- Международные акты о правах несовершеннолетних.
- Российское законодательство о правах несовершеннолетних.
- Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации.
- Проблемы формирования ювенального права в РФ.
На международном уровне в целях обеспечения детям счастливого детства, их прав и свобод, которые должны быть использованы на их собственное благо и благо общества, приняты Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года. Российское законодательство о правах несовершеннолетних включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года, Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года. Также к защите прав несовершеннолетних в России относятся отдельные нормы Семейного кодекса Российской Федерации от 1995 года, Гражданского кодекса Российской Федерации от 1994 года , Трудового кодекса Российской Федерации от 2001 года.
Декларация прав ребенка 1959 года провозглашена Генеральной ассамблеей ООН, принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту до и после рождения. Декларация содержит определение принципов реализации законодательных и других мер по защите прав ребенка.
В Конвенции о правах ребенка 1989 года права детей рассматриваются под углом зрения выполнения трех основных задач: выживания, развития и защиты.
В направлении выживания, прежде всего, рассматривается вопрос о неотъемлемом праве на жизнь. Bсе государства должны обеспечить и максимально возможной степени выживаемость и развитие ребенка. Так, признается право каждого на доступ к пунктам медицинского обслуживания (например, иммунизацией и регидратационной терапией), право на уровень жизни, отвечающий стандарту (включая пищу, чистую воду и жилище). Кроме того, ребенок имеет право на собственное имя и национальность.
Чтобы обеспечить каждому шанс на развитие своих возможностей, Конвенция предусматривает право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право на информацию, свободу мысли, право исповедовать любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с уважением относиться к его взглядам.
В Конвенции также рассмотрены вопросы об экономической, сексуальной и прочих формах эксплуатации детей, а также способы предотвращения участия детей в торговле наркотиками или в употреблении их. Помимо этого, в Конвенции содержатся положения, касающиеся прав детей в периоды вооруженных конфликтов и в тех случаях, когда они совершают противозаконные действия.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 года содержит определение задач, нуждающихся в решении, в целях обеспечения каждому ребенку лучшего будущего, основанного на гармонии и сотрудничестве.
Так, перед политическими лидерами стран мира стоят следующие задачи:
- улучшение здоровья и питания детей;
- оказание поддержки детям-инвалидам, а также другим детям, находящимся в крайне трудных условиях;
- укрепление роли женщины в целом и обеспечение равных прав;
- предоставление базового образования и обеспечение грамотности;
- обеспечение безопасного материнства, где основное внимание следует уделять семейному планированию численности семьи и интервалов между деторождениями;
- обеспечение возможности личностного самоопределения и реализации своих возможностей в безопасных и благоприятных условиях семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие, а также подготовка к жизни в обществе;
- обеспечение или возобновление устойчивого и постоянного экономического роста и развития во всех странах.
В России основным источником прав несовершеннолетних является Конституция РФ от 1993 года. Так, в статье 6 Конституции Российской Федерации отмечено, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.
Статья 17 Конституции гласит, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, а также, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 38 Конституции отмечает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 года установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Согласно Закону ребенком считается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). В статье 1 определен ряд основных понятий:
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации — это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
Статья 4 Закона определяет цели государственной политики в интересах детей:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
В современных условиях жизни российского общества остро стоит проблема реального обеспечения прав детей во всех сферах их жизнедеятельности. В целях решения этой проблемы в последние годы принят целый ряд специальных нормативных актов, включающих федеральные целевые программы «Дети-сироты», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» и др. В них, наряду с общими мерами по разрешению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, предусматриваются специальные меры по улучшению положения детей, находящихся в особо трудных условиях. К ним относятся, прежде всего, дети-сироты и бездомные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы. Количество детей этих категорий весьма значительно. В целях обеспечения полноценной реабилитации их Основные направления определили в качестве первоочередных задач: защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах; ослабление негативных последствий сиротства; оказание скорой помощи детям в условиях экстремальных ситуаций. Предусмотрены меры по развитию сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, разукрупнение государственных учреждений для детей-сирот и создание в них условий проживания, приближенных к семейным.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В нем предусмотрены следующие виды образовательных учреждений для детей: детский дом; детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Для детей из многодетных семей законодательством предусмотрены существенные льготы. Так, Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установил льготы по оплате коммунальных услуг, право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей. На весь период обучения детей в общеобразовательной школе они получают бесплатное питание, обеспечиваются школьной формой или одеждой, ее заменяющей, а также спортивной формой и др.
В настоящее время осуществляется и адресная поддержка семей с детьми в рамках территориальных программ защиты населения и специальных программ поддержки семьи и детей. В некоторых регионах активно развиваются новые виды социальных услуг, в том числе консультативно-психологической помощи семье и детям.
Законодательство РФ, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции РФ, общепризнанных нормах международного права и состоит из Федерального закона от 24.06.99 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» и других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ.
Закон 1999 г. применяет следующие основные понятия:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних-систем социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Эта деятельность основывается на принципах законности, демократизма, гуманизма, поддержки семьи и взаимодействия с нею, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних и др.
В целях осуществления профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказания помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье, предоставления несовершеннолетним временного проживания до определения наиболее оптимальных форм его жизнеустройства создаются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.).
Так, постановлением Правительства РФ от 13.09.96 г. № 1092 утверждено Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Положение регулирует деятельность учреждения социальной защиты несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей и др.), создаваемого в системе органов осуществляющих социальную защиту населения, органами исполнительной власти субъектов РФ на основании Положения.
Основными задачами этого учреждения являются: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации; предоставление несовершеннолетним временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства; обеспечение несовершеннолетних квалифицированной медицинской помощью. В соответствии со своими задачами учреждения предоставляют: временное проживание несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи государства, оказывают первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки; предоставляют комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних в интернатное учреждение, семью и т.д.; выявляют и анализируют причины, обусловившие социальную дезадаптацию несовершеннолетних; разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации несовершеннолетних, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.
В учреждения принимаются несовершеннолетние: оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и др. лицами; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учреждение осуществляет различные формы патронажа над нуждающимися в социальной помощи несовершеннолетними, поддерживает контакты с ними после окончания их пребывания в учреждении. В целях реализации этого Положения Минтруд РФ утвердил постановлениями от 30.01.97 г.: № 3 - Рекомендации по организации работы специализированного учреждения и № 4 - Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Особую актуальность приобретает формирование ювенального (Juvenus» (лат.) означает «юный, молодой») права как отрасли, в рамках которой возможно комплексное решение всех сторон защиты и реализации прав детей, несовершеннолетних. Во-первых, современные представления теории конституционного права требуют пересмотра отношения к статусу ребенка как субъекта (а не объекта) правоотношений. Во-вторых, необходима социально-гуманистическая направленность всех решений по вопросам жизнедеятельности детей, принимаемых на государственном и региональном уровне. Действующая Конституция РФ (хотя она и инкорпорировала основные положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года), к сожалению, не решает тех задач, которые стоят перед Основным законом на современном этапе общественного развития в части обеспечения правового статуса ребенка. В Конституции только три статьи непосредственно касаются правового положения детей - ст. 38, 39,43.
Присоединение России к Уставу Совета Европы, а также ратификация ряда важных европейских конвенций по правам человека требуют приведения национального права и правоприменительной практики в соответствие со стандартами Совета Европы. Особое значение здесь имеет реформирование судебной системы, создание в её рамках специальных судов, имеющих междисциплинарную юрисдикцию по делам несовершеннолетних, то есть ювенальной юстиции. Подобная модель судопроизводства для несовершеннолетних существовала в дореволюционной России в 1910-1918 гг. Широкое распространение и длительную практику функционирования ювенальная юстиция имеет и за рубежом.
Важно определить оосновные направления развития нормативной базы охраны прав несовершеннолетних. На уровне Конституции определен широкий круг прав и свобод детей — экономических, социальных, личных. Однако не все представленные права были подкреплены гарантиями. Не определен также механизм их реализации.
Необходимо углублять гуманистическую и нравственную направленность законодательства. Так, юристами отмечается существенное увеличение в последние двадцать лет удельного веса норм с «карательным» содержанием, применяемых к несовершеннолетним. Гуманизация предполагает переход от преимущественно административных мер, способов принуждения к реализации принципа «разрешено все, что не запрещено законом». Это окажет заметное благоприятное воздействие на расширение границ творческого развития личности. В связи с таким необходим пересмотр нормативной базы деятельности органов народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних. В их основу должна быть заложена концепция комплексной социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической и медицинской помощи несовершеннолетним, исключая возможность существования «репрессивной педагогики» и «карательной профилактики».
Важным представляется повышение ответственности должностных лиц за нарушение прав детей, за бездействие, бюрократизм, защиту ведомственных интересов, уклонение от принятия решений, растрату материальных средств.
Крайне важно совершенствовать правовую защиту несовершеннолетних от криминогенного влияния социального окружения. В сфере предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних как части социального воспитания, основной акцент должен быть перенесен на своевременное выявление неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических, социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков, а также на выявление криминальной среды и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, на оказание несовершеннолетним соответствующей помощи, поддержки и защиты. Поэтому среди первоочередных задач по созданию нормативной базы по охране несовершеннолетних должна быть выделена и задача по определению комплекса мер правового характера, воздействующего на аморальные семьи, которые своим нездоровым, паразитическим образом жизни оказывают криминализирующее влияние на несовершеннолетних. Меры воздействия необходимы и в отношении семей, в которых наблюдаются условия, угрожающие здоровью и развитию детей, где дети остаются без попечения родителей в результате пьянства, наркомании, проституции, где родители допускают жестокое обращение с детьми, не обеспечивая им должного содержания (регулярного питания, необходимой одежды, санитарно-жилищных условий и т. д.), а также в отношении криминогенной подростковой среды и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступные и непреступные формы антиобщественного поведения или приобщающих детей и подростков к пьянству, наркомании; совершающих применительно к ним развратные действия, жестокость и другие негативные воздействия. Развитие этого направления обусловит необходимость пересмотра и дополнения положений отдельных отраслей права семейного, жилищного, гражданского, административного и уголовного.