Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, научные организации в пределах своих полномочий определяют направления развития отраслевой и межотраслевой науки, в том числе приоритетные, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации, разработку и реализацию научных и научно-технических планов, программ и проектов, развитие интеграции науки и техники.
Ученые советы научных организаций утверждают планы научных работ и саморазвития исходя из государственных заказов, сложившегося профиля, научных и экономических интересов и принципов.
Государственная научно-техническая политика строится на основе направлений, опубликованных в доктрине развития российской науки еще в 1996 г:
- поддержка развития науки в качестве приоритетной задачи государства;
- выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-технических и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере не менее 3% его расходной части с ежегодным увеличением размера этих средств по мере стабилизации экономики;
- создание условий для развития фундаментальных научных исследований и ведущих научных школ; повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; реформирование сферы науки путем усовершенствования принципов управления, финансирования и организации научных исследований;
- интеграция науки и образования, развитие системы подготовки квалифицированных научных кадров;
- создание условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
- ориентация отечественного научного потенциала на решение важнейших социально-экономических задач и обеспечение безопасности страны.
Государственная научно-техническая политика осуществляется на основе следующих принципов:
- признание науки социально значимой отраслью;
- гласность при выборе приоритетных направлений развития;
- гарантия приоритетности развития фундаментальных научных исследований;
- интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности;
- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в науке;
- концентрация ресурсов;
- стимулирование через систему экономических и иных льгот;
- развитие посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
- стимулирование деятельности в субъектах РФ и интеграция их научно-технического потенциала;
- развитие международного сотрудничества.
Направления инновационного развития в базовых отраслях.
Предлагается до 2030 г. сконцентрировать ресурсы на следующих направлениях системы инновационно-технологических приоритетов.
международные фундаментальные исследования и долгосрочные прогнозы. В их составе перечисляются проблемы, предполагаемые к разработке: человек и общество в XXI в., формирование новой научной парадигмы; фундаментальные основы шестого технологического уклада и постиндустриального технологического способа производства; становление ноосферы и устойчивое развитие; долгосрочные прогнозы социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития мира и России.
Естественно, что такого рода исследования позволят определить не только место России в глобальной системе мира, но и векторы развития каждого человека, страны и сообщества в целом на перспективу. В связи с этим должны появиться парадигмы прежде всего в области образования, которое должно опережать достижения технологий минимум на пять лет (срок обучения в вузе), а затем во всех остальных сферах, и в первую очередь в сфере науки, которая должна строиться комплексно и системно по всем областям знаний. Научные прорывы, которые возможны только в отдельных направлениях, необходимо срочно коммериализировать, делать их приоритетными для обеспечения конкурентоспособности и доходности отраслей страны в целом;
биотехнология и биомедицина: создание новых поколений лекарственных препаратов и пищевых добавок, сельскохозяйственных растений и животных, биологических средств их защиты; извлечение полезных компонентов из руд биотехнологическими методами; использование биотехнологических методов в экологических целях.
Вся научность этого направления, на наш взгляд, должна сводиться к системному подходу по вопросам обеспечения жизнедеятельности человека в гармонии с окружающей средой. Отсюда следуют проблемы, которые надо решать в области питания, защиты человека от вредного воздействия окружающей среды и в то же время согласования его действий с природой, ее законами, в области сохранения здоровья человека и продолжительности его жизни в еще не сформированных наукой понятиях комфортности.
Другие направления — новейшие нанотехнологические и информационные технологии и системы (нанотехнологии, фотоника, опто-информатика; программирование и моделирование; национальные информационные системы в области медицины, науки, образования, культуры, экомониторинг); энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоресурсы (принципиально новые генераторы энергии и средства ее передачи, водородная и гемоэнергетика, возобновляемые энергоресурсы; энергосбережение); принципиально новые материалы (композиты и пластмассы новых поколений; керамика; катализаторы; сверхтвердые и интеллектуальные материалы); системы машин и технологий новых поколений (КАЛС — технологии; робототехнические комплексы; гибкие производственные системы; лазерные, плазменные, мембранные технологии); новые поколения авиакосмических технологий, средств транспорта и связи (новые поколения космических и летательных аппаратов, систем связи, железнодорожного, водного, автомобильного транспорта, струнные транспортные сети); новые поколения оборонно-технических систем и средств безопасности — являются лишь средствами обеспечения первых двух. Давно назрела проблема систематизации научных проблем, их структуризации, построения межотраслевой системы, подобно «шахматке» межотраслевого баланса, используемого в национальном счетоводстве. В настоящее время только в рассматриваемой Стратегии структурно изложены ее цели и научные основы инновационного развития РФ.
Организация отраслевой системы подготовки кадров.
Профессиональная подготовка кадров осуществляется в трех сферах: в комплексной специализированной отрасли «Образование», непосредственно в отраслях и корпорациях и в системе функциональных министерств и ведомств.
В специализированной отрасли профессиональная подготовка отраслевых кадров является частью общей системы преемственных образовательных программ на базе единого государственного стандарта. Она включает начальное, среднее, высшее и послевузовское образование. Соответственно и обучение осуществляется через сеть реализующих программ и стандартов образовательных учреждений.
Образовательные учреждения, как правило, финансируются из бюджета, но могут функционировать на хозрасчетной (платной) основе. В любом случае образовательное учреждение может работать только на основе лицензии и должно пройти государственную аккредитацию.
Формы получения образования разнообразны: дневное, вечернее, заочное, семейное, самообразование и экстернат.
В учебных заведениях профессионального образования учебные планы по специальности включают разделы:
- общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
- математических и общих естественно-научных дисциплин;
- общепрофессиональных дисциплин по специальности;
- специальных дисциплин.
При этом при подготовке рабочих и инженерных кадров руководствуются требованиями, изложенными в квалификационных справочниках, а при подготовке руководителей и специалистов — специальными стандартами, моделями и требованиями к должности, изложенными в положениях и должностных инструкциях.
Контроль уровня теоретической подготовки кадров в образовательных учреждениях осуществляется ежедневно, эпизодически и каждый раз в очередном семестре. Итоговый контроль проводится на завершающей стадии обучения на государственных экзаменах.
Контроль уровня практической подготовки кадров проводится на практиках и при защите дипломных (выпускных) работ и проектов.
Применяются и другие прогрессивные методы подготовки кадров и контроля их эффективности — например, сочетание учебы и работы в объединении в учебных комбинатах и т.д., где контроль эффективности подготовки осуществляется на рабочих местах.
Единство системы образования и преемственность всех ее звеньев обеспечивают беспрепятственный переход каждому гражданину от низших ступеней образования к высшему.
В правовом поле Российской Федерации сохраняется приоритетной область образования. Содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Кадровый потенциал формируется в основном непосредственно в отраслях и корпорациях, в системе функциональных министерств и ведомств и характеризуется производительной силой труда, которая измеряется показателями выработки и трудоемкости.
Основные требования к кадровому потенциалу:
- опережение подготовки кадров процесса формирования кадрового потенциала;
- осуществление подбора кадров исходя из интересов производства; каждому работнику подбирается род занятий с учетом максимального использования его возможностей;
- базирование подбора кадров на тщательном и всестороннем изучении компетентности, деловых и личностных качеств работника.
Исходя из этого определяются сферы, направления и объемы отраслевой подготовки, переподготовки и(или) повышения квалификации кадров, зачисление в резерв на занятие рабочего места (должности).
После определения профессиональных, должностных требований к кадрам необходимо перейти к их четкой структуризации.
Так, научные работники во всех отраслях аттестуются на должности младших научных сотрудников, научных сотрудников, старших научных сотрудников, ведущих научных сотрудников и главных научных сотрудников, а вот должности служащих подразделяются очень укрупнено и туманно: руководители, специалисты и собственно служащие. Правда, есть опыт классификации должностей государственных служащих на младших сотрудников специалистов (референты), сотрудников специалистов (помощники), (старших сотрудников специалистов (советники), ведущих и главных сотрудников-специалистов.
Практика показала, что в отрасли целесообразно предусмотреть по каждой категории аттестацию не только компетентности, но и качества работы по классам: первого класса, второго, третьего, высшего.
Научные сотрудники, сотрудники-специалисты должны подразделяться по специальностям, определяемым Министерством образования и науки по согласованию с отраслями, по их заказам для образования не просто кадрового потенциала, а инновационного кадрового потенциала, обеспечивающего конкурентоспособность отрасли (корпорации).
Модель профессии рабочего и специалиста, по которой должна проводиться подготовка, может включать следующие разделы:
1) область деятельности (профессия);
2) специальность и специализация;
3) общие функции;
4) требования к компетентности (уровень знаний);
5) требования к деловитости (уровень умелости);
6) требования к личности (умение работать с людьми, моральное и физическое здоровье).
В отраслях должна окончательно утвердиться структура содержательной части по каждой специальности в квалификационных справочниках и должностных инструкциях с целью определения ответственности и оценки результативности деятельности кадров:
1) общие положения;
2) основные обязанности;
3) дополнительные обязанности (если есть в этом необходимость);
4) сферы ответственности и результаты деятельности;
5) показатели оценки результатов деятельности;
6) права, обеспечивающие эффективность деятельности;
7) квалификационные требования и необходимый уровень знаний (модель).
В системе функциональных министерств и ведомств осуществляется подготовка кадров на высшие руководящие должности в системе государственной службы, включающей государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего должность государственной гражданской службы.
Должности гражданской службы разделяются на категории руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов. Должности категорий, в свою очередь, подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие группы.
Поступление на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности.
Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, присваиваются классные чины по результатам квалификационного экзамена. К квалификационным требованиям к должности гражданской службы относятся соответствующий уровень профессионального образования, наличие стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностей обязанностей.
На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих может быть размещен на конкурсной основе государственный заказ в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию и государственную аккредитацию.