Статьи | Разное

Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках

Как осуществляется ограничение монополистической деятельности на товарных рынках?

Монополистическая деятельность — это действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителям.

Федеральным законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» прямо запрещаются действия хозяйствующих субъектов, монополистов и занимающих доминирующее положение:

1) по изъятию товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;

2) по навязыванию контрагенту условий договора, не выгодных для него или относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента);

3) по включению в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагентов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

4) по согласию заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

5) по созданию препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

6) по нарушению установленного нормативными актами порядка ценообразования;

7) по установлению монопольно высоких (низких) цен;

8) по сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

9) по необоснованному отказу от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Кроме этого, запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (договоры) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе направленные на:

√ установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

√ повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

√ раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

√ ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

√ отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Государственным органам власти и местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, существенно ограничивающие и (или) ущемляющие интересы хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:

1) вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующим субъектам или производство определенных товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

2) необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

3) устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации в другой или иным образом ограничивать эти права хозяйствующих субъектов;

4) давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров без учета приоритетов, установленных законодательными и нормативными актами Российской Федерации;

5) необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

6) необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам налоговые или иные льготы, дающие преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.

Наконец, законодательством запрещается создавать новые министерства, госкомитеты и другие структуры государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров, а также наделять существующие структуры полномочиями, осуществление которых может привести к существенному ограничению конкуренции.

Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления с целью недопущения злоупотребления властью законодательством запрещено заниматься параллельно с государственной службой самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно (через представителя) голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, другого товарищества или общества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

В исключительных случаях перечисленные запрещающие действия и неправомерные соглашения хозяйствующих субъектов могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

В рыночной сфере не допускаются такие формы недобросовестной конкуренции, как распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества предлагаемого к покупке товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средств индивидуального юридического лица, продукции (работ, услуг); получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ранее Госкомитет по антимонопольной политике РФ). Она ведет государственный реестр объединений и предприятий-монополистов и хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, а также осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией всех коммерческих организаций и их объединений.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское