Способности – это свойство личности, заключающееся в той быстроте, с которой необходимые для данной профессии процессы, свойства и образования могут быть развиты, это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.
Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и всё развитие личности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельности не тождественны друг с другом. Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере её освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.
Способности можно разделить на актуальные и потенциальные:
- потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условиях.
- актуальные способности реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности.
Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности индивида. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
В психологии принято различать способности:
- общие – это возможность быстрого развития индивидуально-психологических особенностей человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности (способности и игре, общению), эти способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности;
- специальные - это возможность быстрого развития тех психологических особенностей, которые позволяют достичь высоких результатов в выполнении конкретного вида деятельности (художественные, музыкальные способности), они помогают достичь высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной ит.д. Специальные способности органически связаны с общими или умственными, способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь, развитие специальных способностей при известных условиях положительно влияет на развитие интеллекта);
- частные - это возможность быстрого развития отдельных психических познавательных процессов, органов чувств (хорошая память, внимание, воображение, гибкость ума, наблюдательность). Такие способности присущи не всем людям, они являются способностями к определенной профессиональной деятельности.
Способности могут развиваться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню или масштабу. Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность». Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большей степени связано с репродуктивной, производительной деятельностью. Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.п.). Высший уровень развития способностей называют гениальностью.
Благоприятное сочетание общих, специальных и частных способностей, позволяющих достигать успехов в деятельности, называется одаренностью. Высокая степень одаренности – талант, позволяет добиться выдающихся результатов в выбранной области деятельности (юридической, экономической и т.д.) Гениальность проявляется в выдающихся достижениях, имеющих исключительное общественное значение, в нескольких видах деятельности.
С помощью способностей происходит быстрое, легкое, глубокое прочное овладение знаниями, умениями, навыками, способности следует отличать от склонностей, т.е. стремления заниматься определенной деятельностью. Следует стремиться к тому, чтобы потенциальные способности (задатки) стали актуальными (реализованными).