Статьи | Разное

Направления и принципы государственной научно-технической политики

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, научные организации в пределах своих полномочий определяют направления развития отраслевой и межотраслевой науки, в том числе приоритетные, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации, разработку и реализацию научных и научно-технических планов, программ и проектов, развитие интеграции науки и техники.

Ученые советы научных организаций утверждают планы научных работ и саморазвития исходя из государственных заказов, сложившегося профиля, научных и экономических интересов и принципов.

Государственная научно-техническая политика строится на основе направлений, опубликованных в доктрине развития российской науки еще в 1996 г:

  • поддержка развития науки в качестве приоритетной задачи государства;
  • выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-технических и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере не менее 3% его расходной части с ежегодным увеличением размера этих средств по мере стабилизации экономики;
  • создание условий для развития фундаментальных научных исследований и ведущих научных школ; повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; реформирование сферы науки путем усовершенствования принципов управления, финансирования и организации научных исследований;
  • интеграция науки и образования, развитие системы подготовки квалифицированных научных кадров;
  • создание условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
  • ориентация отечественного научного потенциала на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны.

Государственная научно-техническая политика осуществляется на основе следующих принципов:

  • признание науки социально значимой отраслью;
  • гласность при выборе приоритетных направлений развития;
  • гарантия приоритетности развития фундаментальных научных исследований;
  • интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности;
  • поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в науке;
  • концентрация ресурсов;
  • стимулирование через систему экономических и иных льгот;
  • развитие посредством создания системы государственных на­учных центров и других структур;
  • стимулирование деятельности в субъектах РФ и интеграция их научно-технического потенциала;
  • развитие международного сотрудничества.

Направления инновационного развития в базовых отраслях.

Предлагается до 2030 г. сконцентрировать ресурсы на следующих направлениях системы инновационно-технологических приоритетов.

международные фундаментальные исследования и долгосрочные прогнозы. В их составе перечисляются проблемы, предполагаемые к разработке: человек и общество в XXI в., формирование новой научной парадигмы; фундаментальные основы шестого технологического уклада и постиндустриального технологического способа производства; становление ноосферы и устойчивое развитие; долгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития мира и России.

Естественно, что такого рода исследования позволят определить не только место России в глобальной системе мира, но и векторы развития каждого человека, страны и сообщества в целом на перспективу. В связи с этим должны появиться парадигмы прежде всего в области образования, которое должно опережать достижения технологий минимум на пять лет (срок обучения в вузе), а затем во всех остальных сферах, и в первую очередь в сфере науки, которая должна строиться комплексно и системно по всем областям знаний. Научные прорывы, которые возможны только в отдельных направлениях, необходимо срочно коммериализировать, делать их приоритетными для обеспечения конкурентоспособности и доходности отраслей страны в целом;

биотехнология и биомедицина: создание новых поколений лекарственных препаратов и пищевых добавок, сельскохозяйственных растений и животных, биологических средств их защиты; извлечение полезных компонентов из руд биотехнологическими методами; использование биотехнологических методов в экологических целях.

Вся научность этого направления, на наш взгляд, должна сводиться к системному подходу по вопросам обеспечения жизнедеятельности человека в гармонии с окружающей средой. Отсюда следуют проблемы, которые надо решать в области питания, защиты человека от вредного воздействия окружающей среды и в то же время согласования его действий с природой, ее законами, в области сохранения здоровья человека и продолжительности его жизни в еще не сформированных наукой понятиях комфортности.

Другие направления — новейшие нанотехнологические и информационные технологии и системы (нанотехнологии, фотоника, опто-информатика; программирование и моделирование; национальные информационные системы в области медицины, науки, образования, культуры, экомониторинг); энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоресурсы (принципиально новые генераторы энергии и средства ее передачи, водородная и гемоэнергетика, возобновляемые энергоресурсы; энергосбережение); принципиально новые материалы (композиты и пластмассы новых поколений; керамика; катализаторы; сверхтвердые и интеллектуальные материалы); системы машин и технологий новых поколений (КАЛС — технологии; робототехнические комплексы; гибкие производственные системы; лазерные, плазменные, мембранные технологии); новые поколения авиакосмических технологий, средств транспорта и связи (новые поколения космических и летательных аппаратов, систем связи, железнодорожного, водного, автомобильного транспорта, струнные транспортные сети); новые поколения оборонно-технических систем и средств безопасности — являются лишь средствами обеспечения первых двух. Давно назрела проблема систематизации научных проблем, их структуризации, построения межотраслевой системы, подобно «шахматке» межотраслевого баланса, используемого в национальном счетоводстве. В настоящее время только в рассматриваемой Стратегии структурно изложены ее цели и научные основы инновационного развития РФ.

Организация отраслевой системы подготовки кадров.

Профессиональная подготовка кадров осуществляется в трех сферах: в комплексной специализированной отрасли «Образование», непосредственно в отраслях и корпорациях и в системе функциональных министерств и ведомств.

В специализированной отрасли профессиональная подготовка отраслевых кадров является частью общей системы преемственных образовательных программ на базе единого государственного стандарта. Она включает начальное, среднее, высшее и послевузовское образование. Соответственно и обучение осуществляется через сеть реализующих программ и стандартов образовательных учреждений.

Образовательные учреждения, как правило, финансируются из бюджета, но могут функционировать на хозрасчетной (платной) основе. В любом случае образовательное учреждение может работать только на основе лицензии и должно пройти государственную аккредитацию.

Формы получения образования разнообразны: дневное, вечернее, заочное, семейное, самообразование и экстернат.

В учебных заведениях профессионального образования учебные планы по специальности включают разделы:

  • общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
  • математических и общих естественно-научных дисциплин;
  • общепрофессиональных дисциплин по специальности;
  • специальных дисциплин.

При этом при подготовке рабочих и инженерных кадров руководствуются требованиями, изложенными в квалификационных справочниках, а при подготовке руководителей и специалистов — специальными стандартами, моделями и требованиями к должности, изложенными в положениях и должностных инструкциях.

Контроль уровня теоретической подготовки кадров в образовательных учреждениях осуществляется ежедневно, эпизодически и каждый раз в очередном семестре. Итоговый контроль проводится на завершающей стадии обучения на государственных экзаменах.

Контроль уровня практической подготовки кадров проводится на практиках и при защите дипломных (выпускных) работ и проектов.

Применяются и другие прогрессивные методы подготовки кадров и контроля их эффективности — например, сочетание учебы и работы в объединении в учебных комбинатах и т.д., где контроль эффективности подготовки осуществляется на рабочих местах.

Единство системы образования и преемственность всех ее звеньев обеспечивают беспрепятственный переход каждому гражданину от низших ступеней образования к высшему.

В правовом поле Российской Федерации сохраняется приоритетной область образования. Содержание образования должно обеспечивать:

  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Кадровый потенциал формируется в основном непосредственно в отраслях и корпорациях, в системе функциональных министерств и ведомств и характеризуется производительной силой труда, которая измеряется показателями выработки и трудоемкости.

Основные требования к кадровому потенциалу:

  • опережение подготовки кадров процесса формирования кадрового потенциала;
  • осуществление подбора кадров исходя из интересов производства; каждому работнику подбирается род занятий с учетом максимального использования его возможностей;
  • базирование подбора кадров на тщательном и всестороннем изучении компетентности, деловых и личностных качеств работника.

Исходя из этого определяются сферы, направления и объемы отраслевой подготовки, переподготовки и(или) повышения квалификации кадров, зачисление в резерв на занятие рабочего места (должности).

После определения профессиональных, должностных требований к кадрам необходимо перейти к их четкой структуризации.

Так, научные работники во всех отраслях аттестуются на должности младших научных сотрудников, научных сотрудников, старших научных сотрудников, ведущих научных сотрудников и главных научных сотрудников, а вот должности служащих подразделяются очень укрупнено и туманно: руководители, специалисты и собственно служащие. Правда, есть опыт классификации должностей государственных служащих на младших сотрудников специалистов (референты), сотрудников специалистов (помощники), (старших сотрудников специалистов (советники), ведущих и главных сотрудников-специалистов.

Практика показала, что в отрасли целесообразно предусмотреть по каждой категории аттестацию не только компетентности, но и качества работы по классам: первого класса, второго, третьего, высшего.

Научные сотрудники, сотрудники-специалисты должны подразделяться по специальностям, определяемым Министерством образования и науки по согласованию с отраслями, по их заказам для образования не просто кадрового потенциала, а инновационного кадрового потенциала, обеспечивающего конкурентоспособность отрасли (корпорации).

Модель профессии рабочего и специалиста, по которой должна проводиться подготовка, может включать следующие разделы:

1) область деятельности (профессия);

2) специальность и специализация;

3) общие функции;

4) требования к компетентности (уровень знаний);

5) требования к деловитости (уровень умелости);

6) требования к личности (умение работать с людьми, моральное и физическое здоровье).

В отраслях должна окончательно утвердиться структура содержательной части по каждой специальности в квалификационных справочниках и должностных инструкциях с целью определения ответственности и оценки результативности деятельности кадров:

1) общие положения;

2) основные обязанности;

3) дополнительные обязанности (если есть в этом необходимость);

4) сферы ответственности и результаты деятельности;

5) показатели оценки результатов деятельности;

6) права, обеспечивающие эффективность деятельности;

7) квалификационные требования и необходимый уровень знаний (модель).

В системе функциональных министерств и ведомств осуществляется подготовка кадров на высшие руководящие должности в системе государственной службы, включающей государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего должность государственной гражданской службы.

Должности гражданской службы разделяются на категории руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов. Должности категорий, в свою очередь, подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие группы.

Поступление на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, присваиваются классные чины по результатам квалификационного экзамена. К квалификационным требованиям к должности гражданской службы относятся соответствующий уровень профессионального образования, наличие стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностей обязанностей.

На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих может быть размещен на конкурсной основе государственный заказ в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию и государственную аккредитацию.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское