Общение - сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение и деятельность
Единство общения и деятельности.
Общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей.
Деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека, его образа жизни.
Общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент.
Саму деятельность можно рассматривать как условие общения.
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона общения закл. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Все эти термины условны.
В общении выделяют три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно- коммуникативная. В реальной действ. каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других.
Все обозначенные здесь стороны общения выделяются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Общение как обмен информацией
В ходе совм. деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация – побуждение к действию в заданном направлении; интердикция – побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в разл. образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь, то идет речь о вербальной коммуникации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации.
Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов:
1 |
Кто передает сообщение |
Коммуникатор |
2 |
Что передается |
Сообщение |
3 |
Как существляется передача |
Канал |
4 |
Кому направлено сообщение |
Аудитория |
5 |
С каким эффектом? |
Эффективность |
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, выявлены типы позиции коммуникатора во время процесса. Их может быть три:
открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;
отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения;
закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть.
Общение как воздействие и взаимодействие.
Связь с непосредственной организацией совместной деятельности людей.
Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию.
С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и осуществляться на разных уровнях психики: осознаваемом и неосознаваемом.
Компоненты процесса воздействия
Стратегия – способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.
Тактика – решение промежуточных задач психологического воздействия путем испльзования различных психологических приемов.
Средства воздействия: вербальные (речевые), невербальные (паралингвистические)
Методы воздействия: убеждение, принуждение – на уровне создания. Внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики)
Реально есть 2 стратегии взаимодействия:
Кооперативное - взаимоотношения, которые способствуют организации совм. деятельности.
Конкурентное - взаимоотношения, так или иначе «расшатывающие» совм. деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
можно найти как положит., так и отриц. стороны
Общение как познание людьми друг друга
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Механизмы и эффекты межличностного восприятия
Основные механизмы осознания себя через другого - идентификация и рефлексия.
Идентификация обозначает уподобление себя другому. Предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
Близкое по содержанию явление – эмпатия - стремление эмоционально (а не рационально) откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».
Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, я просто принимаю во внимание линию поведения партнера, но свою собственную могу строить совсем по-иному.
Рефлексия - осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Своеобразная обратная связь, которая служит формированию и стратегии поведения в общении, обеспечивает коррекцию их понимания особенностей друг друга.
Каузальная атрибуция
Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, кот. может основываться на знании причин этого поведения. Если причины не известны, тогда в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания каузальная атрибуция.
Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно. Возможна такая модель: плохим людям всегда приписываются плохие поступки, а хорошим – хорошие. В теориях каузальной атрибуции большое место уделяется идее контрастных представлений: когда плохому человеку приписываются отриц. черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.
Межличностная аттракция
Люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют друг по отношению к другу определенные отношения, которые рождают разнообразную гамму чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования разл. эмоц. отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.
Исследуется она в контексте перцептивной стороны общения.
Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки (аттитюда) на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.
Исследования аттракции главным образом посвящены появлению положительных эмоциональных отношений между людьми.
Исследование аттракции в с. п. – сравнительно новая область, кот. наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных, возникающих здесь этических затруднений.