Как осуществляется ограничение монополистической деятельности на товарных рынках?
Монополистическая деятельность — это действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителям.
Федеральным законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» прямо запрещаются действия хозяйствующих субъектов, монополистов и занимающих доминирующее положение:
1) по изъятию товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;
2) по навязыванию контрагенту условий договора, не выгодных для него или относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента);
3) по включению в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагентов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
4) по согласию заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
5) по созданию препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
6) по нарушению установленного нормативными актами порядка ценообразования;
7) по установлению монопольно высоких (низких) цен;
8) по сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
9) по необоснованному отказу от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Кроме этого, запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (договоры) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе направленные на:
√ установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
√ повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
√ раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
√ ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
√ отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Государственным органам власти и местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, существенно ограничивающие и (или) ущемляющие интересы хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
1) вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующим субъектам или производство определенных товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
2) необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
3) устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации в другой или иным образом ограничивать эти права хозяйствующих субъектов;
4) давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров без учета приоритетов, установленных законодательными и нормативными актами Российской Федерации;
5) необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
6) необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам налоговые или иные льготы, дающие преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
Наконец, законодательством запрещается создавать новые министерства, госкомитеты и другие структуры государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров, а также наделять существующие структуры полномочиями, осуществление которых может привести к существенному ограничению конкуренции.
Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления с целью недопущения злоупотребления властью законодательством запрещено заниматься параллельно с государственной службой самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно (через представителя) голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, другого товарищества или общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.
В исключительных случаях перечисленные запрещающие действия и неправомерные соглашения хозяйствующих субъектов могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
В рыночной сфере не допускаются такие формы недобросовестной конкуренции, как распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества предлагаемого к покупке товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средств индивидуального юридического лица, продукции (работ, услуг); получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ранее Госкомитет по антимонопольной политике РФ). Она ведет государственный реестр объединений и предприятий-монополистов и хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, а также осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией всех коммерческих организаций и их объединений.