В содержание теоретической психологии наряду с категориальным строем входят ее основные объяснительные принципы: детерминизм, развитие, системность. Являясь общенаучными по своему значению, они позволяют понять природу и характер конкретных психологических феноменов и закономерностей.
Принципы психологии – это основополагающие положения, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений и выводы из него.
Важнейшими принципами психологии являются:
Принцип детерминизма (причинности) отражает в себе закономерную зависимость явлений от порождающих их факторов. То есть причинной обусловленности психических явлений объективными и субъективными факторами. Этот принцип в психологии позволяет выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека, выявляя их зависимость от порождающих условий, коренящихся в его бытии. Человеческое поведение протекает не беспорядочно, а по определенным законам. Эти законы можно предсказать с определенной степенью вероятности. Отсюда следует предположение детерминизма, предопределенности человеческого поведения.
Принцип развития позволяет понять личность именно как развивающуюся, последовательно проходящую фазы, периоды, эпохи и эры становления его сущностных характеристик. При этом необходимо подчеркнуть органическую взаимосвязь и взаимозависимость объяснительных принципов, принятых теоретической психологией в качестве определяющих.
Принцип системности, согласно которому психика людей представляет собой более или менее устойчивую систему психических элементов. Система как целое имеет свои элементы взаимосвязанные разносторонними взаимодействиями. Раскрытие структуры любой системы строится на принципах иерархии и личностного подхода. В любом психическом явлении структурные компоненты образуют иерархическую лестницу, в которой нижние этажи управляются верхними. Высшие уровни включают в себя низшие и образуют новые системные качества. Кроме вертикальных отношений в психических явлениях присутствуют и горизонтальные отношения. Системный подход дает возможность рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи и целостности. Именно поэтому он является наиболее эффективным средством интегративных исследований. При системном подходе объекты исследования рассматриваются как элементы некоторой целостности или системы, связанные между собой определенными отношениями, которые образуют структуру системы. В результате взаимодействия этих элементов общие, целостные свойства системы будут качественно отличаться от свойств составных элементов и не сводиться к их сумме.
Данный принцип предполагает рассмотрение системообразующего фактора, который, к примеру, будучи применен в психологии развития личности, дает возможность понять особенности развивающейся личности на основе деятельного опосредствования, выступающего как системообразующее начало (то есть личность развивается в деятельности).
Принцип единства физиологического и психического Психические явления и физиологические процессы образуют единство, но не тождественны. Невозможно объяснить психические явления только на основе физиологических процессов, однако их следует иметь в виду. Построение психологических моделей психических явлений и их исследование вполне возможно без ссылок на физиологию, но, тем не менее, психолог исследователь осознает наличие в их основе физиологических процессов.
Принцип единства сознания и деятельности. Личность влияет на ситуацию, а ситуация влияет на личность. Любой акт деятельности подготовлен в различных инстанциях личности. Личность с одной стороны, планирует, осуществляет и контролирует деятельность и акты поведения, с другой – деятельность изменяет саму личность. Об этом принципе подробнее будет рассказано позже.
Личностный принцип в научном исследовании означает, что через личность познаются ее элементы и связи этих элементов между собой и с целостной личностью. Целостность психики (в первую очередь как сознания) и деятельности человека фокусируются в понятии «личность». Личность рассматривается как воедино связанная совокупность внутренних условий (психических состояний и свойств), через которые преломляются все внешние воздействия. Другими словами, ни одно психическое явление, будь то процесс, конструкт, состояние или свойство, проявляющееся в деятельности, а следовательно, и сама эта деятельность, и ее элементы — действия и поступки, не могут быть правильно поняты без учета их личностной обусловленности.
Таким образом, объяснительные принципы психологии пребывают в нерасторжимом единстве, без которого невозможно формирование методологии научного познания в психологии. Научные принципы с одной стороны определяют направление и характер научного поиска, а с другой являются основой для объяснения полученных научных фактов. Совокупность принципов, разделяемых исследователем, составляет его научную концепцию.
Концепция - это специфическая система аргументированных взглядов, вытекающих из мировоззренческих позиций и принципов, объясняющая то или иное понимание изучаемой реальности и определяющая стратегии ее изучения. В концепции отражается научный замысел исследователя. В ней отражены взгляды на отдельные аспекты реальности в виде суждений, которые аргументированы, логически обоснованы.