Статьи | Разное

Нормы права

1. Понятие и признаки нормы права.

Как уже указывалось, норма права — важнейшая часть социаль­ных норм. Она частица права, его важнейший элемент, основопола­гающее понятие правовой системы, поскольку все юридические по­нятия, конструкции, все правотворчество, процессы реализации и формирования права непосредственно связаны с понятием нормы права.

Нормы права — продукт сознательной деятельности человека, не­посредственно связаны с интересами людей, их групп, классов, слоев, всего общества. Поэтому процесс создания норм права сложен и оп­ределяется многими факторами и условиями жизни общества, включая международную обстановку.

  1. Нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществля­ется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков норм права.
  2. В нормах права закрепляются, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения. Но нормы права могут и программировать развитие общественных отношений, направлять их развитие в определенное русло.
  3. Норма права представляет собой модель регулируемых общест­венных отношений, которые желательны с точки зрения государства и общества.
  4. Нормы права обладают определенной сущностью, имеют кон­кретную форму и содержание. Сущность, как известно, устанавливает, чьим интересам служит право и чью волю оно выражает. В отдель­ной норме сущность не имеет ярко выраженного характера, а лишь в совокупности норм, в отдельных правовых институтах или отраслях, а также в праве в целом.

В юридической литературе принято выделять: логическое, волевое и социально-юридическое содержание нормы права.

Логическое содержание выражается в заключенном в норме права суждении, в котором что-либо утверждается или отрицается. Счи­тается, что в норме права содержатся предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное сужде­ния. Например, в ст. 50 (ч. 2) Конституции РФ закреплено: «При осуществлении правосудия не допускается использование дока­зательств, полученных с нарушением федерального закона». Эта норма содержит предписывающее установление. Статья 65 Консти­туции РФ, в которой перечисляются субъекты Российской Федера­ции, имеет описывающее содержание. В ст. 45 (ч. 2) Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Здесь налицо оце­ночный момент — способы защиты прав и свобод не должны быть запрещены законом.

Волевое содержание нормы права выражается в стремлении госу­дарства и общества урегулировать общественные отношения опреде­ленным образом с учетом общесоциальных интересов.

Социально-юридическое содержание нормы права составляют об­щественное отношение, ставшее предметом правового регулирова­ния, а также юридические средства, используемые при регулировании данного общественного отношения.

Содержание правовой нормы облекается в соответствующую форму. Наиболее распространенная форма — юридическое предписа­ние, которое имеет письменную и документальную формы. Иначе го­воря, норма права в устной форме не существует, кроме того, норма­тивное предписание содержится в статьях или частях нормативных правовых актов.

Норма права в юридической литературе характеризуется обычно единообразно с небольшими нюансами. Например, В.И. Гойман оп­ределяет норму права как общеобязательные, формально определен­ные предписания и принципы, устанавливающие меру должного и возможного поведения участников регулируемых отношений и высту­пающие критерием правомерности такого поведения.

Проф. А.В. Мицкевич дает следующее определение нормы права: это общеобязательное правило социального поведения, установлен­ное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, как правило, — в письмен­ной форме и охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применением предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

Можно привести и другие определения нормы права. В них подчеркивается, что норма права:

  • носит общий характер, т.е. это правило поведения; норма права отличается нормативностью;
  • содержит общеобязательное правило поведения — оно распро­страняется на всех, кто вступает в сферу ее действия;
  • характеризуется неперсонифицированностью, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей (например, воен­нослужащих, учащихся), а не на конкретное лицо и не на конкретный случай;
  • рассчитана на неопределенное число случаев реализации, т.е. может действовать неоднократно, каждый раз, когда возникнут усло­вия или обстоятельства для ее применения. При этом норма права не прекращает своего действия после исполнения в отличие от индиви­дуальных актов;
  • облекается в письменную, документальную форму, связана с оп­ределенной процедурой применения (уголовный, гражданский про­цесс);
  • имеет государственно-властный характер. Предписания нормы права представляют собой не пожелание или совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание, обязательное для каждого, кто попадает в сферу действия данной нормы. При этом го­сударство устанавливает, что является правомерным, а что неправо­мерным;
  • гарантирована со стороны государства. В случае несоблюдения нормы права государство может применить принуждение;

8) обладает  предоставительно-обязывающим  содержанием,   т.е., предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо или других лиц соответствующие обязанности, а возлагая обя­занности, одновременно предоставляет конкретные права;

9) системна, т.е. находится не в хаотическом состоянии, а в опре­деленной организации — системе. При этом норма права специали­зируется на выполнении определенных функций — регулятивной, охранительной, поощрительной и др.

Итак, для характеристики нормы права и определения его понятия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) оно исходит от госу­дарства; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобязательно; 5) регулирует общественные отношения; 6) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.

2. Структура правовой нормы.

Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятель­ность.

Поскольку норма права представляет собой специфический регу­лятор поведения и действий субъектов, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она должна действовать, какие кон­кретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Соответственно в науке принято выделять следующие структурные элементы нормы правагипотезу, диспози­цию и санкцию. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущерб­ной. Без диспозиции, по существу, нет нормы права, поскольку неяс­но, какие правила поведения устанавливает государство и какого по­ведения оно требует от субъекта. Отсутствие гипотезы делает норму права неопределенной, так как неясно, при каких условиях или об­стоятельствах должна она действовать. Если же нет санкции, то это делает норму права бессильной: вряд ли можно рассчитывать на вы­полнение нормы права, которая не снабжена какой-либо санкцией.

В связи с тем, что нормы права формулируются в нормативных правовых актах различными путями, в юридической литературе были высказаны соображения, будто все три элемента необязательны для различных отраслевых норм. Наличие санкции характерно только для норм, устанавливающих юридическую ответственность — уголовную, административную. В науке было сформулировано учение о логичес­кой норме права, под которой понимается выявляемое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств, характеризующих го­сударственно-властную и регулятивную природу нормы права.

Структура логической нормы выражается формулой: «если ..., то ..., иначе …». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» — диспозиция; «иначе» — санкция.

Трехчленная структура юридической нормы позволяет четко опре­делить вариант требуемого поведения, ситуацию, при которой должна действовать норма, и санкцию, которая будет применена при наруше­нии нормы.

Данная структура присуща нормам-правилам поведения. Но кроме них в системе права присутствуют и другие нормы права, в частности нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др. Эти нормы не имеют структуры, присущей нормам-правилам поведения. Например, нормы-принципы содержатся в Конституции Рос­сийской Федерации; нормы-дефиниции — понятия преступления, наказания, соучастия, цели наказания и др. — в Уголовном кодексе.

Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Гипотеза как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкрет­ному случаю, времени, месту.

Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяет меру до­зволенного и должного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции, как уже указывалось, нормы права не существует.

Санкция нормы права — указание на неблагоприятные последст­вия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция государства на такого рода деяния. Санкции содержат меры не только наказания, но и пред­упредительного воздействия, например снос самовольно возведенно­го объекта, отмена административного акта, привод, задержание и др. Санкции содержат меры защиты, восстановительные и компенсаци­онные, например восстановление незаконно уволенного работника на прежнем месте работы, взыскание алиментов, возмещение морально­го вреда, возмещение причиненного вреда и др.

В юридической литературе разработана классификация элементов структуры нормы права.

Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтернатив­ные.

Простые гипотезы, ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия, например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ ука­зывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки факти­ческого состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования.

Сложные гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий. Например, ст. 101 СК РФ устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы.

Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, достаточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в воз­буждении дела о расторжении брака.

Диспозиции нормы права по степени их определенности делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкет­ные.

Абсолютно-определенные диспозиции исчерпывающе формулиру­ют правила поведения, например ст. 46 Конституции РФ (ч. 1) - «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», ст. 57 — «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Относительно-определенные нормы права, устанавливая правило по­ведения, дают возможность уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы. Например, согласно ст. 503 ГК РФ, покупатель, ко­торому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: за­мены недоброкачественного товара; соразмерного уменьшения покуп­ной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение его недостатков.

Здесь покупателю предоставляется возможность выбрать один из перечисленных вариантов действий.

Бланкетные диспозиции нормы права отсылают к правилу поведе­ния, содержащемуся в другом акте, например ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесен­ных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ).

Санкции нормы права по степени юридической определенности делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные, аль­тернативные.

Абсолютно-определенные санкции содержат четкую меру воздейст­вия на правонарушителя. Например, в ст. 463 ГК РФ говорится: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-прода­жи». Здесь предусмотрена одна санкция — отказ покупателя от испол­нения договора купли-продажи.

Относительно-определенные санкции допускают использовать меры воздействия в определенных рамках — «от — до». Это характер­но для норм Уголовного кодекса, например, в ст. 107 УК РФ указано: «Убийство двух или более лиц в состоянии аффекта наказывается ли­шением свободы на срок до пяти лет». Это означает, что суд может избрать меру наказания ниже пяти лет.

Альтернативные санкции содержат указание на несколько возмож­ных санкций, а суд, например, может выбрать любую из них. Так, ст. 143 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны труда на- называется штрафом, или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет.

Наконец, существуют так называемые кумулятивные санкции, ко­торые допускают или обязывают применить к правонарушителю на­ряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например конфискацию имущества. В частности, ст. 172 УК РФ — незаконная банковская деятельность — предусматривает лишение свободы с кон­фискацией имущества или без таковой.

3. Виды правовых норм.

Современное законодательство состоит из разнообразных по харак­теру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в пра­вовом регулировании служит классификация норм права. Под класси­фикацией обычно понимают распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков).

Классификация позволяет: установить место каждого вида норм в системе права; определить границы и возможности регулирующего воздействия норм на общественные отношения; уяснить роль каждого вида норм в правовом регулировании общественных отношений; со­вершенствовать правотворческую и правоприменительную деятель­ность государства. Критерии классификации разнообразны.

В зависимости от роли норм права в регулировании общественных отношений, т.е. по их функциональной роли в механизме правового регулирования, выделяются две группы норм — нормы-правила пове­дения и исходные (отправные, первичные, учредительные) правовые установления.

Исходные нормы определяют цели, задачи, принципы и направ­ления регулирования, закрепляют правовые категории и понятия. Этим нормам присуща высокая абстрактность, они дают основы для правового регулирования, конкретизируются и получают развитие в нормах-правилах поведения. Среди таких норм выделяют нормы-на­чала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др.

Норм-принципов, норм-начал, норм-целей больше всего в Кон­ституции Российской Федерации. Например, большинство установ­лений гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя» относит­ся именно к таким нормам. Исходные нормы занимают высшую ступень в иерархии нормативных установлений.

В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уголовно-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.). Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материальные и процессуальные.

Материальные нормы предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования этих отношений. Нормы материального права закрепляют правовой режим собственности, по­рядок ее приобретения и образования, структуру государственных ор­ганов, правовой статус российских граждан, виды юридической ответ­ственности за различные правонарушения и т.д.

Процессуальные нормы закрепляют процессуальные формы, необ­ходимые для осуществления и защиты норм материального права.

Процессуальные нормы имеют много общего с нормами матери­ального права, но отличаются от них рядом особенностей. Принято выделять два вида процессуальных норм:

  • обслуживающие отрасль в целом, например нормы уголовного процесса, гражданского процесса, административного процесса;
  • обслуживающие конкретный правовой институт, например из­бирательный процесс, законодательный процесс, порядок рассмотре­ния индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спо­рам.

Процессуальные нормы играют важную роль в сферах как право­творчества, так и правоприменения, поскольку ориентируют на то, как следует осуществлять материальные предписания.

По форме предписания, или по методу правового регулирования, нормы права подразделяются на императивные, диспозитивные, по­ощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы представляют собой категорические, строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо отступле­ния или иной трактовки. Императивными являются нормы уголовно­го, административного права, а также исходные, учредительные, или отправные, предписания. Они строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения, поскольку пред­писывается только один вариант действий.

Диспозитивные нормы, устанавливая тот или иной вариант пове­дения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта пове­дения в пределах закона или урегулировать отношения по своему усмотрению, но в законных пределах. Иначе говоря, субъектам предо­ставляется довольно широкая автономия (свобода) договориться друг с другом о своих правах и обязанностях, и если они не смогут достичь соглашения, тогда должны следовать предписаниям обязательного ва­рианта поведения. Диспозитивные нормы характерны для граждан­ского, семейного, трудового, предпринимательского, международного права и др.

Поощрительные нормы — предписания о предоставлении государ­ством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Эти нормы пред­ставляют собой самостоятельную группу норм, поскольку их назначе­ние — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий. Они играют большую роль в активизации де­ятельности граждан, организаций в направлении, полезном для обще­ства и государства. При поощрительном методе субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата, он свободен вы­бирать или нет предписываемое поведение, но обещание государст­венного поощрения — серьезный стимул для достижения указанного в норме результата.

Поощрительные нормы содержат социальную оценку конкретного правомерного поведения, превосходящего обычные требования и пользующегося особым одобрением со стороны государства. Оценоч­ный момент поощрительной нормы состоит также в том, что эта норма закрепляет вид и меру поощрения за одобряемый государством вариант поведения, например государственные награды, льготы, при­своение почетных званий и т.д.

Итак, поощрительные нормы ориентированы на:

  • активное правомерное поведение. Не может быть поощрения за бездействие;
  • действия, полезные для общества и государства;
  • превосходство активных действий по сравнению с обычными тре­бованиями.

Таким образом, для поощрительных норм характерен особый со­ревновательно-творческий климат. Они присущи отрасли материаль­ного права.

Рекомендательные нормы близки по своему характеру поощритель­ным нормам. Они устанавливают варианты желательного с точки зре­ния государства поведения, имея в виду проявление субъектами вы­сокой ответственности, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств. Иначе говоря, рекомендательная норма не обязывает своего адресата совершать предусмотренные в норме кон­кретные действия или не совершать их. Ему предоставляется право самому определять свое поведение, указывая при этом на наиболее предпочтительный вариант или варианты поведения. Если быть более точным, то реализация рекомендательной нормы зависит от волеи­зъявления ее адресата. Но законодателю небезразлично, воспользует­ся ли субъект данной рекомендацией или нет. В норме указывается, что рекомендуемые действия наиболее желательны для государства, поэтому реализация нормы поддерживается мерами позитивного ха­рактера, а в случае игнорирования рекомендации возможны и меры негативного характера.

Важно также отметить, что государство может рекомендовать толь­ко то, что входит в компетенцию данного предприятия, фирмы, организации; общественные отношения, на регулирование которых на­правлена рекомендуемая норма, зависят от местных или иных (климатических, финансовых, производственных) условий, и своей рекомендацией государство как бы санкционирует последующее при­нятие кооперативной, общественной организацией локальных норм. Поэтому судебные органы при рассмотрении конкретных дел, связан­ных с рекомендательной нормой, обязаны учитывать не только ло­кальную норму, но и рекомендацию, на основе которой была издана соответствующая локальная норма. Адресатами рекомендательных норм могут быть общественные объединения, частные фирмы, пред­приятия, профсоюзы и др.

По средствам, используемым для регулирования общественных от­ношений, нормы права принято классифицировать на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие нормы предписыва­ют субъектам определенные действия. Например, согласно Конститу­ции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57); «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Запрещающие нормы, или запреты, не разрешают совершение оп­ределенных действий. Например, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3 Кон­ституции РФ). Нормы уголовного права являются главным образом запрещающими.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определен­ные права или возможности совершать положительные действия. На­пример, гл. 2 Конституции РФ содержит права человека и гражданина на жизнь, на свободу личности и личную неприкосновенность, на тайну личной жизни, неприкосновенность жилища, свободу совести и др.

По выполняемым функциям нормы права делятся на регулятив­ные и охранительные. Регулятивные нормы содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотноше­ний. Это большинство норм права. Охранительные нормы направле­ны на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматри­вают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителя.

По времени действия нормы можно разделить на постоянные и вре­менные. К числу последних можно отнести установления, содержа­щиеся в разд. 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения». Например, п. 6 абз. 2 устанавливает, что «до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». Остальные нормы права принимаются без определения срока их действия, т.е. до отмены их другим актом.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, они делятся на общие и специальные. Иногда в учебниках эту классифика­цию формулируют как нормы общего и конкретного содержания, или нормы родового и видового содержания. Общие нормы распространя­ются абсолютно на всех, кто находится на территории данного госу­дарства, а специальные нормы — только на определенный круг лиц — военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников районов Край­него Севера и др.

Под нормами общего содержания проф. А.В. Мицкевич понимает нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, т.е. учредитель­ные, исходные нормы, а под нормами конкретного (видового) содер­жания — нормы, регулирующие конкретные виды общественных от­ношений.

По субъекту правотворчества нормы права можно делить на нормы законов и нормы подзаконных актов, а последние — на нормы прави­тельственных актов, ведомственных актов, актов глав местной адми­нистрации и др.

Выделяют также локальные нормы, которые принимаются на от­дельных предприятиях, в организациях, фирмах, общественных орга­низациях и др. и действуют только в пределах данной организации, например, правила внутреннего трудового распорядка, положения о проведении конкурсов и др.

В последние годы выделяются в качестве самостоятельной разно­видности так называемые специализированные нормы, например компенсационные. Они регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и иных потерь, возникших у субъектов правоотношений и направленные на защиту прав, законных интере­сов граждан, их объединений и организаций. Данные нормы отлича­ются от других норм прежде всего целевой направленностью — возме­щение (восполнение) потерь. К таким потерям относится и мораль­ный вред. Другая особенность этих норм состоит в том, что их практическое применение всегда связано с рассмотрением конкрет­ных дел. Содержание компенсационных норм направлено на положи­тельный результат — возмещение вреда, компенсацию потерь. Другие особенности этих норм исследуются в специальной литературе.

Специальное назначение характерно и для коллизионных норм. Они предназначены разрешать столкновения между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения. Коллизионные нормы в силу их особого назначения имеют и своеобразную структуру – гипотезу и диспозицию. Санкция как таковая отсутствует, так как следствием несоблюдения правил, предусмотренных в коллизионной норме, будет то, что коллизия не получит своего разрешения.

Возможны и другие классификации норм права.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское