Статьи | Разное

Охрана прав лиц с ограниченными возможностями

Тема 8.  ОХРАНА ПРАВ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

  1. Международно-правовые нормы о социальной защите лиц с ограниченными возможностями здоровья (жизнедеятельности) (ЛОВЗ).
  2. Российское законодательство по вопросам социальной защиты ЛОВЗ.
  3. Понятия «инвалид», «инвалидность», «ограничение жизнедеятельности», «ограничение трудоспособности», реабилитация ЛОВЗ

 

Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья (жизнедеятельности)» законодательно не закреплено. В документах как международных, так и российских используется понятие «инвалид». Права и свободы ЛОВЗ закреплены как в специальных документах, касающихся защиты этой катего­рии граждан, но и в актах общего характера. Основным среди последних является Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека в ст. 1 закрепила прин­цип равенства всех людей в достоинстве и правах. Среди важней­ших прав человека, перечисленных в тексте Декларации, есть право на социальное обеспечение (ст. 22) и право на такой жиз­ненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицин­ский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния само­го человека и его семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам (ст. 25).

К специальным документам относится Дек­ларация о правах инвалидов  от 9 декабря 1975 г., где «инвалид» определяется как  лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормаль ной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей. Это определение, очевидно, носит универсальный характер, поскольку в международно-правовых актах встречаются и более узкие трактовки понятия «инвалид».

Декларация закрепля­ет право инвалидов на уважение их человеческого достоинства, отмечая, что они имеют те же основные права, что и их сограждане. Это связано в первую очередь с правом на удов­летворительную жизнь, отвечающую важным потребностям человека. Специально оговорено право инвалидов на медицинское, психическое, функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые поз­волят им максимально проявить свои способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.

В п. 7  Декларации о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г., сказано, что в случаях, когда вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или существует необходимость в ограничении некоторых прав, применяемая в этих целях процедура должна предусматривать специальные гарантии защиты от всех злоупотреблений. Эта процедура основывается на оцен­ке специалистами общественно полезных возможностей указанных лиц, а также предусматривает порядок периоди­ческого пересмотра и возможность обжалования решения. Декларация о правах инвалидов установила, что инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и дру­гие лица, а п. 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению данных прав в отношении умственно неполно­ценных лиц.

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социаль­ного обеспечения» от 28 июня 1952 г. содержит нормы о посо­биях по инвалидности, которые распространяются на случаи неспособности человека, в установленной степени, заниматься какой-либо деятельностью, приносящей доход, когда эта не­способность представляется постоянной или не устраняется к моменту прекращения выплаты пособия по болезни. Конвенция также содержит нормы о размерах пособий и ус­ловиях их выплаты. Пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания посвящен отдельный раздел.

Другие документы, в которых разъясняются вопросы об обеспечении по инвалидно­сти: Конвенция № 128 от 29 июня 1967 г. «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» и Рекомендация № 131 от 29 июня 1967 г. «О по­собиях по инвалидности, по старости, по случаю потери кор­мильца». В них содержатся положения о круге лиц, имеющих право на пособие, условиях и порядке его выплаты.

Существует большой блок международно-правовых актов МОТ о страховании по инвалидности. В них прописаны общие принципы страхования трудящихся в сельском хозяйстве и в промышленности.

Вопросам обеспечения занятости инвалидов уделено не меньшее внимание. Так, Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» говорит о необходимости разработки и периодического пересмотра национальной политики в этой об­ласти, направленной на распространение мер профессиональ­ной реабилитации на все категории инвалидов и содействие возможности их занятости на свободном рынке труда. Основу такой политики составляет принцип равенства инвалидов и трудящихся в целом.

Рекомендация № 168 «О профессиональной реабилита­ции и занятости инвалидов» содержит подробный перечень мер со­действия занятости инвалидов, а именно:

1) соответствующие меры по созданию возможностей тру­доустройства на свободном рынке труда, в том числе финансовое стимулирование предпринимателей для по­ощрения их деятельности по организации профессио­нального обучения и последующей занятости инвали­дов, а также по разумному приспособлению условий труда, чтобы облегчить такое обучение и занятость ин­валидов;

2) оказание правительством соответствующей помощи в со­здании различных видов специализированных предпри­ятий для инвалидов, которые не имеют реальной воз­можности получить работу на неспециализированных предприятиях;

3) оказание правительством соответствующей помощи службам профессионального обучения и профессиональ­ной ориентации, специализированных предприятий и трудоустройства инвалидов, руководимым неправитель­ственными организациями;

4) содействие созданию и развитию кооперативов инвали­дами и для инвалидов, в которых, если это целесообраз­но, могут участвовать любые работники;

5) поощрение распространения информации о примерах фак­тической и успешной трудовой интеграции инвалидов;

6) освобождение от внутренних налогов и любых других вну­тренних сборов, которыми облагаются при импорте или впоследствии определенные товары, учебные материалы и оборудование, необходимые для реабилитационных цен­тров, производственных мастерских, предпринимателей и инвалидов, а также определенные приспособления и аппараты, необходимые для содействия инвалидам в по­лучении и сохранении работы;

7) обеспечение занятости на условиях неполного рабочего времени и другие меры в области труда в соответствии с индивидуальными свойствами инвалидов, которые в на­стоящее время, а также когда-либо в будущем практиче­ски не смогут получить работу на условиях полного рабо­чего времени.

Эти, а также некоторые другие меры должны применяться вместе с ранее предусмотренными разделом V Рекоменда­ции № 99 от  1955 г. «О переквалификации инвалидов» мерами поощрения использования инвалидами служб переквалифи­кации и обеспечения того, чтобы на какой-нибудь орган вла­сти была возложена ответственность за оказание помощи лично каждому инвалиду для достижения им максимальных успехов в переквалификации. Установлено, что эти меры должны включать: сбор и распространение информации о су­ществующих службах переквалификации инвалидов, а так­же о тех перспективах, которые эти службы дают инвали­дам, и предоставление инвалидам соответствующей и доста­точной финансовой помощи. Также известна Рекомендация № 88 от 30 июня 1950 г. «О профессио­нальном обучении взрослых, включая инвалидов».

Недопустимо проведение какой-либо дискриминации на основании инвалидности в отношении лиц, потерявших тру­доспособность (даже при условии получения таким лицом по­собия по инвалидности) в области заработной платы и других условий труда, если их труд является равноценным труду фи­зически полноценных трудящихся.

Конституция Российской Федерации (ст. 19) установила равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, а также других обстоятельств. Соответственно, состояние здоровья не может служить основа­нием для какой бы то ни было дискриминации. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Феде­рации каждому гарантируется социальное обеспечение в слу­чае инвалидности.

Реформирование системы социального обеспечения инвали­дов началось с принятия в 1990 г. Закона СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР». Именно этот нормативный акт ознаменовал собой коренные из­менения в государственной политике страны по отношению к инвалидам. В его тексте были закреплены определения важ­нейших понятий, впервые введены положения о необходимости формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятель­ности, заложены основы для системы реабилитации. Этот закон не имел практичес­кого значения: большинство его норм осталось на бума­ге. Однако они послужили фундаментом для аналогичных российских законодательных актов.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. предоставили инвали­дам дополнительные права в сфере здравоохранения и закрепили правила проведения медико-социальной экспертизы.

Основным нормативным актом, направленным на комплекс­ное регулирование отношений в сфере социальной защиты ин­валидов, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Рроссийской Федерации», который  устанавливает организа­ционно-правовые и теоретические основы социальной защиты инвалидов, предусматривает систему гарантий и льгот, предо­ставляемых гражданам, закрепляет правовой статус обществен­ных объединений инвалидов, проводит разграничения полномо­чий органов государственной власти, закрепляет компетенцию органов государственной службы МСЭ и реабилитации.

Так, в ч. 1 ст. 1 Закона определено, что инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при­водящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности есть полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самосто­ятельно передвигаться, ори­ентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ч. 2 ст. 1)

В Гл. IV Законом предусмотрен комплекс мер в отношении этой категории, который содержит нормы о гарантиях и льготах в сферах медицинской помощи (лечение, лекарственное обеспечение), обеспечения беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры, обеспечения жилой площадью,  воспитания и обучения детей-инвалидов, образования инвалидов, обеспечения занятости, материального обеспечения на страховой и иной основе, социально-бытового обслуживания, санаторно-курортного лечения, транспортного обслуживания.

Система социальной защиты инвалидов содержит в себе два элемента: комплекс мер обеспечения жизнедеятельности и комплекс реабилитационных мероприятий, где реабилитация инвалидов представляет собой процесс осу­ществления системы мер различного характера, направлен­ных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация, или недопущение изоляции человека, отторжения его от общества, разруше­ния вследствие инвалидности его привычного окружения.

По Закону от 24 ноября 1995 г. видом социального обслуживания является материальная помощь. Она предоставляется, как указано в Законе, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обу­ви и других предметов первой необходимости, топлива. К ней отно­сится также выдача специальных транспортных средств, техниче­ских средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в посто­янном уходе, т.е. обеспечение, в частности, малыми (не моторными) средствами передвижения (вело-кресло-коляски) и моторными сред­ствами передвижения (мотоколяски, автомобили), а также протезно-ортопедическими изделиями. Основания и порядок предоставле­ния материальной помощи устанавливается органами исполнитель­ной власти. Следует иметь в виду, что порядок обеспечения специ­альными транспортными средствами, техническими средствами до сих пор устанавливается на уровне Российской Федерации и регули­руется в централизованном порядке нормативными актами РФ. Данный вид обслуживания не может относиться к материальной по­мощи, он, как и разовая материальная помощь, считается социаль­ным обслуживанием.

В целях создания реальной возможности для интеграции инвали­дов в общество Федеральным законом «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации» предусмотрено создание Государст­венной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время в большинстве из 89 субъектов Российской Федерации созданы учреждения государственной службы медико-со­циальной экспертизы, которые не только определяют гражданам группу инвалидности, но и разрабатывают для инвалидов необходи­мые меры реабилитации.

Необходима коренная перестройка системы образования и про­фессиональной подготовки инвалидов. В системе общего образования до сих пор не созданы необходимые условия для обучения детей с от­клонениями в развитии. Имеющаяся сеть специальных учреждений для этой категории детей также не отвечает реальным потребностям. Создание условий для получения максимально доступного инва­лидам профессионального образования, отвечающего их специфиче­ским потребностям, в настоящее время вырастает в общегосударст­венную проблему.

Важным моментом на пути интеграции инвалидов в общество яв­ляется создание для них доступной среды жизнедеятельности. Отече­ственная архитектурная и градостроительная наука и практика про­должительное время не учитывала специфические потребности инва­лидов и не обеспечивала доступность инвалидам к бытовой, социаль­ной и производственной инфраструктуре.

Задачами законодательства РФ в области реабилитации инвали­дов должны являться: создание правовых гарантий для организации и развития системы реабилитации инвалидов; определение прав, обя­занностей, полномочий, ответственности и правовое регулирование отношений физических и юридических лиц в области реабилитации инвалидов; обеспечение и защита прав граждан РФ на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию; разграничение ком­петенции в области реабилитации инвалидов между органами госу­дарственной власти и управления различных уровней.

Пенсионное обеспечение инвалидов осуществляется по нор­мам  Федерального закона 15 декабря 2001 года  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Закона РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Для регулиро­вания этих отношений издано множество специальных актов.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах» и Закон РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  содержат льготы для некоторых категорий инвалидов. Он охватывает своим регулированием отноше­ния по предоставлению гарантий различным категориям лиц, среди них и инвалидам вследствие чернобыльской ката­строфы Эти законы имеют комплексный характер, предусмотрен­ные ими меры социальной защиты охватывают все сферы жизнедеятельности, касаются предоставления пенсий, посо­бий, медицинской помощи, социального обслуживания.

Отдельные меры социальной защиты инвалидов предусма­триваются в других нормативных актах, в числе которых за­коны, указы Президента, постановления Правительства.

Конкретизация прав и обязанностей органов государст­венной службы МСЭ содержится в Примерном положении об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. Оно определяет порядок их формирования и виды бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ). Не менее важным для проведения экспертизы является Положение о признании лица инвалидом, утвержденное по­становлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. 29 января 1997 г.  Министерства труда и социального раз­вития РФ были утверждены Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы.

В п. 1.1.2 Классификаций раскрывается смысл понятие «инвалидность» как социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Так, согласно п. 1.1.5 Класси­фикаций, она  представляет собой отклонение от нормы дея­тельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничени­ем способности осуществлять самообслуживание, передви­жение, ориентацию, общение, контроль за своим поведени­ем, обучение и трудовую дея­тельность.

В Классификациях (п. 1.1.5) при определении понятия «ограничение жизнедеятельности» указывается на то, что жизнедеятельность есть способность осуществлять самообслу­живание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность. Таким образом, под обеспечением жизнедеятельности инвалидов следу­ет понимать оказание им материальной помощи и отдель­ных видов услуг в целях предоставления инвалидам возмож­ности осуществлять самообслуживание, передвижение, ори­ентацию, общение, обучение и трудовую деятельность. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов предполагает пенсионное обеспечение, страховые выплаты, пособия по временной нетрудоспособности, компенсационные выплаты некоторым категориям инвалидов, льготы по уплате налогов и сборов, а также медицинскую помощь, социальное обслуживание, бытовые льготы, обеспечение инвалидов жильем, транспортное обслуживание, воспитание и обучение детей-инвалидов, льготы в сфере трудовых отношений.

Термин «профилактика инвалидности» прежде редко использовался в российском законодательстве. Его употребление следует связывать с появлением постановления Правительства РФ от 5 апреля 1993 г. «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». Понятие «предупреждение инвалидности» достаточно широко известно как элемент международно-правовых актов. Так, в п. 22 Введения в стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, которые были приняты 20 февраля 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН, говорится, что предупреждение инвалидности означает осуще­ствление комплекса мер на двух уровнях, причем меры эти направлены:

  • на предупреждение возникновения физических, умет венных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня);
  • на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профи­лактика второго уровня).

Большинство мер профилактики инвалидности существу­ют в России. Они закреплены в различных отраслях права. В частности, вопросы охраны труда в настоящее время регулируются трудовым правом, а, например, право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружаю­щей среды закреплено в ст. 11 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Ситуация коренным образом изменилась в связи с принятием в 1995 г. ФЦП «Научное обеспечение и информатизация программ инвалидности и инвалидов», которая в качестве одного из направлений своей реализации предусматривала разработка методологических основ комплексной профилактики инвалидности. Очевидно, с этого момента государственная политика встала на путь реального осуществления закрепленного в п. 2 г. 2 Основ законодательства об охране здоровья граждан принципа приоритета профилактических мер в области охраны здоровья.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское