Статьи | Разное

Нормативное регулирование отчетности в России

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях цент­рализованно планируемой экономики, была обусловлена обществен­ным характером собственности и потребностями государственно­го управления экономикой. Главным потребителем учетной инфор­мации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость аде­кватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также ак­тивное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологиче­ские основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить — в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчет­ности как единой системы данных об имущественном и финансовом поло­жении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, состав­ляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах», Указы Пре­зидента РФ, например, Указ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышлен­ных групп», Постановления Правительства РФ, например, Постанов­ление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы ре­формирования бухгалтерского учета в соответствии с международ­ными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения го­дового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важ­нейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие ста­тьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном По­ложении требования рыночной экономики. Однако несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к до­кументам первого уровня, поскольку оно утверждено не законода­тельным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России соглас­но государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопро­сы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регули­рованию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Поло­жения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с состав­лением отчетности — это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская от­четность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, пришедшее на смену ПБУ 4/96. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Мин­фина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 14 ПБУ (см. при­ложение 1 к этой книге).

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России, а ранее и в СССР. План счетов — документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собствен­ности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчет­ности организаций» (см. приложение 2 к данной книге) или Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/97 «Учет основных средств»).

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.

На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования и постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает недавно созданная организация — Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющая разветвленную сеть во всех регионах России.

Первым объединением научных и практических работников учета, анализа и аудита на не зависящей от государства основе стала Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (АБ и АС), создан­ная в 1989 г. АБ и АС представлена в качестве члена-наблюдателя в Меж­дународной федерации бухгалтеров и аудиторов, является членом Европейской ассоциации бухгалтеров, Международного координационного совета по методологии бухгалтерского учета и отчетности стран СНГ и уделяет большое внимание развитию экономической науки, повышению профессиональной квалификации бухгалтеров и аудиторов России.

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности — МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности — КМСФО (International Accounting Standard Committee — IASC).

С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское