Тема 7. ОХРАНА ПРАВ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
- Российское законодательство по вопросам социального обеспечения пожилых людей.
- Социальное обслуживание пожилых людей в России.
Нормативно-правововая база социальной защиты пожилых людей представлена законодательством общего характера и специальным законодательством. Система социальных гарантий пожилым людям включает два вида норм:
- нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;
- нормы, касающиеся прав пожилых и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и соответствующих обязанностей государства и семьи.
Основным источником прав пожилых является Конституция Российской Федерации 1993 года. Так, по Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это — общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей. Согласно статье 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. В соответствии со ст. 41 Конституции, пожилые люди. наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бес платную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.
Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст. 43 Конституции гарантирует обще доступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, возраста и т.д.
Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
В соответствии со статьей 51 Конституции всем доступна квалифицированная юридическая помощь.
Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции пожилым людям предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного само управления.
Правовые нормы, регулирующие труд и занятость граждан Российской Федерации, в том числе пожилого возраста, а также пенсионное законодательство играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию. От материального обеспечения зависят возможности и способы, которыми старшее поколение сможет удовлетворять свои потребности и интересы. Реализация этих законов влияет на возможности поддержания пожилыми людьми своего здоровья, взаимоотношения в семье и на отношение к окружающим, на организацию их отдыха и досуга, одним словом, — на их социальную активность.
Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается. Вместе с тем некоторые законодательные акты России допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом. Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» установил предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы 60 лет. Аналогичные нормы существуют относительно военнослужащих офицерского состава, служащих правоохранительных структур. Некоторые ограничения содержит и Закон «О занятости населения в Российской Федерации». При выборе места работы любое физическое лицо, независимо от возраста, может за посредничеством обратиться в органы службы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поиске подходящей работы. Однако, согласно этому Закону, граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными и, следовательно, им не выплачивается пособие по безработице.
Законодательные ограничения в отношении труда и занятости отдельных категорий граждан пожилого возраста современной России обусловлены преимущественно влиянием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономического положения в стране, ситуации с занятостью населения, системы распределительных отношений и т.п. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время ни работодатель, ни государство в целом не слишком заинтересованы в трудоустройстве и занятости пожилых людей после их выхода на пенсию.
Пенсионное законодательство, и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста, потому что именно с выходом на пенсию — событием исключительной важности, — тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем. С входом на пенсию коренным образом изменяются условия, уровень и образ жизни россиянина, что означает не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности. Пенсионное законодательство как правовая основа годной из форм социального обеспечения было приведено во второй части пособия и является предметом рассмотрения права социального обеспечения.
Поскольку многочисленный социальный слой пожилого населения Российской Федерации составляют ветераны, то перечне социального законодательства особое место занимает Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах» как один из основных социальных законов. Он относится к специальному законодательству и устанавливает гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В настоящее время под действие Федерального закона «О ветеранах» подпадают ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий на территориях других государств, блокадники Ленинграда, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветераны труда, ветераны военной службы.
В соответствии с названным Законом (ст. 13) социальная защита ветеранов, большинство из которых — пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по:
- пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
- оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;
- медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;
- обеспечению транспортными средствами и оплате проезда:
- трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
- пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
- получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
В целях реализации Закона и иных нормативных актов по вопросам социальной защиты ветеранов действует Инструкция «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий, других категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах»».
Однако в процессе реализации законодательства возникают определенные сложности. Так, ряд установленных льгот реализуется не в полном объеме, а реализация некоторых находится под угрозой срыва. Проблематично лекарственное обеспечение инвалидов и участников войны, предоставление жилья инвалидам и участникам войны, развитие дополнительных форм социальной защиты ветеранов. К принятию решений по вопросам социальной защиты следовало бы активнее привлекать представителей соответствующих объединений ветеранов.
К специальному социальному законодательству относится и Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений (к примеру, статья 15 — об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, ст. 16 — об обеспечении инвалидов жилой площадью, ст. 20 — об обеспечении занятости инвалидов, ст. 21 - установлении квоты для приема инвалидов на работу и другие) не урегулирован, то закон не действует в полном объеме и мало влияет на реальное состояние системы социальной защиты пожилых людей.
Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан от 1993 г. в статье 26 закрепляют права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населении. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях.
Однако большинство пожилых людей не получают эффективной амбулаторно-поликлинической помощи, сталкиваются со значительными трудностями в госпитализации в стационарные медицинские учреждения, особенно в специализированные, не имеют возможности приобрести необходимые, но, как правило, дорогие лекарства. Весьма важной остается проблема обеспечения их путевками на санаторно-курортное лечение. Таким образом, и в этом законодательном акте права пожилых людей декларативны.
В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку граждан, занял свое место 17 июля 1999 года Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Законом определены порядок назначения государственной социальной помощи, ее размер и виды; указаны основания для прекращения оказания помощи; определен порядок обжалования. Поскольку значительная часть пожилых людей живет в бедных семьях или относится к числу малоимущих, и их среднедушевой доход не достигает величины прожиточного минимума, многие граждане старшего возраста относятся к числу получателей государственной социальной помощи.
Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права пожилого человека, являются федеральные законы от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Эти законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в Российской федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Названные законы были рассмотрены во втором разделе пособия.
Вместе с тем в настоящее время имеется необходимость в обновлении законодательства о социальном обслуживании. Проблемный характер носит ряд отдельных норм, ограничивающих права на получение социальных услуг на дому пожилыми людьми, страдающими хроническим алкоголизмом и тяжелыми психическими расстройствами, являющимися бактерио- или вирусоносителями, имеющими активные формы туберкулеза, инфекционные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Им может быть отказано в предоставлении надомного обслуживания. С одной стороны, социальные работники, безусловно, имеют право на охрану здоровья и безопасные условия труда вплоть до отказа от выполнения работы, которая представляет угрозу для жизни и здоровья, а с другой стороны — нарушается принцип гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи, и право каждого человека на получение услуг со стороны социальных служб.
Блок общих законов содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую деятельность пожилых людей. Так, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Пункт 11 ст. 6 предусматривается создание льготных условий для занятий физической культурой инвалидов, среди которых немало лиц пожилого возраста. В соответствии с п. 1 ст. 13 органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации рассматривают физическое воспитание пенсионеров как важнейшее направление социальной политики. Согласно п. 11 ст. 33 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных соревнований, проводить занятия для инвалидов и пенсионеров бесплатно или со скидкой.
Вовлечению в активную досуговую деятельность пожилых людей способствуют и Основы законодательства Российской Федерации о культуре. В соответствии со статьей 8 данного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от возраста и других обстоятельств. Статья 10 предусматривает, что «каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Согласно статье 12, пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.
Важные нормы в части повышения социальной поддержки лиц пожилого возраста заложены статьях 30 и 52 Основ, где говорится, что «в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны осуществлять протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения». При организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать определенные льготы. Многие местные администрации, как известно, устанавливают льготы пенсионерам.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» открыты для доступа граждан пожилого возраста музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации.
Лицам старшего возраста согласно Федеральному закону «О библиотечном деле» общедоступны фонды библиотек, что позволяет им приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. Так, ст. 8 Закона установила существенную привилегию для пожилых людей: «пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ».
Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Российской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. При этом им предоставляется право на внутренний, выездной, въездной, социальный и самодеятельный туризм с предоставлением в ряде случаев определенных льгот по оплате туристской путевки и страхования при внезапном заболевании и от несчастных случаев.
На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы таких законодательных и подзаконных актов, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих» и ряд других.
Анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, показывает, что, с одной стороны, существует обширная нормативно правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот; с другой стороны, многие из норм остаются декларациями. Эта часть законодательства не в должной мере соответствует международным стандартам. Так, не достаточно защищены интересы пожилых в сфере имущественных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определенной степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.
Не развиты судебные гарантии защиты социальных прав. Суды общей юрисдикции не компетентны в социальных вопросах. В этом направлении целесообразно создать в России суды по социальным вопросам.
Необходимо обеспечение юридических гарантий от насилия в семье, особенно в отношении пожилых людей, так как многие из них подвергаются материальному притеснению со стороны родственников с целью присвоения принадлежащего им имущества, а также физическому и психологическому насилию. Вопросы, касающиеся предупреждения и пресечения насилия в семье, принадлежат к числу комплексных и должны быть урегулированы нормами различных отраслей права.
Не сформирована правовая культура, пожилых людей. Они плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики.