Статьи | Разное

Общение как социопсихологический механизм управления

Психотехнология общения — это наука о практическом использовании психологических механизмов общения для достижения оптимальных результатов в управлении людьми.

В этом случае объектом технологизации и одновременно предметом психотехнологии общения является коммуникативная деятельность личности. Коммуникативная деятельность представляет собой только часть психо­социальной системы общения и вычленяется из нее в связи с необходимостью конкретных техник ее осуществления на практике.

Приведенная нами характеристика понятия «психотех­нология общения» определяет его сущность только в первом приближении и была использована как операциональная.

Более же глубокий анализ понятия «психотехнология общения» требует рассмотреть сущность самого феномена технологизации социальных процессов.

Технологизация общения напрямую связана с поиском эффективности деятельности людей в системах социального управления.

Теоретические аспекты общения   как социопсихологического механизма управления

Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Есть множество подходов к ее обоснованию. Нас же интересует категория «общение» для раскрытия сущности этого феномена как социопсихоло­гического механизма, на который опирается функционально-ролевая деятельность менеджера. Воспользуемся для этого классическими характеристиками общения.

Общение — это форма деятельности, осуществля­емая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Психический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный и весьма многогранный процесс. Б. Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного пережи и взаимного понимания друг друга. Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. И действительно, понять общение только в одном аспекте практически невозможно.

Анализируя современную литературу, можно выделить следующие аспекты изучения общения:

  • информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией)
  • интеракционный (общение анализируется  как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
  • гносеологический (человек выступает как субъект и объект социального познания);
  • аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);
  • нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения инди­видов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном  сознании,   реального  функционирования стереотипов поведения);
  • семиотический (общение выступает как специфи­ческая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем, с другой);
  • социально-практический (прасиологический) аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена деятельностью, способностью, мениями и навыками.

Определение общения осложняется наличием нескольких подходов к толкованию самого понятия «общение». Рассмотрим некоторые из них.

Некоторые авторы рассматривают общение как социально- и личностно-ориентированный процесс. В нем не только реализуются личностные отношения, но и проявляются установки на социальные нормы.

Процесс общения обосновывается часто как процесс передачи нормативных ценностей. В этом просматривается объяснение термина «общение» как «социального процесса, через который общество влияет на индивида»

Если соединить два положения, то можно увидеть, что в них общение выступает как коммуникативно-регулятивный процесс, через который не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется процесс их усвоения всей социальной системой.

А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием  которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». Позиция А. А.  Бодалева стала для многих психологов определяющей в трактовке понятия «общение».

Общение как процесс взаимодействия гораздо шире: общение внутри групп — межгрупповое, в коллективе — межколлективное и т. д.

А. А. Леонтьев обосновывает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», а «его субъект следует рассматривать не изолированно». В то же время А. А. Леонтьев подходит к общению как к условию «любой деятельности человека»7. Позицию А. А. Леонтьева поддерживают и другие авторы. В. Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения»8. Далее автор развивает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействий, благополучных для процесса деятельности». Анализ целого ряда работ, посвященных теоретическим и прикладным вопросам общения, показывает, что ни в общей, ни в социальной

психологии еще не определен принципиальный подход к определению основных параметров понятия «общение».

В философской литературе проблему общения исследуют ряд ученых: Б. Д. Парыгин считает, что «общение является необходимым условием существования и социали­зации личности»9. Л. П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М. С. Каган рассматривает общение как «коммуникативный вид деятельности», выражающий «практическую активность субъекта»10. В. С. Коробейников определяет общение как «взаимодействие субъектов, обладающих определенными социальными характеристиками»11. «С философской точки зрения, — пишет В. М. Соковин, — общение — это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общест­венного сознания»12. Общефилософская концепция рас­сматривает процесс общения личности с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений. Именно общественные отношения, согласно философской концепции, обусловливают форму общения. Методологический принцип, обосновывающий зависимость изменения общественных отношений со сменой форм общения, дал основание выявить характеристики категории «способ общения». Она определяется как способ реализации актуальных отношений в ситуации социального взаимо­действия и зависит- от: социально-экономического уклада общества, уровня развития идеологии, отношений, конкретных исторических условий социального бытия.

Общефилософская концепция определила формирование и других научных концепций. И прежде всего — социологической.

Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддер­жания статус-кво социальной структуры общества, соци­альных   групп   в   той   мере,   в   какой   эта   эволюция

предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социологическая трактовка понятия «общение» преполагает глубокий анализ внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессом общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного механизма социального управления.

Психологический подход определяет общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его существования. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляются, тормозятся, а иногда и деформируются социальное бытие личности, ее взаимо­отношения с обществом. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл в формировании личности. В связи с этим психология рассматривает потребности в общении как процесс взаимодействия личности и социокультурной среды. Причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи' с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечи­вающие взаимодействие людей.

В работах А. А. Пузырея различные психотехнические системы — это системы активного изменения, пре­образования психики людей с помощью особого рода психотехнических действий13. Именно в рамках социально-педагогических исследований общение и получило свое развитие как категория «психотехника». Психотехника понимается как система средств, приемов, позволяющих эффективно воздействовать на духовный мир человека, на его психику, на его сознание.

Общение служит своеобразным социально-психо­логическим механизмом, посредством которого это воздействие осуществляется.

Проблема психотехнического анализа сущности общения требует специального рассмотрения. Ведь психотехника общения как отрасль научного знания выходит за рамки предметного поля социальной психологии. Психотехника общения развивается на стыке психологии личности и культурологии, социологии и этнологии, театральной педагогики и социально-педагогического тренинга и т. д. Вот почему мы сочли целесообразным выделить и психотехнику общения в самостоятельный предмет исследования, как и разрабатываемую нами психосоциологию управления.

  1. Общение как коммуникативная деятельность

В специальной социально-психологической литературе есть взгляд на общение как коммуникативную деятельность. Мы касались некоторых сторон этого взгляда на общение. Рассмотрим его несколько шире.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. Основными составляющими процессами коммуникативной деятельности являются:

коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией;

интерактивный — регулирующий взаимодействие партнеров в общении;

перцептивный — организующий взаимовосприятие, взаимооценки и рефлексии в общении.

 Социальные     психологи     выделяют    два    типа коммуникативной деятельности:

а)    личностно-ориентированный,

б)   социально-ориентированный.

Эти типы коммуникативной деятельности отличаются коммуникативной, функциональной, социально-психоло­гической и речевой структурой. Высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая характеристика. Она проявляется в репрезентативности этого процесса — социальной и индивидуально-психологической.

Анализируя современную литературу, можно выделить следующие аспекты изучения общения:

  • информационно-коммуникативный (общение рас­сматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);
  • интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
  • гносеологический (человек выступает как субъект и объект социального познания);
  • аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);
  • нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения инди­видов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального  функционирования стереотипов поведения);
  • семиотический (общение выступает как специфи­ческая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем, с другой);
  • социально-практический (праксиологический) аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена деятельностью, способностью, умениями и навыками.

Исходя из того, что общение существует как поли­система, его формирующая функция реализуется через приобретение личностью социокультурных ценностей и реализации себя как творческой, уникальной индиви­дуальности в процессе социального взаимодействия с другими людьми.

Определение общения осложняется наличием нескольких подходов к толкованию самого понятия «общение». Рассмотрим некоторые из них.

Общефилософская концепция представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений, поскольку именно общественные отношения обуславливают форму общения. Методологический принцип философии, обосновывающий зависимость изменения общественных отношений от смены форм общения, стал основанием выделения категории "способ общения", широко применяемой ныне в области науки.

Социологическая концепция рассматривает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, предполагает глубокий анализ внутренней динамики общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Данная позиция имеет место при рассмотрении проблем социальной обусловленности целей воспитания, при рассмотрении факторов, влияющих на формирование личности и др. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности.

При психологическом  подходе общение определяется как самостоятельный процесс взаимодействия субъектов, необходимый для реализации других видов деятельности, или как специфическая форма деятельности.  Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления.

Психологи Б.Г.Ананьев А.А.Бодалев А.А.Леонтьев ,.Н.Леонтьев В.Н.Мясищев и др. внесли неоценимый вклад в осмысление психологической сущности общения: общение исследуется в рамках теории отношений, в единстве с отношением и обращением (А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев); общение рассматривается как один из видов человеческой деятельности (Б.Г.Ананьев], А.С.Золотнякова, А.Н.Леонтьев );  общение представлено как способ реализации общественных и личных отношений (Я.Л.Коломинский , Н.В.Седова ); общение характеризуется как специфическая система межличностного взаимодействия (М.М.Кашапов , Т.В.Кудрявцев , А.В.Петровский ) и как одна из важнейших самостоятельных категорий психологии,  требующая системного анализа (Б.Ф.Ломов , Н.Н.Обозов , И.М.Сергиенко , В.П.Симонов   и др.).

Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния на личность с целью воспитания Педагогический подход к анализу профессионального общения учителя представлен в работах Ш.А.Амонашвили , С.П.Елканова , И.А.Зязюна , В.А.Сухомлинского , Н.Н.Тарасевич , Н.Е.Щурковой   и др.

На наш взгляд, рассмотрение профессионального общения с целью управления производственным или другими видами процессов будет более полным при использовании как философских, так и  социально-психологических и педагогических взглядов.

Особо значимым является вопрос о соотношении деятельности и общения. Позиции авторов по этому вопросу весьма разноречивы: М.С.Каган  считает, что общение может быть и типом, и видом, и аспектом деятельности, в зависимости от ее характера и угла зрения на нее теоретика. "Постоянной же остается сама деятельностная природа человеческого общения, проявляющаяся в направленности действий субъекта на другого субъекта", Б.Г.Ананьев рассматривают общение как самостоятельный вид деятельности; Л.Ф.Спирин  подчеркивает, что общение правомерно назвать условием и средством организации педагогической деятельности во всех ее видах, по мнению Б.М.Ломова , общение - одна из сторон жизни человека, не менее существенная, чем деятельность. Между общением и деятельностью существует масса переходов к превращению одной в другую. В некоторых видах деятельности, по мнению Б.М.Ломова, в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятельность строится по законам общения (например, деятельность лектора). Своеобразный подход к рассмотрению феномена общения просматривается у В.М.Соковнина : общение изучается как сложное явление, которое не сводится ни к какой-либо одной из дефиниций. Общение анализируется им как коммуникация, деятельность, отношение, взаимопонимание, взаимовлияние .

В некоторых работах общение представлено как фактор управления. В данном случае содержание, структура, функции педагогического общения определяются в связи с теми задачами взаимодействия, взаимовлияния, которые решаются в процессе деятельности - управления. Наиболее типичным аспектом в этом случае является рассмотрение взаимоотношений руководителя-управленца и членов педагогического коллектива (М.Р.Битянова , Ю.В.Васильев , А.М.Омаров , Р.Х.Шакуров ).        

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское