статьи | Разное

Миграция рабочей силы. Государственное регулирование трудовой миграции

Движение рабочей силы тесно связано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещениями. Миграция населения известна с давних времен, исторически это была первая форма существования МЭО.

Миграция (от лат. «перехожу», «переселяюсь») – это перемещения людей через границы определенных территорий, связанные, как правило, со сменой места жительства.

 Международная миграция существует в различных формах: трудовая, семейная, рекреационная, туристическая. Миграция носит добровольный характер. Но истории известны факты принудительной миграции (доставка черных рабов на Американский континент).

Виды миграции:

1)      Эмиграция – это выезд граждан из своей страны, иммиграция – это въезд граждан другого государства на территорию данной страны;

2)      Внешняя миграция – миграция населения между странами, внутренняя миграция – миграция в пределах национальных границ;

3)      Трудовая миграция. Международный рынок рабочей силы существует в виде трудовой миграции, которая является формой экспорта и импорта рабочей силы.

Причинами трудовой миграции являются факторы экономического, культурного, экологического, политического, национального, религиозного, расового, психологического, гуманитарного, правового порядка. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с наиболее высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях зарплаты за ту или иную профессиональную деятельность.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

  1. Безвозвратная, при которой мигранты выезжают на ПМЖ в принимающей стране;
  2. Временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1 года до 6 лет;
  3. Сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (с/х и сфера услуг);
  4. Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно;
  5. Нелегальная (незаконный въезд в страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством);
  6. «Утечка умов» – это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства в преимущественно промышленно развитые страны, ведущая к утрате квалифицированных специалистов стран-доноров (ученых, «звезд» спорта).

Для стран-доноров эмиграция приносит следующие преимущества:

- уменьшается давление избыточных трудовых ресурсов, частично снижается безработица и социальная напряженность в стране;

- после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, владеющие передовой организацией труда;

-  страны получают валютные переводы от своих граждан, работающих за рубежом.

Недостатки эмиграции состоят в следующем:

-   отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;

-   потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов (при «утечке умов»).

Принимающие трудовых мигрантов страны получают следующие выгоды:

a)      экономия на зарплате (иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров);

b)      повышение конкурентоспособности их товаров вследствие уменьшения издержек производства;

c)      за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления;

d)      экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-иммигрантов;

e)      иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, т.к. они первыми могут быть уволены;

f)        иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.

К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, можно отнести:

  • появление дискриминации по отношению к иностранцам, межнациональная неприязнь;
  • недовольство коренного населения, возникновение элементов социальной напряженности.

Государственное регулирование трудовой миграции

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений.

Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

  1. профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);
  2. возрастной ценз;
  3. состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);
  4. социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);
  5. квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

-  уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;

-  первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

-  налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

- ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.

В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское