Статьи | Разное

Охрана прав лиц пожилого возраста

Тема 7.  ОХРАНА ПРАВ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

  1. Российское законодательство по вопросам социального обеспечения пожилых людей.
  2. Социальное обслуживание пожилых людей в России.

 

Нормативно-правововая база социальной защиты пожилых людей представлена законодательством общего характера и специальным законодательством. Система социальных гарантий пожилым людям включает два  вида норм:

  • нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;
  • нормы, касающиеся прав пожилых и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и  соответствующих обязанностей государства и семьи.

Основным источником прав пожилых является Конституция Российской Федерации 1993 года. Так, по Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это — общие нормы, входящие в систему соци­альных прав пожилых людей. Согласно статье 39 Конституции РФ, каждому гаран­тируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей и в иных случаях, установленных законодатель­ством. В соответствии со ст. 41 Конституции, пожилые люди. наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бес платную медицинскую помощь в государственных и муни­ципальных учреждениях.

Не существует запрета для граждан старшего поколе­ния на образование: ст. 43 Конституции гарантирует обще доступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, возраста и т.д.

Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие  в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В соответствии со статьей 51 Конституции всем доступна квалифицированная юридическая помощь.

Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции по­жилым людям предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обра­щения в государственные органы и органы местного само управления.

Правовые нормы, регулирующие труд и занятость граждан Российской Федерации, в том числе пожилого возраста, а также пенсионное законодательство играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию. От материального обеспечения зависят возможности и способы, которыми старшее поколение сможет удовлетво­рять свои потребности и интересы. Реализация этих законов влияет на возможности поддержания пожилыми людьми своего здоровья, взаимоотношения в се­мье и на отношение к окружающим, на организацию их отдыха и досуга, одним словом, — на их социальную активность.

  Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или кос­венное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается. Вместе с тем некоторые законодательные акты России допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом. Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» установил предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы 60 лет. Аналогичные нормы существуют относительно военно­служащих офицерского состава, служащих правоохрани­тельных структур. Некоторые ограничения содержит и Закон «О занятости населения в Российской Федерации». При выборе места работы любое физическое лицо, независимо от возраста, может за посредничеством обратиться в органы службы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поиске подходящей работы. Однако, согласно этому Закону, граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными и, следовательно, им не выплачивается пособие по безработице.

  Законодательные ограничения в отношении труда и занятости отдельных категорий граждан пожилого возраста современной России обусловлены преимущественно влиянием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономического положения в стране, ситуации с занятостью населения, системы распределительных отношений и т.п. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время ни работодатель, ни государство в целом не слишком заинтересованы в трудоустройстве и занятости пожилых людей после их выхода на пенсию.

  Пенсионное законодательство, и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для со­циальной поддержки людей старшего возраста, потому что именно с выходом на пенсию — событием исключительной важности, — тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем. С входом на пенсию коренным образом изменяются условия, уровень и образ жизни россиянина, что означает не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности. Пенсионное законодательство как правовая основа годной из форм социального обеспечения было приведено во второй части пособия и является предметом рассмотрения права социального обеспечения.

Поскольку многочисленный социальный слой пожилого населения  Российской Федерации составляют ветераны, то перечне социального законодательства особое место занимает Федераль­ный закон от 12 января 1995 г.  «О ветеранах» как один из основных социальных законов. Он относится к специальному законодательству и устанавливает  гарантии социальной защиты ве­теранов в Российской Федерации в целях создания усло­вий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную дея­тельность, почет и уважение в обществе.

В настоящее время под дей­ствие Федерального закона «О ветеранах» подпадают  ветераны Великой Отечественной войны,  участники боевых действий на территориях других госу­дарств, блокадники Ленинграда, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Ве­ликой Отечественной войны, ветераны труда, ветераны  военной службы.

В соответствии с названным Законом (ст. 13) социальная защита ветеранов, большинство из которых — пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, на­правленных на создание условий, обеспечивающих эконо­мическое и моральное благополучие ветеранов, предостав­ляющих им дополнительные права и гарантирующих вете­ранам льготы по:

  • пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
  • оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;
  • медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;
  • обеспечению транспортными средствами и оплате проезда:
  • трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
  • пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
  • получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

В целях реализации Закона и иных нормативных актов по вопросам социальной защиты ветеранов действует Инструкция «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий, других категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах»».

Однако в процессе реализации законодательства возникают определенные сложности. Так, ряд установленных льгот реализуется не в полном объеме, а реализация некоторых находится под угрозой срыва. Проблематично лекарственное обеспечение  инвалидов и  участников войны, предоставление жилья инвалидам и участникам войны, развитие дополнительных форм социальной защиты ветеранов. К принятию решений по вопросам социальной защиты следовало бы активнее привлекать представителей соответствующих объединений ветеранов.

К специальному социальному законодательству относится и Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений (к примеру, статья 15 — об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, ст. 16 — об обеспечении инвалидов жилой площадью, ст. 20 — об обеспечении занятости инвалидов, ст. 21 -  установлении квоты для приема инвалидов на работу и другие) не урегулирован, то закон не действует  в полном объеме и мало влияет  на реальное состояние системы социальной защиты пожилых людей.                              

Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан от 1993 г. в статье 26  закрепляют  права граждан пожилого возраста. В ней отмечается,  что граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населении. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях.

  Однако большинство пожилых людей не получают эффективной амбулаторно-поликлинической помощи, сталкиваются со значительными трудностями в госпитализации в стационарные медицинские учреждения, особенно в специализированные, не имеют возможности приобрести необходимые, но, как правило, дорогие  лекарства. Весьма важной остается проблема обеспечения их путевками на санаторно-курортное лечение. Таким образом, и в этом законодательном акте права пожилых людей декларативны.

В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку граждан, занял свое место 17 июля 1999 года Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Законом определены порядок назначения государственной социальной помощи, ее размер и виды; указаны основания  для прекращения оказания помощи; определен по­рядок обжалования. Поскольку значительная часть пожилых людей живет в бедных семьях или относится к числу малоимущих, и их среднедушевой доход не достигает величины прожиточного минимума, многие граждане старшего возраста относятся к числу получателей государственной социальной  помощи.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права пожилого человека, являются федеральные законы от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Эти законы устанавливают основ­ные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в Российской федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.        Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Названные законы были рассмотрены во втором разделе пособия.

Вместе с тем в настоящее время имеется необходимость в обновлении законодательства о социальном обслуживании. Проблемный характер носит ряд отдельных норм, ограничивающих права  на получение социальных услуг на дому пожилыми людьми, страдающими хроническим алкоголизмом и тяжелыми психическими расстройствами, являющимися бактерио- или вирусоносителями, имеющими активные формы туберкулеза, инфекционные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Им может быть отказано в предоставлении надомного обслуживания. С одной стороны, социальные работники, безусловно, имеют право на охрану здоровья и безопасные условия труда вплоть до отказа от выполнения работы, которая представляет угрозу для жизни и здоровья, а с другой стороны — нарушается принцип гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи, и право каждого человека на получение услуг со стороны социальных служб.

 Блок общих законов содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую деятельность пожилых людей.  Так, Федеральный  закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Пункт 11 ст. 6 предусматривается создание льготных условий для занятий физической культурой инвалидов, среди которых немало лиц пожилого возраста. В соответствии с п. 1 ст. 13 органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации рассматривают физическое воспитание пенсионеров как важнейшее направление социальной политики. Согласно п. 11 ст. 33 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных соревнований, проводить занятия для инвалидов и пенсионеров бесплатно или со скидкой.

Вовлечению в активную досуговую деятельность пожилых людей способствуют и Основы законодательства Российской Федерации о культуре. В соответствии со статьей 8 данного акта культурная деятельность является неотъем­лемым правом каждого гражданина независимо от возраста и других обстоятельств. Статья 10 предусматривает, что «каждый человек имеет право  на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Согласно статье 12, пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Важные нормы в части повышения социальной поддержки лиц пожилого возраста заложены статьях 30 и 52 Основ, где говорится, что «в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны осуществлять протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения». При организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать определенные льготы. Многие местные администрации, как известно, устанавливают льготы пенсионерам.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» открыты для доступа граждан пожилого возраста музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации.

Лицам старшего возраста согласно Федеральному закону «О библиотечном деле» общедоступны фонды библиотек, что позволяет им приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. Так, ст. 8 Закона установила существенную привилегию для пожилых людей: «пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ».

Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Российской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. При этом им предоставляется право на внутренний, выездной,  въездной, социальный и самодеятельный туризм с предоставлением в ряде случаев определенных льгот по оплате туристской путевки и страхования при внезапном заболевании и от несчастных случаев.  

На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы таких законодательных и подзаконных актов, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организаци­ях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих» и ряд других.

Анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, показывает, что, с одной стороны, существует обширная нормативно правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот; с другой стороны, многие из норм остаются декларациями.  Эта часть законодательства не в должной мере соответствует международным стандартам. Так, не достаточно защищены интересы пожилых в сфере имущественных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определенной степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.

Не развиты судебные гарантии защиты социальных прав. Суды общей юрисдикции не компетентны в социальных вопросах. В этом направлении целесообразно создать в России суды по социальным вопросам.

Необходимо  обеспечение юридических гарантий от насилия в семье, особенно в отношении пожилых людей, так как многие из них подвергаются материальному притеснению со стороны родственников с целью присвоения принадлежащего им имущества, а также физическому и психологическому насилию. Вопросы, касающиеся предупреждения и пресечения насилия  в семье, принадлежат к числу комплексных и должны быть урегулированы нормами различных отраслей права.

Не сформирована правовая культура, пожилых людей.  Они плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики. 

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское