Статьи | Разное

Образование взрослых

Главным звеном в цепи кризисных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось на пороге третьего тысячелетия, является кризис компетентности современных людей. Именно некомпетентность соответствующих исполнителей и всего нашего общества в целом является первопричиной появления неработающих законов и указов, возникновения национальных и современных конфликтов, случаев производственных аварий и экологических катастроф, опустошения природных ресурсов и т.п. главная угроза наших дней для человечества - стремительное отставание способности человека справляться с изменениями в окружающем его мире от темпов этих изменений.

Несомненно, огромной важности стратегическая задача- подготовка молодого поколения. Но экономические, социальные, нравственные проблемы сегодняшнего мира не могут ждать своего решения до завтра. Значит, необходимо предпринимать срочные меры по повышению компетентности взрослых людей, тех, на чьих плечах лежит ответственность за сегодняшнюю жизнь.

Достижения процветания, благополучия, социально- экономической стабильности и благоприятных перспектив развития общества в целом и отдельных личностей в частности стало связываться с образованием взрослых во многих странах мира в 60- 70 годы нашего века.

Известный французский деятель в области непрерывного образования П.Лангран высказал мысль, что «будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению, зависят от развития образования взрослых».

В это время на первый план выходит профессиональное образование взрослых. Это было связано в первую очередь с расширением масштабов научно - технической революции, с развитием экономики, возникновением новых технологий, а также с таким социальным явлением, как массовая безработица в западных странах. Именно в этот период в таких странах, как США, Франция, Великобритания, ФРГ, Швеция, Япония, Испания, были приняты энергичные, можно сказать чрезвычайные меры по развитию образования взрослых. В частности, практически во всех странах мира были приняты соответствующие законодательные акты, определившие пути развития, источники финансирования и поддержки образования взрослых.

К 1980-м годам в России сложились следующие формы образования взрослых.

В рамках формального образования:

- общее среднее образование, осуществляемое в вечерних школах;

- профессионально - техническое образование, организуемое в вечерних и дневных с вечерними отделениями профессионально- технических училищах, а также на различных профессионально- технических курсах обучения различной деятельности;

- среднее специальное образование, реализуемое в заочных средних специальных учебных заведениях и на вечерних и заочных отделениях дневных средних специальных учебных заведениях;

-высшее образование, организуемое в заочных и дневных с вечерними и заочными отделениям высших учебных заведениях;

- последипломное обучение (повышение квалификации) специалистами с высшим и средним специальным образованием в институтах, на факультетах и курсах переподготовки и повышения квалификации, как самостоятельных, так и при обычных высших учебных заведениях;

В рамках внеформального образования:

- профессионально направленные и общекультурные курсы обучения в народных университетах, центрах непрерывного образования взрослых, в лекториях общества «Знание», по телевидению, на различных курсах интенсивного обучения.

Отличительной чертой образования взрослых в России являются его преимущественно вечерняя и заочная формы обучения, которые позволяют обучающимся получать образование определённого уровня и профиля без отрыва от производственной деятельности.

Основными чертами данной сферы образования должны быть:

1) государственно-общественный характер;

2) тесные связи с другими подсистемами системы непрерывного образования;

3) базирование на теории обучения взрослых (андрагогике);

4) развитие рынка образовательных услуг;

5) развитие и сочетание различных форм управления (законодательной, административной, экономической, эдукологической);

6) наличие специально подготовленных кадров (преподавателей, консультантов, администраторов, тьюторов, создателей программ обучения и т. п.).

Основные цели и определяемые ими функции образования взрослых сводятся к удовлетворению потребностей личности, общества, экономики:

  • личности – в самосовершенствовании;
  • общества – в формировании социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности;
  • экономики – в подготовке компетентного, эффективного работника.

Конечной целью образования взрослых является формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной и личной жизни.

Андрагогика – сравнительно новое направление в системе наук об образовании, актуальность которого набирает темпы как в России, так и во всем мире. Проблема образования взрослых получила особое звучание на рубеже веков, когда при переходе в новое столетие пришло понимание необходимости осознавать свои действия, прогнозировать их результат. Российская система образования сделала в этом направлении определенные шаги. Активизировалось внимание к технологичности учебного труда, к методическому обеспечению самостоятельной работы студентов.

Главное, что различает образование детей и образование взрослых – это наличие опыта и использование его в образовании. Именно опыт дает человеку взрослость и зрелость, он же порождает проблемы, которые взрослые хотят решить в процессе образования. Образовательный процесс – это средство для решения собственных затруднений в реальной жизни – таково восприятие взрослого обучающегося. Восприятие, память, мышление несут на себе отпечатки индивидуального опыта, который формирует, шлифует, моделирует психологический процессы. Особую роль имеет опыт предыдущего обучения: школьного, профессионального. Он оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на дальнейшее образование. Недостаточно осознанное отношение к обучению в школе проявляется в семинарах с взрослыми многогранно. При виде столов, за которыми им придется обучаться, он тут же входят в психологическую позицию «Я - дитя», берут в руки ручки, раскладывают бумаги и ждут «диктанта», указаний, они не хотят высказывать своего мнения, порой раздражаются, если их привлекают к коллективной коммуникации, предпочитая перешептывание, пересмеивание. Это состояние необходимо преодолевать в самом начале семинара, особым образом организуя пространство для семинара. Столы расставить не для сидения «в затылок», а для групповой работы, удалить трибуну как барьер между преподавателем и группой, подготовить опорные конспекты со схемами для размышлений, обсуждений. Обеспечению рефлексивного режима способствует завершение каждого этапа групповой работы обсуждением ее процесса и результата: какие были затруднения в коммуникации, какой получили результат.

Андрагогика через систему профессионального образования в первую очередь призвана сформировать у населения психологическую позицию «Я - взрослый», предполагающую взрослость сознания, т.е. умение осознавать свои действия, их координировать, их проектировать, ими управлять и анализировать, что в психологии называется саморегуляцией, рефлексией. Всему этому следует научиться прежде всего преподавателям, работающими со взрослыми.

В начале 20 века, века особой ценности технологий и готовности человека ими овладевать, андрагогика зародилась как наука об обучении взрослых. Однако уже к концу столетия, реабилитировавшего ценности гуманизма и духовности в связи с необходимостью соответствовать изменяющемуся миру, понимать окружающий мир и себя в нем, предметом андрагогики становится образование взрослых.

В современном мире, стремящемся к интеграции путем упорядочения норм сосуществования разных стран и народов, устанавливается общий порядок, с которым человек обязан считаться, меняя себя, свой внутренний образ, образовывая себя.

В обществе складываются определенные традиции, устои, нормы поведения, атмосфера, невольно влияющие на действия, деятельность. Когда говорят о менталитете общества, нации, то, безусловно, учитывают компоненты: наследственный (от природы), общественный (от социума), духовный (от понимания человечности, гуманизма). Они особым образом трансформируются разными элементами социума: семья, группа, коллектив, общность (национальная, профессиональная, территориальная), где царит тот или иной дух, который проникает. Впитывается каждым сознанием, реализуется разумом, воспитывается.

Специалистам известно, что социальный заказ российской системе образования находится в стадии формирования, осмысления, на этапе признания новых ценностей. Демократизация общественных преобразований, гуманизация отношений, духовность конкретных деяний находится в младенческом состоянии. Взрослые в этом не натренированы, хотя все «за». Функция тренировочной площадки за учебными заведениями системы образования взрослых, а функции тренеров – за преподавателями, владеющими технологиями гуманизации, демократизации, духовности.

По последним данным 25% населения России проводят рабочий день в системе образования (одни учат, другие учатся). Для чего это обществу? В аналитической пирамиде ответов на этот вопрос на вершине следующие: для взросления (в психологическом смысле), для приобщения к культуре (в самом широком смысле), для подготовки к деятельности как овладению культурой хозяйствования. Социальный заказ создает культура: духовная (наука, политика, право, мораль, религия, искусство, философия) и материальная (экология,  экономика). Ее современное состояние, обусловленное новой позицией – «открытое общество», задает новые требования психологическому состоянию, подготовке к профессиональной деятельности.

Во все периоды жизнедеятельности человека присутствуют (взаимосвязаны, взаимообусловлены, неразделимы) все три начала, которые определяются психологической позицией: «Я – Дитя», «Я - Взрослый», «Я - Родитель». В разные периоды жизни преобладает то или иное начало и соответственно та или иная позиция.

В любой отрезок жизни (год, месяц, неделю, сутки и т.д.) жизнедеятельность протекает как естественное (расти!), образовательное (образовывать себя!), деятельностное (действовать!). Так:

- всю жизнь осуществляется естественное: рост потребностей, способностей, норм;

- всю жизнь человек себя образовывает, занимается самообразованием с разной степенью интенсивности в разные периоды жизни;

- через всю жизнь проходит такой вид деятельности, как игра: всевозможные развивающие игры в детстве, деловые игры в процессе образования, организационно – деятельностные в профессиональной деятельности.

Таблица 4.1 - Жизнедеятельность в разные периоды

Жизнедеятельность

Возраст-ные ступени

Естественное начало

Образовательное начало

Деятель-ностное начало

Детство

Рост, основы развития

Учеба, познание окружающего мира

Игра, учеба, обслуживание себя, посильные обязанности в семье

Молодость

Осознанное совершенствование своего физического и духовного состояния

Получение образования, формирование мировоззрения, приобретение профессии

Учеба, работа, создание семьи

Зрелость

Поддержание собственного здоровья (физического и духовного)

Повышение квалификации, самообразование

Профессиональная деятель-ность, жизнеобес-печение семьи

Учитывает эти подходы и система образования.

Специфика организационных форм и методов на разных уровнях образования детерминирована императивами:

Общеобразовательная школа: впитывай, бери, потребляй, воспитывай себя – расти!

Средняя специальная и высшая школа: выращивай свои потребности, способности, нормы, окультуривай их, готовь себя к профессиональной деятельности – образовывай себя!

Система повышения квалификации: производи действие грамотно, культурно мысли, действуй, говори, рожай мысль, суждение, дело – осознанно действуй!

Процесс образования, осуществляемый в разные возрастные периоды, ориентирован на преобладание воспитания (управление потребностями) в детстве, обучения (усвоение норм) – в молодости, развития (выращивание способностей)  в зрелом возрасте. Науки, описывающие эти процессы, в основе своей парадигмы, определяющей цели, содержание, методы, имеет императивы:

- Расти! – педагогика;

- Осознанно образовывать себя! – андрагогика;

- Действовать, развивая свои способности! – методология деятельности, акмеология.

Андрагогика – новая отрасль педагогической науки, в основе которой – специфика образования взрослых, описывающая, объясняющая, определяющая особенности моделей и технологий образовательных процессов.

Толерантность во взаимодействии

Понятие «толерантность» пришло к нам из другого языка – латинского и переводится как «терпимость, снисхождение, как способность выносить неблагоприятные воздействия среды». Если же это понятие перенести на взаимодействие людей, то толерантность трактуется шире и с более глубоким смыслом. Толерантность – это восприятие другого как иного, в связи с этим заинтересованное и терпимое отношение к нему. Толерантность – это особое свойство человека, которое у разных людей проявляется в разной степени: от нуля до некоторого максимума. Можно, вероятно, говорить о толерантности ниже нуля, с минусом, тогда это разные степени нетерпимости, порождающей агрессивность, объем которой в нашем обществе достиг критического уровня как в политических проявлениях, так и в  национальных: «Ах ты, коммунист…», «Ах ты, еврей…», «Ах ты, кавказец…» и т.д. Надо сказать, что такое психологическое состояние общества имеет вполне объективные причины. Когда говорят о психологии общества, имеют ввиду не психологию каждого его члена, а особенности сознания основной массы людей, в которой немало положительных исключений (именно эти люди и видят проблему, и поднимают ее). Люди, из которых состоит современное общество, сформировались в советские времена: подросли пионеры, возмужали комсомольцы и те, кто их воспитывал в парадигме одинаковости, в соответствии единым параметрам. Идеология с мощными средствами воздействия создала стандарт человека советского и всякий ему не соответствующий – «не наш человек»: ему моральное порицание, административное наказание, партийное взыскание и т.д.

Получив свободу, общественное сознание совершило психологическую «отмашку» в сторону индивидуальности, непохожести, с которой в соответствии со старыми стереотипами трудно уживается каждый, видя ее у другого. Любая индивидуальность сталкивается с кондовым стереотипом «а чо он не такой». Все это проявляется и на административных уровнях (они тоже «наши»), и на всех других тем более.

Кроме того, важно иметь в виду, что взаимодействия могут быть «горизонтальные» (личность – личность; коллектив – коллектив; партия – партия; город – город и т.д.). В любом из этих видов взаимодействия применима демократическая модель взаимодействия, основанная на паритетных отношениях, на принципах социального партнерства.

Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют». Умение слушать – не столь распространенная способность, а умение понимать – тем более. Очень часто в разговоре двух взрослых приходится слышать – «ты мне это уже говорил». Можно наверняка сказать, что понимания здесь не будет, так как не поставлен для себя вопрос: «А для чего он мне это говорит сейчас?», наверное, не для того, чтобы сообщить какую-то информацию, но и выразить отношение к ней или к ситуации, которую информация описывает. Это требует понимания, предполагающего  эмпатию: понимание чувственного состояния говорящего. Понимание рождается сочувствием, терпимостью. Не зря говорят: «Понять – значит простить» - исключить агрессивность, месть, экстремизм.

Сегодня психология, стараясь быть полезной практике, упорно ищет техники толерантного общения.

Терпимое отношение между разными религиями ведет в их сближению, к пониманию. Терпимое отношение между партиями, которые в целях едины, а расходятся в основном в средствах, могло бы направить их энергию и огромные материальные ресурсы не на борьбу между собой, а на созидательную деятельность по реализации заявленных программ. Терпимое отношение друг к другу создает обстановку миролюбия, сочувствия, добра, благополучия и достигается в коммуникациях.

Развитие толерантности во взаимодействии решает социально – психологические задачи профилактики экстремизма, агрессивности, жестокости, бездуховности.

Особенности деятельности преподавателя. В понимании собственных функций – в позиции:

- он – специалист в определенной отрасли научных знаний и в этом смысле для слушателей источник новой информации, консультант;

- он – психолог и понимает динамичное состояние сознания слушателей: потребностное (чего хотят), степень информированности (что знают), способности (как могут понимать, усваивать, общаться); он умеет мотивировать, оформлять и подавать информацию, выбирать способ общения, приемлемый для слушателей;

- он – педагог и понимает, что его поведение педагогично, когда он умеет вести за собой, обеспечивать позитивные приращения, подтягивая до собственного уровня;

- он – организатор и управляет образовательным процессом, принимает решения, устанавливает правила взаимодействия (прежде всего собственным примером); он задает организационные формы, способы деятельности слушателей, в которых развиваются их способности; чередование индивидуальной, партнерской, групповой, коллективной форм образовательного процесса добавляет каждому новое приращение в способностях мышления, общения, действия. Как управленец он задает либо авторитарный (менторский) тип общения, либо осуществляет модель социального партнерства, сотрудничества.

В целях – используя все свои функции, интегрируя их, обеспечить достижение результата каждым слушателем.

В содержании:

- как специалист и педагог он умеет структурировать содержание, разделив его на части, приемлемые для усвоения, оформлять каждую дозу нового содержания, чтобы она плавно соединялась с имеющимся знанием и другими дозами нового содержания;

- как организатор способствует продуктивной работе каждого слушателя, его деятельностному состоянию;

- как психолог постоянно диагностирует состояние аудитории, поддерживая активность, заинтересованность и ответственность каждого за свой результат.

Особенности деятельности взрослого обучающегося. Следует отметить ряд факторов, влияющих на взрослого обучающегося.

В понимании собственных функций позиции:

- он – субъект образовательного процесса и потому рассчитывает, что его мнение учитывается, он участвует в выборе содержания, метода и потому ответствен за результат; он ощущает целостность в себе индивида, личности, человека;

- он понимает, что образовательный процесс для него – изменение внутреннего образа, сознания, и учится фиксировать эти изменения;

 - он – сам себе педагог: обеспечивает внутреннюю мотивацию полезностью и возможностью использовать на практике новой информации и новых способов;

- он понимает и принимает свою роль, свое место в организованной преподавателем образовательной деятельности.

В целях: он пришел добровольно с пониманием полезности участия в образовательном мероприятии для собственной информированности, для собственного развития, для самоопределения на рынке труда (повышение самооценки им собственных потребностей, определяющих качество жизни).

В содержании: взрослый слушатель по теме обучения владеет определенной информацией и, будучи социально зрелым, желает поделиться, он имеет опыт, позволивший ему многие теории проверить на практике, и этим тоже желает поделиться; в его собственном банке данных обязательно есть уникальная информация по данной теме, которой большинство участников не владеет, он желает ею поделиться, утвердиться, получив новую порцию уважения от своих коллег. Содержание по своей новизне не должно быть слишком простым и известным, как и слишком сложным и недоступным. Постепенное, плавное продвижение в усвоении новой информации – самый эффективный путь. Репродуктивное содержание, поданная в готовом виде информация и рассчитанная на память должна иметь продолжение в продуктивном мышлении, дающем ощущение собственного открытия, озарения, творческого, божественного.

В методах: взрослый обучается действию (мысли, слову, движению); в методах отбрасывается технология осознанного действия (для чего? что? как?), а также технология коллективного действия, действия команды. Именно через действия на семинаре приходит осознание и оценка реальных действий собственной практики. В способах его действий участвуют интеллект, эмоции, воля.

В оценке результата: упорно и регулярно слушатели занимаются самооценкой своего результата разнообразными предложенными преподавателем способами, где всякий раз взрослый осознает свою ответственность за результат: почему у других иначе? почему вчера было по-другому? и т.д.

В работе со взрослыми важную роль играет публичное выступление, оно многое говорит о самом выступающем, о ею отношении к аудитории.

Публичное выступление как вид коммуни­кации имеет своей целью понимание. Что понимает аудитория о выступающем? В самом общем виде: кем он себя представляет, что хочет, что знает, что может? Чем больше в аудитории людей, получивших для себя правильные ответы на эти вопросы, тем больше степень понима­ния. Есть и другая трудность, когда четких ответов на эти вопросы о себе не имеет и выступающий, тогда вряд ли можно рассчитывать на понимание, на признание, на дискуссию. Такой выступающий не име­ет внутренней уверенности: а если он не верит себе, почему ему пове­рят другие. Он выглядит неубедительным. Неуверенность проявляется в волнении, во внешних признаках и инстинктивных попытках справиться с волнением, успокоиться. Это может быть покачивание, использование предметов в суетливых поисках опоры, дрожь в голосе и затягивание фраз (э - э), покраснение. Психологическое состояние проявляется в физиологических проявлениях.

Как вид коммуникации публичное выступление должно содержать все ее компоненты:

- толерантность (они такие, какие есть, а не такие, как тебе, хочется; постарайся понять, какие они, и подбирай средства для понимания);

- эмпатия - понимание эмоционального состояния слушающих, воздействие на него;

- интеллект - проявление способности производить собственные мысли, их оформлять в понятные тезисы и предъявлять аудитории наряду с заготовками;

- идентификация с аудиторией (поставить себя на их место).

Любое публичное выступление преподавателя, слушателя, государственного деятеля, политика, журналиста и т.д. имеет определенные составляющие, как любой вид деятельности. Публичное выступление – коммуникативная деятельность. Независимо от времени выступления она требует осознания: кто я в этой ситуации? для чего выступаю (цель)? что нового сообщаю (содержание)? как выступаю (мои способности, способ, метод)? что получилось в результате (рефлексия)?

Публичное выступление — _это коммуникативное взаимодействие.  Все, что понял о своем действии, следует понять о действии ответном. В связи  с этим технология публичного выступления содержит следующие: компоненты:

1) моя позиция. Если выступающего представили и он собирается говорить именно с этих позиций, можно свою позицию не заявлять. Но если преподавателя представили как крупного специалис­та, руководителя предприятия, ему необходимо во вступлении сказать несколько фраз о своей позиции преподавателя, может быть, о прошлом опыте преподавателя; может быть, о том, что его практический опыт будет полезен в преподавании, и т.д.;

2) актуальность выступления (для себя и для аудитории). Предварительно необходимо продумать и определенно ответить на два равнозначных вопроса: для чего хочу выступить, для какого результата? Вариативное мышление создает веер ответов, один из которых является желательным и становится целью выступления - это с одной стороны, а с другой — почему меня должны слушать, в чем интерес аудитории, что они получат взамен затраченного времени.

Поэтому основной части выступления следует предварить нечто, что привлечет внимание и интерес аудитории;

3) содержание выступления должно включать по возможности новую информацию, практически значимую для присутствующих. Ее изложение должно быть тезисным (о чем? и что?), понятным (на языке аудитории);

4) способ выступления. Новая информация может быть категорически не воспринята, если:

- недостаточно понятна;

-неубедительна;

-неактуальна;

-скучна.

От выступающего зависит, как подается информация. Прежде всего, тезисно, в меру эмоционально. Эмоции — это одежда для тезиса, она может быть строгой, пышной, экстравагантной, но всякий раз в меру и к месту. Надо помнить, что эмоции резонируют: раздражение вызывает раздражение, доброжелательность — доброжелательность и т.д. Эмоциональное воздействие на аудиторию оказывает личность выступающею: манера держаться, поза, мимика, жесты и другие невербальные средства, тембр голоса, частота и чистота речи и т.п. Восприятие «уж скорее бы закончил» не способствует пониманию;

5) завершая выступление, полезно его сфокусировать в заключительных фразах «Таким образом...», «И в заключение хочу сказать...» и т.п.;

6) заканчиваться выступление должно рефлексивной фразой типа: «Не знаю, насколько мне удалось...», «Надеюсь, что я был правильно понят...».

Андрагогическая функция руководителей

Всякое воздействие на человека предполагает определенный результат, некоторое изменение в его внутреннем образе. Если этим занимаются профессионально, то результат прежде всего позитивен. Стало быть, кадровые службы, менеджеры всех уровней просто обязаны владеть технологиями воздействия, т.е. образовательными технологиями. В самых общих чертах изменение внутреннего образа взрослого человека происходит по трем направлениям.

  1. Изменение собственных потребностей в сторону их разумности; осознание собственных целей как предполагаемого результата (желательно вариативно); самоопределение в конкретной ситуации, принятие решения с учетом внутренних и внешних факторов. Взрослому присуща субъективная позиция, осознание собственной самости, которая предполагает адаптироваться к ситуации, принимать правильные решения. Управленческое воздействие этому способствует, если осуществляется по демократической модели, а не авторитарной. Эта процедура для управленца – мотивация, которая предполагает знание теории (психология личности) и умение ее использовать в конкретных ситуациях. Пользуясь педагогическим языком, здесь происходят воспитательные процессы, основанные на понимании своего собственного интереса и интереса тех, с кем осуществляется взаимодействие.
  2. Изменение информированности. Раньше этот процесс назывался учебой кадров. Он состоял в сообщении некоторой информации, профессионального характера или идеологического. Сегодня этот процесс стал несколько иным – с уклоном в самость. От сотрудников требуется умение самостоятельно добывать информацию, необходимую для правильного ориентирования на рынке товаров и услуг, для использования в собственных профессиональных действиях (инструкции, предписания). Управленец этим процессом тоже управляет, иногда сам проводит инструктаж, разъяснение, т.е. обучение, что требует от него грамотного методического подхода.
  3. Изменение способностей в процессе совершения действий определяет уровень развития. Этой характеристике уделяется все большее внимание в современном менеджменте. Сегодня от сотрудника все больше требуется не только то, что он знает (и сколько дипломов имеет), а то, что он может, объем и уровень его компетентностей, куда входят коммуникативные действия (ведение переговоров, деловых бесед), интеллектуальные способности, позволяющие понимать ситуации и ими управлять, а также рефлексивные способности, в основе которых осознание собственных действий «до» и «после» их совершения.

Профессиограмма и методика ее построения

Подготовка любого специалиста начинается с четкого определения совокупности знаний, умений и навыков, которыми должен обладать профессионал. Объем и структура профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений человека в труде представляют собой его обобщенную характеристику как члена общества и могут быть представлены в виде некой модели специалиста, основным компонентом которой является профессиограмма.

Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста – как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

В целом, модель специалиста может включать следующие компоненты:

- профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

- профессионально-должностные требования (ПДТ) – описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;

- квалификационный профиль – сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

По определению А.К. Марковой – «Профессиограмма – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создавать условия для развития личности самого работника».

Профессиограмма представляет собой трехблочную структуру, содержащую:

- трудограмму – описание труда в профессии;

- психограмму – описание человека в труде;

- социограмму – описание личности в профессии.

Профессиограмма представляет документ, в котором по определенной схеме дается всестороннее описание различных объективных характеристик профессии (профессионального обучения) и совокупность ее требований у индивидуально-психологическим особенностям человека. Содержание и объем каждой профессиограммы зависит от цели ее разработки. Профессиограммы могут разрабатываться в интересах профессионального отбора, рационального распределения кадров, управления процессом профессионального становления специалиста, изучения профессиональной деятельности для профессиональной ориентации и т.д.

Таблица 4.1 - Профессиограмма

Профессиограмма

трудограмма – описание труда в профессии

психограмма – описание человека в труде

социограмма – описание личности в профессии

1. предназначение, миссия профессии

2.распространенность профессии

3. предмет труда в профессии

4. профессиональные знания и умения как  совокупность сведений об аспектах труда

5. деятельность, действия, приемы, умения, способы работы, техника и технологии в профессии

6. средства труда

7. условия труда

8. организация и кооперация труда

9. продукт труда и его результаты

10.возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии

11.права представителей данной профессии

12.должностные обязанности

1. мотивы, цели, задачи и потребности человека в профессии

2. эмоции и психические состояния

3. удовлетворен-ность человека трудом, его процессом и результатом

4. психологичес-кие знания о труде, о профессии, психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии

5. профессиональ-ные способности

6. профессиональ-ные притязания, профессиональная самооценка

7. самосознание себя как профессионала

8. психологичес-кие противопоказания

9. психические характеристики профессионального роста и тенденции распада профессиональной деятельности

10. позитивное влияние профессии на человека

11. негативные стороны профессии

1. социально значимые качества человека в профессии

2. социальная значимость и востребованность профессии в обществе

3. социальные нормы человека в профессии

4. правила субординации

5.профессиональная культура

6. адаптивность личности в профессии к влияниям внешней среды

7. творческие способности и возможности обогатить опыт профессии

8. социальные черты профессионального роста и линии распада про-фессиональной деятельности

9. ценностные ориентации, отношения позиции в профессии

10. профессиональ-ная обучаемость и профессиональное саморазвитие, умение проектировать свой профессиональный рост

11.профессиональное мышление

 

Возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации, переквалификации, переориентации и переподготовки на другую профессию или специальность

1.Трудограмма

1.1 Предназначение, миссия профессии

Область сферы обслуживания, умение общаться с людьми, в совершенстве владеть деловой этикой. В процессе обучения студент должен овладеть знаниями, навыками и умениями, выработать профессионально важные качества, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей. После окончания обучения специалист должен быть готов к выполнению следующих видов деятельности:

- социальная (морально-психологическая, социально – правовая);

- профессиональная (производственно–технологическая, производственно-управленческая);

- творческая.

1.2 Распространенность профессии

Отрасли, ведомства, виды предприятий, организации распространения специальности и ее востребованность, возможность реализации в режиме самозанятости. (предприятия сферы обслуживания, образовательные учреждения, производственные предприятия соответствующего профиля)

1.3 Предмет труда в профессии

Предметом труда являются опыт и знания, которые пополняются и корректируются: навыки, индивидуальное творчество, высокосовершенное умение, которые дополняются теоретическими знаниями и формируют начальные умения.

1.4 Профессиональные знания и умения как совокупность сведений об аспектах труда

Профессиональная деятельность включает в себя совокупность средств, методов и начальные теоретические знания способов деятельности человека.

Объектом деятельности специалиста является технологический процесс, инструменты и оборудования производства, нормативно-техническая и технологическая документация и информация. Теоретическая подготовка, осуществляемая естественнонаучным и гуманитарным циклом, предусматривает освоение основ гуманитарных, точных и социально-экономических наук, умение пользоваться полученными знаниями и методами этих наук в профессиональной и иной деятельности.

1.5 Деятельность, действия, приемы, умения, способы работы, техника и технологии в профессии

Специалист должен уметь:

- соблюдать требования правил по охране труда, технике безопасности, и грамотно действовать в случае их нарушения;

- соблюдать разработанные технологии;

- четко и согласованно взаимодействовать с коллективом;

- доброжелательно и открыто общаться с незнакомыми людьми;

- тактически верно и психологически правильно решать возможные конфликтные ситуации.

Специалист должен быть готов:

- к постоянному повышению квалификации (изучению и освоению новейших технологий, разработке собственных идей и т.д.);

- к творческому саморазвитию.

Специалист должен использовать приемы работы:

- четкое планирование и рациональное распределение времени;

- систематическое контролирование организации труда;

- умение слушать (усваивать информацию);

- умение читать (видеть и выделять главное в тексте);

- умение писать (четко определять и записывать самое существенное, использовать общепринятые сокращения и знаки, сохранять структуру текста);

- изменять род занятий в процессе работы с целью увеличения производительности труда и борьбы с ощущением усталости.

В процессе работы необходимы сознательность, активность, самостоятельность.

1.6 Средства труда

К средствам труда относят материально- техническую базу, нормативно справочную литературу.

1.7 Условия труда

- благоприятный психологический климат в коллективе;

- единство мотивов, целей и средств их достижения;

- регулярное знакомство и изучение принципиально новых технологий.

 1.8 Организация и кооперация труда

Организация труда представляет собой соблюдение определенного порядка, соблюдение системы и строго логической последовательности технологии

Кооперация труда заключается в организации различных форм индивидуальной, совместной, групповой деятельности; соблюдение субординации и действующих норм взаимоотношений.

1.9 Продукт труда и его результаты

Специалист должен обладать качествами (способностями):

- преданность профессии;

- грамотность, квалифицированность, профессионализм;

- высокоразвитое, профессионально- культурное мышление;

- способность к исследованию и эксперименту;

- умение планировать собственную карьеру;

- готовность к постоянному самосовершенствованию;

- целостная личность.

Продуктом труда является производство товаров и услуг для населения, выполнение заказов и удовлетворение индивидуальных потребностей в рамках профессии, поэтому продукт труда является его результатом.

1.10 Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии.

Повышение уровня квалификации осуществляется после прохождения курсов повышения квалификации.

1.11 Права представителей данной профессии

Обладают всеми павами и свободами граждан РФ и оставляют за собой право выбора наиболее оптимальных и безопасных условий труда.

1.12 Должностные обязанности

Соответствуют уставу предприятия 

  1. Психограмма

2.1 Мотивы, цели, задачи и потребности человека в профессии

Мотив – это причина, «движущая сила»  поведения, поступка человека.

Цель – это сознаваемый образ желаемого результата деятельности

Потребность – состояние организма, человеческой личности, социальной группы общества, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития.

Деятельность – последовательность действий, направленных на достижение целей.

Действия – это отдельные, целостные этапы деятельности.

Возникающие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности мотивами.

По критерию происхождения познавательные мотивы можно разделить на три группы:

- биогенные, возникающие в результате осознания инстинктивных потребностей в познании, в самореализации, в постоянном и непрерывном улучшении своего положения; биогенные мотивы являются основанием действий, решения или условия для познавательной деятельности; сюда относятся стремления к информированности, к активности, к созидательной деятельности, к самоутверждению, к повышению уровня своего опыта;

- социогенные, возникающие в процессе становления личности; по мере развития сознания происходит формирование собственно человеческих, социальных потребностей, таких как потребность в достижениях, в престиже, в повышении статуса; к этим мотивам относятся убеждения, мировоззрение, идеалы, отношения к обществу, представления о себе;

- стимульные, образующиеся в результате воздействия в виде стимулов; награда, поощрения, похвала, возможности, требования, давление группы, наказание, угроза, эмоциональное воздействие.

2.2 Эмоции и психические состояния

На эффективность и качество труда влияют эмоции. Продуктивность и работоспособность включает в себя:

- исключение отрицательных эмоций в процессе профессиональной деятельности;

- создание деловой обстановки, исключающей появление эмоциональных помех;

- воспитание высокой культуры межличностных отношений.

Волевые качества предполагают наличие:

- целеустремленность (качество, характеризующее способность человека ставить перед собой значимые цели и подчинять свое поведение их решению);

- терпеливость, выдержанность, инициативность, активность, самостоятельность – качества, характеризующие способность человека постоянно искать пути достижения поставленной цели, выполнения принятого решения.

Для профессиональной деятельности инженера особый интерес представляет компетентность, этика межличностных отношений, творческое саморазвитие.

2.3 Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом

Любовь к своему делу, уверенность в своих возможностях и радостное настроение, порождаемое удовлетворенностью повседневным трудом, мобилизует силы и способности на лучшее выполнение заданий в период обучения.

Удовлетворенность трудом заключается в следующем:

- интерес к новым  знаниям;

- публичное проявление своих сил и способностей;

- добровольное, осознанное выполнение своих обязанностей;

- активное использование предоставленных возможностей для профессионального творческого саморазвития;

- регулярное участие в общественных делах и культурно-массовых мероприятиях.

2.4 Психологические знания о труде, о профессии, психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии

Освоение технических и технологических новинок ведет к психологически значимым изменениям в содержании труда, который может изменить и характер отношений с клиентами (заказчиками).

Основные психологические особенности труда:

- универсальность (освоение родственных специальностей);

- непрерывное самосовершенствование (изучение и освоение новых видов оборудования, и внедрение его в процесс производства);

- мобильность;

- коммуникабельность;

- достаточно высокое нервно-психологическое напряжение и т.д.

2.5 Профессиональные способности

Основой профессиональных  способностей является:

- умение оценить степень сложности порученной работы и выбрать рациональные варианты;

- хорошее здоровье как залог высокой работоспособности;

- терпеливость и аккуратность, внимательность;

- положительная мотивация по отношению к профессиональной деятельности;

- хорошая теоретическая подготовка.

Компоненты психологических способностей:

- умение строить взаимоотношения, проявлять такт в общении с людьми;

- сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;

- эмоциональная устойчивость;

- положительные качества интеллекта.

2.6 Психологические противопоказания

В качестве противопоказаний рассматриваются свойства личности полностью или частично несовместимые с профессией. При этом важно знать психологические противопоказания в профессиональной деятельности, которые можно классифицировать следующим образом:

- нравственные качества: агрессивность, лживость, бестактность, отчужденность;

- деловые качества: безответственность, формализм, безынициативность;

- творческие качества: консерватизм, пессимизм, пассивность;

- интеллектуальные качества: неспособность понять другого, нетерпимость к инакомыслию, неспособность к самоанализу, самообразованию и самосовершенствованию;

- отсутствие культуры общения и поведения, профессиональной культуры.

2.7 Позитивное влияние профессии на человека

Осознание необходимости профессии, наличие явного конечного результата, материальная заинтересованность, разработка и внедрение собственных идей, творческая деятельность.

2.8 Негативные стороны профессии

Негативной стороной может являться эмоциональная напряженность, вызванная общением с людьми, сложными механизмами.

  1. Социограмма

3.1 Социально значимые качества человека в профессии

Специалист должен обладать качествами, значимыми в социуме, социальной среде. Изменчивость ситуации на рынке труда, динамика производственных отношений и других параметров социально-экономической сферы приводят к необходимости существования у специалистов таких социально значимых качеств как мобильность и гибкость.

3.2 Социальная значимость и востребованность профессии в обществе

Социальный статус – это социально обусловленное положение человека в обществе, определенная позиция в обществе, определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

3.3 Социальные нормы человека в профессии

Осознание и сознание себя как специалиста невозможно без накопленного этического опыта. Профессиональные традиции – это все то, что накоплено в рамках данной профессии-образцы поведения, ценности, вкусы и взгляды, которые выполняют транслирующую, интегрирующую и коммуникативную функцию в профессиональной сфере.

В процессе профессиональной социализации ценности, идеалы, нормы и образы поведения становятся частью самосознания личности. Профессиональная культура в целом – это те рамки, в которых может и должен действовать человек, т.к. она содержит систему предписаний, запретов и перспектив.

3.4 Правила субординации

Любая структура общества (производственная, социальная, экономическая и т.д.) иерархично выстроена. Профессиональная сфера имеет структурированное устройство, т.к. система организации предполагает наличие жесткой структуры и субординации.

Профессиональная субординация предусматривает четкий план работы и ответственность за свое дело. Субординация служит с одной стороны организующим и сдерживающим факторами, с другой стороны – фактором, стимулирующим и мотивирующим профессиональный рост, т.к. «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».

3.5 Профессиональная культура

Профессиональная культура – это совокупность определенных ценностных установок и ориентации, определяющих профессиональное сознательное поведение и деятельность, основанных на системе правил, норм профессиональной этики, она включает в себя:

- квалитативная культура (знания и умения использовать систему стандартов, ГОСТов, понятий о качестве, официально принятых в данной профессии);

- информационная культура (выделение и восприятие профессионально необходимых знаний из различных информационных потоков);

- экологическая культура (анализ последствий своей профессиональной деятельности для окружающей среды и общества).

3.6 Адаптивность личности в профессии к влияниям внешней среды

Адаптация происходит быстрее и эффективнее в случае самореализации человека в профессиональной деятельности. Удовлетворенность человека профессией, профессиональной деятельностью и ее результатами, признание его в обществе как специалиста и приобретение определенного социального статуса (положения), делают человека эмоционально и социально устойчивым в условиях изменяющейся социально-экономической среды. Любовь к своей профессии, уверенность в своих возможностях и радостное настроение, порождаемое удовлетворенностью повседневным трудом, мобилизуют силы и способности специалиста на лучшее выполнение профессиональных задач. Удовлетворенность трудом возникает тогда, когда есть признание личности коллективом и обществом.

3.7 Творческие способности и возможности обогатить опыт профессии

Каждый человек является индивидуальностью, обладающей творческими способностями и способностями к саморазвитию, позволяющими и определяющими дальнейший рост индивидуума как профессионала. Чем больше у человека возможностей к профессиональному росту, тем самым вносит свой вклад в опыт профессии, реализуя свой потенциал.

3.8 Социальные черты профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности

Реализовать профессиональный рост и карьеру возможно, используя навыки и умения, ориентируясь на идеалы, принятые в рамках данной профессии. Неудовлетворенность профессией, своим положением в социально-профессиональной структуре социума может привести к распаду профессиональной деятельности.

3.9 Профессиональная обучаемость и профессиональное саморазвитие, умение проектировать свой профессиональный рост

Виды мышления и их возможное включение в профессионально направленную деятельность:

- теоретическое мышление, направленное на выявление закономерностей, правил;

- практическое мышление связано с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, прогнозированием ее изменений, с постановкой целей, с выработкой планов, проектов;

- репродуктивное мышление, воспроизводящее определенные способы, приемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние негативным ситуациям;

- словесно-логическое мышление, где решение задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков;

- наглядно-действенное мышление, опираясь на опыт непосредственного восприятия, обеспечивает активное взаимодействие между предметами и действиями;

- аналитическое, логическое мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Одной из составляющих мыслительной деятельности является рефлексия. Рефлексивные умения имеют свое конкретное содержание. Инвариантами рефлексивных умений могут быть: осознанность усваиваемых сведений и способов деятельности; адекватность условиям ее осуществления; личностная осмысленность; оценочные умения и самоопределение.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское