Основные вопросы
- Международно-правовые меры обеспечения обязательств по правам человека.
- Внутригосударственные меры обеспечения обязательств по правам человека.
- Роль Конституционного Суда РФ в сфере защиты прав человека.
В международном праве сложилась группа его отраслей, предметом регулирования которых являются обязательства государств обеспечить физическим лицам права и основные свободы. Эти отрасли можно определить как право прав человека и международное гуманитарное право. К ним близко примыкают некоторые другие отрасли, в частности международное уголовное право, международное частное право и др.
В качестве одного из основных принципов международного права, имеющего значение императивной нормы, утвердился принцип уважения прав и основных свобод человека как обязательство каждого государства уважать, обеспечивать и соблюдать эти права и свободы. Государство обязано не покушаться на них.
Государства обязаны сотрудничать друг с другом и с иными субъектами международного права по вопросам выработки норм и международных стандартов в сфере прав и основных свобод человека, которые могут быть общепризнанными (универсальными) и региональными.
Права человека и основные свободы имеют неделимый характер, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Одни права и свободы не могут противопоставляться другим, толковаться и применяться в ущерб им.
Между правами человека и правами народов, такими, как право народов на мир, на самоопределение, на свободной распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, на благоприятную окружающую среду, на развитие, существует взаимосвязь. Реализация прав народов, являющихся коллективными правами, укрепляет права и свободы отдельного человека, а их нарушение — угрожает интересам личности и эффективному осуществлению коллективных прав.
Права и основные свободы человека являются непосредственной, законной и общей заботой всех государств — участников соответствующих международных договоров и не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.
Моральной основой прав и основных свобод личности служит концепция естественного права, опирающаяся на признание естественного характера прав и свобод человека, неотъемлемых от человека с момента его рождения.
Естественные права и свободы не относятся к исключительной прерогативе государства и должны быть предоставлены каждому человеку безотносительно к тому, где и в каком государстве он проживает.
Каждое государство должно закрепить права и основные свободы человека в своем законодательстве. Как правило, это находит закрепление прежде всего в Конституции, обладающей высшей юридической силой на всей территории государства.
Государство обязано претворять в жизнь международные обязательства, касающиеся всех прав и основных свобод человека, включая социально-экономические права, независимо от уровня экономического развития государства.
Реализация прав и свобод человека должна опираться на демократические принципы и нормы, составляющие основу конституционного строя государства, неотъемлемой частью которого являлось бы народовластие, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, независимость органов правосудия, верховенство права.
Государства обязаны принять меры по обеспечению взятых обязательств в сфере прав человека как на международном уровне, так и на национальном. Международные меры связаны, в частности, с реализацией международных процедур, установлением международного контроля, а внутригосударственные — с принятием законодательных и организационно-распорядительных мер.
В соответствии с нормами международного права и законодательством государства должны привлекаться к уголовной ответственности лица, допустившие серьезные нарушения прав и основных свобод человека.
Сотрудничая в сфере защиты прав человека, стороны создают условия для укрепления демократии, правового государства и безопасности как внутренней, так и международной. В конечном итоге эффективное обеспечение государствами прав человека является существенным фактором установления международного мира.
К числу международно-правовых мер обеспечения обязательств по правам человека относятся международные процедуры, международный контроль, защита прав человека международными должностными лицами, международные программы содействия обеспечению прав отдельных категорий лиц, а также регулирование процесса разрешения споров о толковании применении или выполнении обязательств в сфере прав человека. К числу внутригосударственных мер обеспечения прав человека относятся конституционные гарантии, национальное законодательство и организационно-распорядительные меры реализации международных обязательств.
В рамках международных процедур имеют место рассмотрение докладов государств о выполнении взятых обязательств, рассмотрение жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушение их прав, процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека, а также изучение, расследование ситуаций, касающихся нарушения прав человека.
На защите прав человека стоят международные должностные лица: Верховный комиссар ООН по правам человека, Верховный комиссар ООН по делам беженцев.
В рамках международных организаций могут приниматься специальные программы, направленные на улучшение положения отдельных категорий индивидов. Так, в 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила Генеральному секретарю изучить возможность введения и применения специального документа — Программы развития ООН для прогресса трудящихся женщин. Генеральный секретарь ООН главные цели этого документа изложил в специальном докладе об Объединенной долгосрочной программе в деле улучшения положения женщин. В 1968 г. состоялась Тегеранская конференция по правам человека, на которой в качестве первоочередных были ючены такие направления этой Программы, как ратификация конвенций, касающихся прав женщин, создание национальных комиссий по положению женщин, продвижение женщин по вопросам доступа их к государственной службе; продвижение программ профессиональной ориентации, мер, обеспечивающих равенство мужчин и женщин в отношении экономических и социальных прав; поощрение образовательных программ для женщин. Указанная Программа имеет рекомендательный характер, однако способна влиять на политику государств — членов ООН в этом вопросе.
Ряд конкретных предложений по защите прав женщин был разработан и внесен в Экономический и Социальный Совет ООН созданной ЭКОСОС Комиссией по положению женщин. Например, в 1965 г. по предложению этой Комиссии ЭКОСОС принял резолюцию, в которой членам ООН рекомендовалось принять все возможные меры по обеспечению равенства мужчин и женщин в случае расторжения брака, признания его недействительным и раздельного жительства по постановлению суда. Комиссия провела ряд исследований по проблемам прав замужних женщин и одиноких матерей; родительских прав и обязанностей, опеки и попечительства.
*Другая программа в сфере прав человека связана с защитой прав ребенка. В 1990 г. под эгидой ООН состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей. На этой встрече были приняты два важных документа: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и план действий по осуществлению этой Декларации. План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы предусматривает, в частности, такие направления деятельности государств, как ратификация ими Конвенции о правах ребенка, действия по охране здоровья ребенка (борьба с детскими заболеваниями, борьба с заболеваниями детей СПИДом), обеспечение чистой водой и безопасной санитарией; обеспечение продовольствием и нормальным питанием; меры по укреплению роли семьи; обеспечение базового образования и грамотности; защита детей во время вооруженных конфликтов, защита окружающей среды; борьба с бедностью; создание национальных программ для защиты детей. Всем правительствам рекомендуется создать национальные программы по выполнению Плана действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Примером программы в области прав человека в рамках СНГ служит Программа действий, принятая на региональной конференции по рассмотрению вопросов беженцев, недобровольно перемещенных лиц, других форм недобровольных перемещений и возвращающихся лиц в странах СНГ и соответствующих соседних государств (далее — Конференция), состоявшейся в Женеве 30—31 мая 1996 г. Участники Конференции исходили из взаимосвязи между международной и региональной безопасностью и укреплением демократических институтов, а также защитой прав человека и основных свобод. Эти подходы легли в основу Программы, в которой защита и поощрение прав человека рассматриваются как первейшая и самая главная обязанность государств. В связи с этим предоставление убежища беженцам является мирным гуманным актом, который не должен рассматриваться никаким другим государством как недружественные действия. Программа опирается на принцип, согласно которому государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность по признакам расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Программа также исходит из того, что лица, перемещенные внутри страны, имеют право на равноправное осуществление тех же прав, защиты и свобод, что и остальные граждане и лица, постоянно проживающие в данной стране.
Целью Программы является создание государственных миграционных институтов согласно принципам, определенным Программой. Первым таким шагом должна явиться разработка политики в отношении недобровольных перемещений населения — в целях защиты его прав, а также борьба с незаконной миграцией, включая незаконную транзитную миграцию и незаконную переправку мигрантов через границу. По сути, государственная политика должна строиться на принципах международной защиты беженцев. В конечном итоге она должна включать в себя меры по устранению или смягчению причин, вызывающих передвижение беженцев, для того чтобы создать условия для безопасного и добровольного их возвращения на родину. С учетом этого Программа содержит перечень мер в сфере законодательства, административной юрисдикции, оперативных действий, направленных на реализацию поставленных странами СНГ целей. Так, необходимо принять или пересмотреть законодательство с тем, чтобы все мигранты были защищены от произвольного выдворения. Тем более это касается коллективного выдворения, недопустимого в соответствии с международным правом. Программа рекомендует установить посредством внутреннего законодательства в области иммиграции условия въезда, выезда и пребывания в стране иностранцев, а также их права и обязанности. В административной сфере Программа исходит, в частности, из необходимости создания или укрепления надлежащих административных структур по регулированию миграции. В ней предлагается создать на государственном уровне правительственное ведомство высокого уровня по вопросам миграции. Оно могло бы заниматься выработкой политики и координацией тех правительственных органов, которые занимаются этими вопросами. Отделения данного ведомства можно было бы создать на местном уровне и на границах. Необходимо также четко определить функции всех органов, занимающихся вопросами миграционной политики и программ в области миграции.
Существенное внимание уделено в Программе оперативным вопросам. Они в первую очередь касаются оказания помощи, включая срочную и чрезвычайную, различным группам пострадавшего населения: беженцам; лицам, находящимся в ситуации, сходной с ситуацией беженцев; лицам, перемещенным внутри страны; недобровольно переселяющимся лицам и экологическим мигрантам, а также принимающим общинам. Лица этих групп должны, как минимум, пользоваться международно признанными гражданскими правами и получать всю необходимую помощь, связанную с обеспечением поддержания жизни, т. е. обеспечением продовольствием, водой, жильем, основными санитарными и медицинскими услугами. Они должны рассматриваться в качестве субъектов права, получая свободный доступ к судам и компетентным административным властям. Должны быть программы по оказанию помощи, разработка и реализация которых осуществляется странами СНГ в сотрудничестве с международным сообществом, где ключевую роль могли бы играть неправительственные организации. Международные и неправительственные организации должны иметь беспрепятственный доступ к различным группам пострадавшего населения. Программа действий включает в себя также меры по развитию сотрудничества между странами СНГ в области миграции и связанных с ней вопросов. Оно могло бы оказаться полезным, например, при решении проблем желающих вернуться на свою родину лиц, которые ранее принадлежали к депортированным народам, в деле защиты прав мигрантов и особенно их прав собственности, при решении вопросов предотвращения незаконной миграции. Программа действий — обстоятельно разработанный документ, который, с учетом масштабности передвижений населения в странах СНГ, сориентирован на сотрудничество этих стран с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ); Международной организацией по миграции (МОМ) и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). УВКБ и МОМ как активные участники Конференции, выработавшей Программу действий, должны разработать совместную стратегию своей деятельности, учитывающую ключевые положения этой Программы.
Внутригосударственные меры обеспечения обязательств по правам человека определяют роль конституционных норм в реализации международных обязательств, роль законодательных актов в реализации международных обязательств и организационно-распорядительные меры реализации международных обязательств
Регулирование прав и свобод человека на международно-правовом уровне порождает права и обязанности прежде всего у государства. Поэтому оно должно определить меры по наиболее эффективному претворению в жизнь взятых обязательств. Данное требование непосредственно отражено во многих международных договорах. Так, обязанность государства предпринять необходимые законодательные меры в сфере прав человека предусмотрена пактами о правах человека 1966 г. Это означает, что содержание взятого государством международно-правового обязательства должно быть согласовано с конкретными нормами, входящими в его правовую систему.
Законодательство государства должно воспринять требования международно-правовой нормы и приспособиться к ней. «Перевод» требований международно-правовой нормы в требования национального права получил название имплементации норм международного права. Имплементация этих норм в сфере прав человека тесно связана с конституционным урегулированием деятельности государства по обеспечению и реализации данных прав. Именно конституция прежде всего определяет основы взаимоотношений личности и государства. Посредством конституции и соответствующих законов государство доводит содержание норм международного права до конкретного адресата — личности, юридических лиц и органов государства. Так, согласно Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры государства могут являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры могут быть введены, т. е. инкорпорированы, в систему норм национального права. Посредством общей инкорпорации международно-правовые нормы, признанные государством, становятся частью ее правовой системы. Следовательно, они, если не требуется их конкретизация, могут непосредственно применяться на всей территории государства. Это также означает, что должна применяться любая новая международно-правовая норма, которая будет признана государством в качестве обязательной, поскольку она войдет в систему национального права автоматически.
Понятие «общепризнанные принципы и нормы» охватывает основные принципы международного права, включая нормы jus cogens, отраслевые общепризнанные нормы. Это — правила поведения, которые имеют в деле сотрудничества государств особо важное, фундаментальное значение, так как выражают интересы и правосознание всех народов. Эти правила как нормы международного права признаются юридически обязательными всеми или большинством государств. В отношении них имеются доказательства явно выраженного (международный договор) или молчаливого (международно-правовой обычай) согласия государств. Характерной чертой этих норм помимо их фундаментальности является, таким образом, универсальное признание их обязательности.
Когда же идет речь о международных договорах, то имеются в виду договоры, вступившие в силу, в частности ратифицированные договоры. Ратификация осуществляется в форме принятия, подписания и опубликования соответствующего закона. Ратификация договора имеет важное значение для его реализации и рассматривается как одно из средств по обеспечению взятых, обязательств. Именно посредством ратификации государство дает согласие на обязательность для него договора. В ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров предусмотрены условия, при которых ратификация является необходимой. Это происходит в тех случаях, когда: договор устанавливает, что такое согласие выражается ратификацией; иным образом установлено, что государства, участвующие в переговорах, договорились о необходимости ратификации; представителем государства подписан договор под условием ратификации; из полномочий представителя государства вытекает намерение государства подписать договор при условии ратификации или это было выражено во время переговоров.
В перечень видов международных договоров, подлежащих ратификации входят договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; договоры о территориальном разграничении Российской Федерации государств; договоры об основах международных отношений, по вопросам обороноспособности страны и обеспечения международного мира и безопасности; договоры об участии в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для государства; договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации, а также некоторые другие международные соглашения.
Среди общепризнанных принципов и норм международного права, а также норм международных договоров, более детально регулирующих международные отношения, в том числе по вопросам прав человека, выделяется особая категория норм — императивные нормы (jus cogens). Они признаны ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. в качестве норм, которые невозможно оспорить. Императивные нормы, согласно этой Конвенции, это нормы общего международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующими нормами международного права, носящими такой же характер. Следует также указать на особую роль ст. 103 Устава ООН. Она не является императивной по своему содержанию, но связана с установлением иерархии международных обязательств государств — членов ООН. Согласно данной статье, в случае, когда обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо международному соглашению, преимущественную силу будут иметь обязательства по Уставу ООН.
Международно-правовые обязательства государств в сфере прав человека отражены во многих законодательных актах. В некоторых законах Российской Федерации конкретизируются отдельные права человека и гражданина, в отношении которых у нее имеются международные обязательства.
Большую важность для законодательного творчества в области прав человека имеет разработка и принятие соответствующих концептуальных положений. Концепции в качестве основных задач предусматривают формирование предложений по законотворческой деятельности, разработку механизма реализации принятых нормативных актов, экспертизу законодательства в части, касающейся реализации тех или иных прав, его соответствия международным стандартам в области прав человека и конституционным гарантиям, оценку эффективности действия нормативных актов в указанной сфере.
Таким образом, государство, внося в действующее законодательство необходимые изменения, дополнения и уточнения, выполняет свои международные обязательства по претворению их в жизнь. Оно осуществляет согласование норм международного права и национального права.
К организационно-распорядительным мерам реализации международных обязательствам в первую очередь относится учреждение государственных должностей, с помощью которых решаются задачи контроля и оперативного решения вопросов в сфере обеспечения прав человека. Так, Конституцией ряда государств предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека, деятельность которого регулируется соответствующим конституционным законом. В должности Уполномоченного по правам человека воплощена идея, получившая распространение во многих странах в виде института омбудсмена. Например, в Великобритании действует Парламентский комиссар по правам человека, назначаемый парламентом. Он независим от органов всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Во многих странах лицо, следящее за выполнением прав человека, именуется омбудсменом. Омбудсмен на основании жалоб граждан или по личной инициативе расследует незаконные действия и злоупотребления, допускаемые должностными лицами исполнительной власти. Он может вынести решение, имеющее рекомендательный характер, о восстановлении нарушенных прав, о возмещении нанесенного гражданам ущерба.
Первой страной из стран Восточной Европы, где был введен пост омбудсмена — Парламентского уполномоченного по правам человека, была Польша. Деятельность омбудсмена в Польше определяется нормами ее Конституции и соответствующего закона. Он должен быть польским гражданином, знакомым с правом и обладающим личным авторитетом. Омбудсмен назначается Сеймом на четыре года и является независимым от других государственных органов. Он рассматривает вопросы о нарушениях прав и свобод человека со стороны властных органов, включая административные органы. Омбудсмен может, не вмешиваясь в дела, находящиеся в производстве судов, указывать, тем не менее, на факты волокиты, излишней затяжки судебного разбирательства. Он возбуждает дела в Конституционном Суде и в Высшем административном суде, а также в порядке надзора может опротестовать в Верховный Суд любой вступивший в силу приговор суда. Таким образом, деятельность Уполномоченного по правам человека — одна из гарантий обеспечения соответствующих норм международного права и национального права государства.
В связи с ратификацией европейскими государствами Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и в целях обеспечения эффективной защиты их интересов при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека учреждена должность Уполномоченного при Европейском суде по правам человека.
Еще одним органом, призванным содействовать обеспечению прав и свобод человека, является Комиссия по правам человека при главе государства. Она составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и направляет их главе государства, осуществляет подготовку проектов указов, распоряжений, поручений, обращений по вопросам обеспечения и защиты этих прав; участвует в подготовке законопроектов, регулирующих данные вопросы; рассматривает направленные непосредственно в Комиссию обращения граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, различных учреждений и организаций, содержащие информацию о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина; принимает участие в разработке проектов международных договоров по вопросам защиты прав и свобод человека и в подготовке материалов для докладов в международные организации.
К мерам организационного характера следует отнести и создание органов, обеспечивающих осуществление международных договоров государства по различным вопросам, координацию деятельности министерств и ведомств по разработке и проведению мероприятий по реализации международных норм.
К числу вопросов, требующих принятия обязательств со стороны различных государств, относятся, например, реализации норм международного права о беженцах и вынужденных переселенцах, об охране труда, о внешней трудовой миграции, об охране здоровья граждан, обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, гарантий прав ребенка, в том числе, в области межгосударственного усыновления детей. Также развиваются на национальном уровне вопросы обеспечения равноправия граждан вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям. Отдельными отраслями национального права предусматривается ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.