Тема 8. ОХРАНА ПРАВ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
- Международно-правовые нормы о социальной защите лиц с ограниченными возможностями здоровья (жизнедеятельности) (ЛОВЗ).
- Российское законодательство по вопросам социальной защиты ЛОВЗ.
- Понятия «инвалид», «инвалидность», «ограничение жизнедеятельности», «ограничение трудоспособности», реабилитация ЛОВЗ
Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья (жизнедеятельности)» законодательно не закреплено. В документах как международных, так и российских используется понятие «инвалид». Права и свободы ЛОВЗ закреплены как в специальных документах, касающихся защиты этой категории граждан, но и в актах общего характера. Основным среди последних является Всеобщая декларация прав человека.
Всеобщая декларация прав человека в ст. 1 закрепила принцип равенства всех людей в достоинстве и правах. Среди важнейших прав человека, перечисленных в тексте Декларации, есть право на социальное обеспечение (ст. 22) и право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам (ст. 25).
К специальным документам относится Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г., где «инвалид» определяется как лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормаль ной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей. Это определение, очевидно, носит универсальный характер, поскольку в международно-правовых актах встречаются и более узкие трактовки понятия «инвалид».
Декларация закрепляет право инвалидов на уважение их человеческого достоинства, отмечая, что они имеют те же основные права, что и их сограждане. Это связано в первую очередь с правом на удовлетворительную жизнь, отвечающую важным потребностям человека. Специально оговорено право инвалидов на медицинское, психическое, функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.
В п. 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г., сказано, что в случаях, когда вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или существует необходимость в ограничении некоторых прав, применяемая в этих целях процедура должна предусматривать специальные гарантии защиты от всех злоупотреблений. Эта процедура основывается на оценке специалистами общественно полезных возможностей указанных лиц, а также предусматривает порядок периодического пересмотра и возможность обжалования решения. Декларация о правах инвалидов установила, что инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица, а п. 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению данных прав в отношении умственно неполноценных лиц.
Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» от 28 июня 1952 г. содержит нормы о пособиях по инвалидности, которые распространяются на случаи неспособности человека, в установленной степени, заниматься какой-либо деятельностью, приносящей доход, когда эта неспособность представляется постоянной или не устраняется к моменту прекращения выплаты пособия по болезни. Конвенция также содержит нормы о размерах пособий и условиях их выплаты. Пособиям в случае трудового увечья или профессионального заболевания посвящен отдельный раздел.
Другие документы, в которых разъясняются вопросы об обеспечении по инвалидности: Конвенция № 128 от 29 июня 1967 г. «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» и Рекомендация № 131 от 29 июня 1967 г. «О пособиях по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца». В них содержатся положения о круге лиц, имеющих право на пособие, условиях и порядке его выплаты.
Существует большой блок международно-правовых актов МОТ о страховании по инвалидности. В них прописаны общие принципы страхования трудящихся в сельском хозяйстве и в промышленности.
Вопросам обеспечения занятости инвалидов уделено не меньшее внимание. Так, Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» говорит о необходимости разработки и периодического пересмотра национальной политики в этой области, направленной на распространение мер профессиональной реабилитации на все категории инвалидов и содействие возможности их занятости на свободном рынке труда. Основу такой политики составляет принцип равенства инвалидов и трудящихся в целом.
Рекомендация № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» содержит подробный перечень мер содействия занятости инвалидов, а именно:
1) соответствующие меры по созданию возможностей трудоустройства на свободном рынке труда, в том числе финансовое стимулирование предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, а также по разумному приспособлению условий труда, чтобы облегчить такое обучение и занятость инвалидов;
2) оказание правительством соответствующей помощи в создании различных видов специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу на неспециализированных предприятиях;
3) оказание правительством соответствующей помощи службам профессионального обучения и профессиональной ориентации, специализированных предприятий и трудоустройства инвалидов, руководимым неправительственными организациями;
4) содействие созданию и развитию кооперативов инвалидами и для инвалидов, в которых, если это целесообразно, могут участвовать любые работники;
5) поощрение распространения информации о примерах фактической и успешной трудовой интеграции инвалидов;
6) освобождение от внутренних налогов и любых других внутренних сборов, которыми облагаются при импорте или впоследствии определенные товары, учебные материалы и оборудование, необходимые для реабилитационных центров, производственных мастерских, предпринимателей и инвалидов, а также определенные приспособления и аппараты, необходимые для содействия инвалидам в получении и сохранении работы;
7) обеспечение занятости на условиях неполного рабочего времени и другие меры в области труда в соответствии с индивидуальными свойствами инвалидов, которые в настоящее время, а также когда-либо в будущем практически не смогут получить работу на условиях полного рабочего времени.
Эти, а также некоторые другие меры должны применяться вместе с ранее предусмотренными разделом V Рекомендации № 99 от 1955 г. «О переквалификации инвалидов» мерами поощрения использования инвалидами служб переквалификации и обеспечения того, чтобы на какой-нибудь орган власти была возложена ответственность за оказание помощи лично каждому инвалиду для достижения им максимальных успехов в переквалификации. Установлено, что эти меры должны включать: сбор и распространение информации о существующих службах переквалификации инвалидов, а также о тех перспективах, которые эти службы дают инвалидам, и предоставление инвалидам соответствующей и достаточной финансовой помощи. Также известна Рекомендация № 88 от 30 июня 1950 г. «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов».
Недопустимо проведение какой-либо дискриминации на основании инвалидности в отношении лиц, потерявших трудоспособность (даже при условии получения таким лицом пособия по инвалидности) в области заработной платы и других условий труда, если их труд является равноценным труду физически полноценных трудящихся.
Конституция Российской Федерации (ст. 19) установила равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, а также других обстоятельств. Соответственно, состояние здоровья не может служить основанием для какой бы то ни было дискриминации. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.
Реформирование системы социального обеспечения инвалидов началось с принятия в 1990 г. Закона СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР». Именно этот нормативный акт ознаменовал собой коренные изменения в государственной политике страны по отношению к инвалидам. В его тексте были закреплены определения важнейших понятий, впервые введены положения о необходимости формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, заложены основы для системы реабилитации. Этот закон не имел практического значения: большинство его норм осталось на бумаге. Однако они послужили фундаментом для аналогичных российских законодательных актов.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. предоставили инвалидам дополнительные права в сфере здравоохранения и закрепили правила проведения медико-социальной экспертизы.
Основным нормативным актом, направленным на комплексное регулирование отношений в сфере социальной защиты инвалидов, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Рроссийской Федерации», который устанавливает организационно-правовые и теоретические основы социальной защиты инвалидов, предусматривает систему гарантий и льгот, предоставляемых гражданам, закрепляет правовой статус общественных объединений инвалидов, проводит разграничения полномочий органов государственной власти, закрепляет компетенцию органов государственной службы МСЭ и реабилитации.
Так, в ч. 1 ст. 1 Закона определено, что инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности есть полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ч. 2 ст. 1)
В Гл. IV Законом предусмотрен комплекс мер в отношении этой категории, который содержит нормы о гарантиях и льготах в сферах медицинской помощи (лечение, лекарственное обеспечение), обеспечения беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры, обеспечения жилой площадью, воспитания и обучения детей-инвалидов, образования инвалидов, обеспечения занятости, материального обеспечения на страховой и иной основе, социально-бытового обслуживания, санаторно-курортного лечения, транспортного обслуживания.
Система социальной защиты инвалидов содержит в себе два элемента: комплекс мер обеспечения жизнедеятельности и комплекс реабилитационных мероприятий, где реабилитация инвалидов представляет собой процесс осуществления системы мер различного характера, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация, или недопущение изоляции человека, отторжения его от общества, разрушения вследствие инвалидности его привычного окружения.
По Закону от 24 ноября 1995 г. видом социального обслуживания является материальная помощь. Она предоставляется, как указано в Законе, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива. К ней относится также выдача специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постоянном уходе, т.е. обеспечение, в частности, малыми (не моторными) средствами передвижения (вело-кресло-коляски) и моторными средствами передвижения (мотоколяски, автомобили), а также протезно-ортопедическими изделиями. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливается органами исполнительной власти. Следует иметь в виду, что порядок обеспечения специальными транспортными средствами, техническими средствами до сих пор устанавливается на уровне Российской Федерации и регулируется в централизованном порядке нормативными актами РФ. Данный вид обслуживания не может относиться к материальной помощи, он, как и разовая материальная помощь, считается социальным обслуживанием.
В целях создания реальной возможности для интеграции инвалидов в общество Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено создание Государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время в большинстве из 89 субъектов Российской Федерации созданы учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, которые не только определяют гражданам группу инвалидности, но и разрабатывают для инвалидов необходимые меры реабилитации.
Необходима коренная перестройка системы образования и профессиональной подготовки инвалидов. В системе общего образования до сих пор не созданы необходимые условия для обучения детей с отклонениями в развитии. Имеющаяся сеть специальных учреждений для этой категории детей также не отвечает реальным потребностям. Создание условий для получения максимально доступного инвалидам профессионального образования, отвечающего их специфическим потребностям, в настоящее время вырастает в общегосударственную проблему.
Важным моментом на пути интеграции инвалидов в общество является создание для них доступной среды жизнедеятельности. Отечественная архитектурная и градостроительная наука и практика продолжительное время не учитывала специфические потребности инвалидов и не обеспечивала доступность инвалидам к бытовой, социальной и производственной инфраструктуре.
Задачами законодательства РФ в области реабилитации инвалидов должны являться: создание правовых гарантий для организации и развития системы реабилитации инвалидов; определение прав, обязанностей, полномочий, ответственности и правовое регулирование отношений физических и юридических лиц в области реабилитации инвалидов; обеспечение и защита прав граждан РФ на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию; разграничение компетенции в области реабилитации инвалидов между органами государственной власти и управления различных уровней.
Пенсионное обеспечение инвалидов осуществляется по нормам Федерального закона 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Закона РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Для регулирования этих отношений издано множество специальных актов.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах» и Закон РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» содержат льготы для некоторых категорий инвалидов. Он охватывает своим регулированием отношения по предоставлению гарантий различным категориям лиц, среди них и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы Эти законы имеют комплексный характер, предусмотренные ими меры социальной защиты охватывают все сферы жизнедеятельности, касаются предоставления пенсий, пособий, медицинской помощи, социального обслуживания.
Отдельные меры социальной защиты инвалидов предусматриваются в других нормативных актах, в числе которых законы, указы Президента, постановления Правительства.
Конкретизация прав и обязанностей органов государственной службы МСЭ содержится в Примерном положении об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. Оно определяет порядок их формирования и виды бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ). Не менее важным для проведения экспертизы является Положение о признании лица инвалидом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. 29 января 1997 г. Министерства труда и социального развития РФ были утверждены Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы.
В п. 1.1.2 Классификаций раскрывается смысл понятие «инвалидность» как социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Так, согласно п. 1.1.5 Классификаций, она представляет собой отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
В Классификациях (п. 1.1.5) при определении понятия «ограничение жизнедеятельности» указывается на то, что жизнедеятельность есть способность осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность. Таким образом, под обеспечением жизнедеятельности инвалидов следует понимать оказание им материальной помощи и отдельных видов услуг в целях предоставления инвалидам возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, обучение и трудовую деятельность. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов предполагает пенсионное обеспечение, страховые выплаты, пособия по временной нетрудоспособности, компенсационные выплаты некоторым категориям инвалидов, льготы по уплате налогов и сборов, а также медицинскую помощь, социальное обслуживание, бытовые льготы, обеспечение инвалидов жильем, транспортное обслуживание, воспитание и обучение детей-инвалидов, льготы в сфере трудовых отношений.
Термин «профилактика инвалидности» прежде редко использовался в российском законодательстве. Его употребление следует связывать с появлением постановления Правительства РФ от 5 апреля 1993 г. «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». Понятие «предупреждение инвалидности» достаточно широко известно как элемент международно-правовых актов. Так, в п. 22 Введения в стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, которые были приняты 20 февраля 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН, говорится, что предупреждение инвалидности означает осуществление комплекса мер на двух уровнях, причем меры эти направлены:
- на предупреждение возникновения физических, умет венных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня);
- на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
Большинство мер профилактики инвалидности существуют в России. Они закреплены в различных отраслях права. В частности, вопросы охраны труда в настоящее время регулируются трудовым правом, а, например, право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды закреплено в ст. 11 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».
Ситуация коренным образом изменилась в связи с принятием в 1995 г. ФЦП «Научное обеспечение и информатизация программ инвалидности и инвалидов», которая в качестве одного из направлений своей реализации предусматривала разработка методологических основ комплексной профилактики инвалидности. Очевидно, с этого момента государственная политика встала на путь реального осуществления закрепленного в п. 2 г. 2 Основ законодательства об охране здоровья граждан принципа приоритета профилактических мер в области охраны здоровья.