Статьи | Разное

Организация коммерческой деятельности

РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности - с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников. В России становление торговли относят к VIII-IX вв. Центрами древнерусских городов были рынки (торг, торжище). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X-XII вв. торговых посредников (посреднических групп) - прасолов, офеней, коробейников, купцов.

Прасол - посредник, который собирает товар непосредственно от производителей и направляет его в определенные торговые или сортировочные пункты, откуда этот товар поступает в более крупные распределительные центры (пункты) для последующей его продажи. По такой схеме до покупателя доходили соль, мед, воск, смола, меха, лен, пенька.

Офеня (коробейник) - странствующий торговец, развозящий повсюду мелочный товар. Если прасол максимально был приближен к производителям продукции, то офеня - к конечному покупателю.

Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т. е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).

В Древней Руси употреблялись в основном два термина - “купец” (горожанин, занимающийся торговлей) и “гость” (купец, торгующий с другими городами и странами). Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X в. В XII в. в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо-Восточной Руси на рубеже XIII—XIV вв.

Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде, Вологде и др.

В XVIII в. купечество было оформлено как новое российское сословие с образованием гильдий (привилегированное гильдейское купечество).

В 1720 г. Петр Великий учредил купеческий магистрат и разделил городских купцов на три гильдии. В первую были размещены крупные торговцы, во вторую - хорошие ремесленники, лавочники и торгаши, в третью - мастера и ремесленники попроще.

В старые времена купцы всегда находились под надзором властей: необеспеченный законом купец никогда не выходил из-под произвола воевод, таможенных и приказных людей. Власти защищали купцов. Купечество освобождалось от телесного наказания.

Впервые основы правильной коммерческой деятельности в России были заложены Петром Великим.

Для предупреждения плутовства Петр I утвердил штат браковщиков, т. е. поверщиков по торговле пенькой, льном, салом, воском и юфтью, и предусмотрел правила самой проверки. Кроме того, с целью наведения порядка в торговле и ограждения покупателей от всякого обмана Петр I установил одинаковые для всех весы и меры, образцы которых и поныне хранятся в Санкт-Петербурге. Полиция должна была строго наблюдать за тем, чтобы все весы и меры были клеймены и не отличались от установленных образцов.

Петр I часто сам выбирал, какой товар следует везти за границу, рассчитывая на верный сбыт, и учил русских купцов вывозить товары туда, где не было конкуренции иностранных торговцев, главное, Петр I старался приучить русских торговцев действовать сообща — “компаниями”, как торгуют в иностранных государствах. Он всячески поощрял попытки русских купцов к объединению в общество для производства торговли с Персией, Восточно-Китайское купеческое общество, поощрял отправление детей купцов в иноземные государства для обучения торговому делу и развития в русских людях духа торгового предпринимательства.

В области внутренней торговли Петр I также провел огромные преобразования. В 1713 г. он даровал право всем людям без исключения свободно вести торговлю в России с уплатой умеренных пошлин; ограничил так называемую казенную торговлю, которая стесняла частную промышленность; была создана торговая (коммерческая) коллегия при Сенате, руководившая торговыми делами в государстве. В 1703 г. в Санкт-Петербурге Петром I была создана первая биржа. Позднее биржи стали создаваться в крупных приморских торговых городах (Ревель, Рига, Архангельск). При биржах учреждались присяжные маклеры, записи (решения) которых имели силу судебных (ссудных) протоколов. На биржах купечество собиралось для ведения торговых операций, оборота векселей, принятия постановлений.

В XIX - начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, частное и добросовестное служение своему делу.

Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко. Многие представители российского купечества и предпринимательства внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства, известны меценатством и благотворительностью, оставили заметный след в истории отечества (К. Минин, семейства Демидовых, Строгановых, Морозовых, Третьяковых, Мамонтовых, братья Елисеевы и др.).

После Октябрьской революции отношение государственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но в основном было резко отрицательное.

В период “военного коммунизма” коммерческая деятельность была запрещена. В период нэпа (1921-1928) произошло оживление коммерческой деятельности в связи с развитием товарно-денежных отношений, хозяйственного расчета. Но по мере свертывания нэпа административно-командные методы, жесткая централизация управления и планирования стали вытеснять коммерческие отношения, экономические методы хозяйствования.

В 1990 г. с началом перестройки нашего общества и перехода к рыночным отношениям отношение к коммерческой работе меняется, ее значение резко повышается.

Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников.

Существовавшие ранее административно-командные методы управления приводили к тому, что коммерческая работа в торговле подменялась в основном распределительными функциями. Сверху спускались многочисленные плановые задания на производство продукции, так же распределялись и фонды. От работников нижестоящих торговых звеньев требовалось лишь неукоснительное выполнение того, что было решено наверху.

Переход СССР, а затем России от планово-распредительной системы к рыночным условиям хозяйствования потребовал быстрого освоения методов коммерческой деятельности, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. К сожалению, переход к рыночным отношениям начался без разработки руководством страны обоснованной стратегии развития торговли, создания правовой базы рыночных отношений, полного устранения государства от регулирования товарно-денежных отношений, в условиях развала хозяйственных связей между республиками бывшего Союза.

Опоздание в разработке нормативной базы, чрезмерное налоговое давление, отсутствие поддержки отечественного производителя породило много негативных явлений в коммерческой деятельности, загнало значительную часть предпринимателей в теневую экономику со своими неписаными законами, далекими от принципов цивилизованных коммерческих отношений.

Вместе с тем наметившийся в последнее время прогресс в развитии отечественной правовой законодательной базы не вызывает сомнения в неизбежности позитивного развития коммерческих отношений в сфере товарного обращения страны.

 

ОСЕБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА БИРЖАХ, АУКЦИОНАХ, ВЫСТАВКАХ, ЯРМАРКАХ.

  • Биржевая торговля.
  • Аукционная торговля.
  • Выставки-продажи и ярмарки.

1.1 Биржи - регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, сырья, ценных бумаг. Они служат экономическим инструментом рыночной экономики, организующим свободные рыночные отношения по закупке и продаже товаров, сырья и ценных бумаг.

Для бирж характерна купля-продажа массовых товаров, продающихся по стандартам (установленным сортам) или по стандартным образцам (зерно, сахар, шерсть, хлопок, кофе, каучук, металлы).

Главной целью товарных бирж является проведение свободных торгов и заключение контрактов по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Биржа представляет собой организованный оптовый рынок, на котором торговля осуществляется по установленным биржей правилам в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время.

Большое функциональное значение биржа имеет как регулятор цен. Она позволяет нивелировать колебания цен на один и тот же товар посредством котировки (сглаживания) цен. Конкретные контрактные цены фиксируются на товарной бирже, а затем публикуется средняя типичная цена товара. Покупатели и продавцы при совершении сделок купли-продажи ориентируются именно на среднюю биржевую цену, что позволяет исключить ее резкое колебание.

Биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли.

Современная, эффективно функционирующая биржа представляет собой сложный механизм, информационно насыщенный, емкий по технике, с подбором высокопрофессиональных специалистов. Во многих развитых странах функционирует только одна биржа (Швеция, Швейцария, Голландия), в Англии - 5 бирж, США - 11 фондовых и 30 товарных. На этих биржах работают тысячи брокеров. Для оптимального функционирования биржевой торговли число бирж в стране должно быть минимальным. Биржи создаются только в крупных деловых центрах. В США - в Нью-Йорке и Чикаго, Великобритании - в Лондоне и Ливерпуле, Японии - в Токио. В России такими центрами являются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Виды биржевых сделок

Биржевая торговля как форма организованного оптового рынка подразделяется на рынки наличного товара, фьючерсный и фондовый рынки. В связи с этим на биржах могут совершаться следующие сделки.

Купля-продажа реального товара, т. е. такие сделки, которые предусматривают обязательную продажу товара после проведения торгов или немедленную передачу документов на право собственности на товар.

При осуществлении сделки на реальный товар продавец должен располагать товаром в наличии и предъявить его к поставке в срок, предусмотренный в биржевом договоре (контракте). При такой сделке продавец должен сдать товар на биржевой склад и получить специальное складское свидетельство - варрант, оплатить страхование своего товара и его хранение на складе.

Когда истекает срок поставки, продавец передает варрант покупателю в обмен на чек (оплату), по нему он получает товар с биржевого склада.

При данном виде сделки срок исполнения поставки товара со склада покупателю определяется биржевыми правилами и обычно составляет от 1 до 15 дней.

Разновидностью сделки на реальный товар являются форвардсделки, или форвардные сделки, - сделки купли-продажи товара с отсроченным сроком его поставки (в данном случае оговаривается цена товара и срок его поставки). Иными словами, форвардные сделки, или сделки на срок, предусматривают поставку реального товара в будущем.

Фьючерсные сделки предусматривают проведение торгов без обязательной последующей поставки товаров. Это продажа еще не произведенного товара или физически отсутствующего в момент заключения сделки. Фактически происходит акт купли-продажи права на будущий товар. Иначе говоря, это сделка купли-продажи стандартных контрактов.

Хеджирование - операции на фьючерсных биржах, позволяющие страховаться от неблагоприятных изменений цен.

Покупка на фьючерсном рынке сопровождается хеджированием. Хеджинг является важным инструментом снижения рисков для производителей, переработчиков и продавцов. Например, продавцом является фермер, имеющий поле овса. Он не знает, по какой цене будет продаваться овес на рынке осенью после сбора урожая. Чтобы быть уверенным в сбыте овса, фермер продает его на бирже по установленной цене (фиксированной цене) и, уже ориентируясь на эту цену, будет строить свои дальнейшие планы.

В свою очередь, покупатель овса - производитель овсяных хлопьев, зная, сколько ему предстоит заплатить за овес, соответствующим образом будет строить свои производственные планы. Производитель в данном случае не будет беспокоиться о возможном повышении цен на овес. Таким образом, хеджинг дает бизнесмену определенную ценовую уверенность и возможность заниматься своими делами, не заботясь о возможных ценовых изменениях.

При заключении фьючерсной сделки в контракте оговаривается цена товара и сроки его поставки. Сроки поставки определяются специальными принятыми на бирже стандартами (правилами).

Однако на товарных биржах большое количество фьючерсных сделок носит спекулятивный характер. В этих случаях целью фьючерсной сделки является получение разницы между ценой контракта в момент его заключения и ценой в день истечения срока контракта. Таким образом, фьючерсная спекулятивная сделка осуществляется с целью получения прибыли в условиях колебания цен. Выделяют различные виды спекулятивных операций. Один из них тот, при котором покупатели (спекулянты) скупают биржевые контракты с целью их последующей перепродажи по более высокой цене. Этот вид спекуляции называют игрой на повышение цен, а спекулянтов, играющих на повышение, - “быками”. Другой вид спекуляции - игра на понижение цен. Спекулянты продают биржевые контракты с целью последующего их откупа по более низким ценам. Таких спекулянтов принято называть “медведями”. Фьючерсные сделки данного типа получили широкое распространение на фондовом рынке.

Разновидностью фьючерсных сделок являются опционные сделки купли-продажи прав на будущую куплю или продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров.

Организация торговых операций на бирже

Торговые операции на бирже осуществляются с помощью маклеров и брокеров. Маклер - работник биржи, ведущий торги на бирже. Торги происходят по секциям биржи. В каждой секции, специализирующейся на отдельном виде товара, дирекцией биржи назначается маклер - ведущий торгов.

Брокер - биржевой посредник между продавцами и покупателями по осуществлению торговых операций по приобретению, продаже и обмену товаров на бирже. Брокеры выступают как представители (работники) брокерских фирм, компаний, контор или в качестве независимых лиц.

Продавцы (владельцы товаров) не позднее установленного срока до торгов дают брокерам, действующим на бирже самостоятельно или через брокерские конторы, обслуживающие биржу, поручения о продаже их товаров. Поручения оформляются в письменном виде. При этом брокер должен иметь доверенность на право действия от имени продавца. Взаимоотношения между клиентами (продавцами и покупателями) и брокерскими конторами могут регулироваться специальными договорами на брокерское обслуживание. Брокерские конторы не позднее установленного биржей срока до начала торгов подают на биржевой информационный канал заявку, т. е. предложение о продаже определенного товара.

1.2 Аукцион представляет собой способ продажи некоторых товаров по ценам, установленным покупателями в результате торгов. Наибольшее распространение получили аукционы во внешней торговле.Так. в России на протяжении многих лет проводятся международные аукционы по продаже племенных лошадей в Москве, а пушнины в С.Петербурге.

В качестве продавцов  и покупателей на аукционах могут выступать как юридические, так и физические лица. Продавцы выставляют принадлежащие им товары (чаще всего- кофе, чай,семена, цветы племенные животные, промышленное оборудование, произведения искусств). Представленные товары проходят предварительную экспертизу для оценки их качества и принятия решения о цене. В качестве предмета торгов товары оформляются АУКЦИОННЫМ СОГЛАШЕНИЕМ, подписанным владельцем товара, директором  аукциона, экспертом, аукционистом и юрисконсультом. Все товары предварительно делят на ЛОТЫ (стандартные). Каждый лот имеет свой номер, под которым участвует  в торгах. Перед проведением торгов товары выставляют для осмотра покупателями, кроме того, организаторами составляется каталог с описанием выставленных на продажу лотов. Аукционные торги проводят в специальном зале. День и время проведения определяют заранее и указывают в рекламных объявлениях, каталогах, приглашениях.

В зависимости от технологии проведения выделяют:

- аукцион с повышением цены: бывает гласный и негласный

- аукцион с понижение цены

- аукцион «втёмную» (одновременное письменное представление покупателями своих ставок).

Продажа товаров с аукциона оформляется аукционной сделкой (контрактом).

1.3 Основная цель проведения выставки-продажи – это демонстрация и представление с последующей реализацией новых видов продукции, подготовка новейшей информации и создание условий для установления деловых контактов с потенциальными покупателями. Выставки-продажи, как правило, систематизируются по научным тематикам и направлениям.

Наиболее популярны из них: по проблемам экологии- в Гановере и Н.Новгороде; по проблемам металлургии и изготовлению машиностроительной продукции – в Москве и Дюссельдорфе и т.д. В настоящих условиях, когда в России начала развиваться экономика становится очень важной выставочная продажа, на которой можно ознакомиться с новейшей информацией об аналогах более дешёвых и более качественных товаров, перспективных технологий производства популярных и необходимых товаров.

Основная цель ярмарки – это оптовая продажа-закупка товаров, заключение прямых договоров или контрактов между продавцами и покупателями.

На оптовых ярмарках покупатели совершают закупки товаров по свободным ценам на основе индивидуального подбора, сравнения и выбора из ассортимента продукции различных производителей.

В рыночной экономике получили развитие ярмарки международного или общегосударственного масштаба, а также оптовые ярмарки регионального (местного) значения.

Оптовые ярмарки классифицируются также по товарному (например, ярмарки изделий легкой промышленности, парфюмерно-косметических товаров, бакалейных товаров, автомобилей и др.) и отраслевому признакам (или проводит одна отрасль производства товаров или межотраслевые, охватывающие изделия различных отраслей производства (машиностроительной, легкой, пищевой и других отраслей).

В современных условиях для проведения ярмарок создаются специальные, постоянно действующие организационные структуры, например Всероссийское акционерное общество “Нижегородская ярмарка”, Внешторговое объединение АО “Экспортер”, ОАО “Рослегпром”, ОАО “Концерн“ Ростекстиль”, ЗАО “Экспоцентр”, АО “Сибирская ярмарка” и др.

Федеральные оптовые ярмарки проводятся в павильонах ВВЦ, Общероссийском выставочном центре на ул. Красная Пресня и т. д.

Организация работы оптовой ярмарки

Характерными чертами оптовой ярмарочной торговли являются оптовая реализация-закупка товаров по представленным образцам; периодичность проведения оптовых ярмарок; предварительное установление сроков и места продажи товаров; единовременное и массовое участие оптовых продавцов и покупателей товаров.

Основной метод организации оптовой реализации товаров на ярмарках - выставки-продажи товаров по представленным образцам. Образцы товаров доставляются на ярмарку предприятиями-поставщиками за свой счет. Руководство оптовой ярмаркой осуществляет постоянно действующий ярмарочный комитет, в состав которого включаются ответственные представители органов государственной власти и управления торговлей, промышленных предприятий - изготовителей товаров, коммерческих структур - покупателей и др. Решения ярмарочного комитета по вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для участников ярмарки.

При организации ярмарочной (выставочной) торговли принято выделять три основных этапа ее проведения: предварительный, организационный и заключительный.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: включает принятие решения и подготовку приказа о проведении мероприятия. Создаётся комитет и формируется рабочая группа, которая разрабатывает положение о проведении, рекламные материалы и рассылает информационные письма для участников с полной информацией об условиях участия.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП: подготовка рекламного каталога, включающего всех участников мероприятия, новейшей научно-технической информации о других передовых фирмах Росси и мира, оперативная работа по размещению гостей, организации их досуга и презентаций.

- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: включает подведение итогов с выделение положительных и отрицательных сторон проведения, принятие решения по дальнейшему развитию проведения выставок-продаж и ярмарок.

Характерными чертами оптовой ярмарочной торговли являются:

1) оптовая реализация-закупка товаров по представленным образцам;

2) периодичность проведения оптовых ярмарок;

3) предварительное установление сроков и место продажи товаров;

4) единственное и массовое участие оптовых продавцов и покупателей товаров. Например, XIV Федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования легкой и текстильной промышленности (2000 г.) привлекла более 1000 производителей и поставщиков из всех регионов России, СНГ, Балтии, а также ряд зарубежных предприятий. В ней также участвовало около 40 тыс. специалистов промышленности, оптовых и розничных торговцев.

Порядок заключения договоров на ярмарке

Заключение договоров на поставку товаров производится непосредственно на ярмарке.

В долгосрочных договорах по прямым хозяйственным связям развернутый ассортимент товаров в спецификациях может быть согласован на неполный объем закупленных товаров, с тем чтобы в установленный в договоре срок дополнительно согласовать развернутый ассортимент на весь объем поставки, и прежде всего за счет новых, более технически совершенных товаров или модных и сезонных изделий.

Договоры на продажу (поставку) товаров на ярмарках заключаются по предоставленным предприятиями-изготовителями образцам и моделям товаров, а в отдельных случаях - по каталогам, проспектам, конфекционным картам и другим материалам, характеризующим товары.

Проект договора может быть представлен любой из сторон. Договор подписывается сторонами как минимум в трех экземплярах, один из которых вместе со спецификацией сдается в группу (бюро) по учету договоров для регистрации.

Эффективность проведения выставок-продаж и ярмарок заключается  в наиболее полном удовлетворении растущего спроса населения на доброкачественные товары, этим самым влияя на производителей и выявляя наиболее необходимые товары и услуги для дальнейшего развития экономики страны.

 

КОММЕРЧЕСКИЕ РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ СНИЖЕНИЯ.

  • Коммерческие риски.
  • Страхование как способ снижения рисков.
  • Коммерческая информация и коммерческая тайна

1.1 Риск - это возможное понесение ущерба или убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью. Риск является мощным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов.

    Риск может возникнуть при: коммерческой сделке, действии конкурентов, изменении цены, непредвиденных политических событиях, стихийных бедствиях, пожарах, транспортировке, небрежности работников, нечестности служащих (материальный ущерб), невыполненных договорных обязательствах…

Прогнозирование успеха коммерческой операции должно осуществляться с учетом  возможных рисков, связанных с реализацией товаров, транспортировкой,  погрузочно-разгрузочными работами, нестабильной платежеспособностью покупателей, а также риска от форс-мажорных обстоятельств. Коммерческие риски многообразны. Их можно подразделить на внутренние, связанные с деятельностью конкурентов, клиентов, поставщиков предприятия, и внешние,  вызванные изменениями в законодательстве, инфляцией, стихийными бедствиями и др.

Нестабильность и непредсказуемость рыночных ситуаций, поведения основных конкурентов, угроза внезапного банкротства обусловили дифференциацию коммерческих рисков на  допустимые, критические.

  Допустимый риск – это угроза потери части или всей прибыли от реализации в сочетании с возможными и предсказуемыми потерями. Данный вид коммерческой деятельности сохраняет свою целесообразность.

  Критический риск – опасность потерять доходы в размере производственных затрат, угроза получения нулевого дохода.  Под катастрофическим  понимают риск, который характеризуется опасностью потерь, превышающих  все состояние фирмы (банкротство).

  Выявляются  вероятные, маловероятные и случайные группы рисков. К вероятным относятся хорошо известные и ожидаемые предпринимателем обстоятельства. К маловероятным – известные факты, степень появления которых крайне мала. В группу случайных включаются факторы, которые не учитываются экспертами.

  По степени предсказуемости прогнозируемых рисков их можно разделить на оправданные и неоправданные риски.

Для определения степени риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического метода лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия). Статистический метод относительно точен, но требует значительного объема данных и не учитывает  резких изменений в инвестиционной политике предприятия и влияния внешних факторов. Для преодоления этих недостатков используют экспертный метод.

  Оценка вероятности наступления рисков часто проводится методом экспертных оценок. Экспертный метод основан на усреднении экспертных оценок риска. Для этого приглашаются не менее трех экспертов, которые хорошо ознакомлены с решаемыми проблемами проводимой бизнес - операции. Каждому эксперту отдельно предоставляется перечень рисков и предлагается  определить вероятность их наступления. Как правило, при этом руководствуются следующей системой оценок:

  0 – риск рассматривается как несуществующий;

  25 – риск скорее всего не реализуется;

  50 – о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;

  75 – риск скорее всего наступит;

  100 – риск определенно реализуется.

 Просчитывается  средний балл по каждому виду риска. Производится  подсчет риска по каждой группе, умножая среднюю вероятность наступления риска в баллах (средний балл экспертных оценок) на удельный вес каждого вида риска.  По значениям произведения  средней вероятности  наступления риска и его удельного веса  судят о наиболее вероятных рисках в коммерческой деятельности предприятия.

Для того, чтобы уменьшить степень вероятного риска и одновременно обеспечить достижение заданных уровней рентабельности можно использовать такие мероприятия:

1) Страхование коммерческого риска.

2) Диверсификация деятельности предприятия – расширение сферы деятельности предприятия, номенклатуры продукции. Создаются условия для своевременного и беспрепятственного перемещения финансовых и материальных ресурсов, а также капиталов из одной сферы деятельности в другую. Потери неизбежны, но они  меньше тех, которые будут при однонаправленной деятельности на рынке.

3) Получение дополнительной информации. Развиваются консалтинговые, информационные фирмы, готовые предоставить информацию о деятельности конкурентов, поставщиков, финансовых кругов.

4) Профессиональная разработка хозяйственных договоров по всем рисковым пунктам. Коммерсант должен предусматривать  вероятность возникновения спорных вопросов, определять двустороннюю имущественную ответственность, включать разделы по форс – мажорным обстоятельствам, проводить экономическое обоснование сделки.

5) Образование специального резервного фонда для самострахования за счет части прибыли.

6) Провести поиск партнеров с достаточными финансовыми средствами.

7) Подбор квалифицированных специалистов, повышение квалификации кадров.

8) Использование прогнозирования конъюнктуры рынка, обращение к услугам экспертов, специалистов.

В рыночной экономике снижением риска является также хеджирование. Под хеджированием понимают создание встречных требований и обязательств (валютного, коммерческого или кредитного характера). При заключении фьючерсных контрактов хеджирование выступает формой страхования цены и прибыли от нежелательного для продавца снижения или невыгодного для покупателя повышения цены.

1.3 Страхование - это заключение договора, при котором страховщик принимает на себя обязательства возместить страхователю убытки, предусмотренные договором страхования.

В настоящее время, в России создана и работает частично законодательная база из множества частных страховых компаний, которые страхуют коммерческие операции, кроме этого они страхуют перевозки грузов, имеется страхование от пожаров и грабежей – в результате которых происходит потеря материальных ценностей.

Наиболее надёжными страховыми компаниями в России являются «Росгосстрах» и «Ингосстрах».

В рыночной экономике страхование является средством защиты бизнеса и благосостояния людей. Возможны такие виды страхования  коммерческого риска: от прямых потерь (убытки от простоя); от косвенных потерь доходов (перерыв в торговле, упущенная выгода).

Для каждого вида бизнеса есть наиболее вероятные риски. Наибольшей популярностью пользуется страхование бизнес-имущества. Офисы, склады, цеха и другие объекты недвижимости страхуются от обычных рисков: пожара, залива водой, стихийных бедствий, кражи, взлома.

Кроме страхования имущества предприятия, важно думать о страховании от убытков при возникновении перерыва в коммерческой деятельности.

Любая производственная компания может застраховать свою ответственность за качество выпускаемой продукции, а предприятие сферы услуг - за ненадлежащим образом выполненную работу. При возникновении претензии и требований  возместить ущерб  у исполнителя есть выбор: нести риск самостоятельно или переложить его на страховщика. Полисы страхования ответственности  за качество  произведенных товаров и оказанных услуг приобретают обычно фирмы, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, оценщики, туристические фирмы и частные охранные предприятия, химчистки, автостоянки.

По договору страхования, за оговоренную плат, страховая компания при наступлении предусмотренных договором опасностей или случайностей возмещает ущерб страхователю. Договор страхования может быть:

- с ответственностью за все риски

- с ответственностью за частичные нарушения

- без ответственности за повреждения, кроме случаев нарушения

После заключения договора о страховании, страховщик обязан выдать страхователю подписанный им документ – страховой ПОЛИС или страховой СЕРТИФИКАТ. При длительном взаимодействии между страховой компанией и страхуемым оформляется и подписывается  генеральный ПОЛИС. Данные документы оформляются обязательно не менее чем в двух экземплярах, с указанием полной информации страхователя и страхуемого и закрепляется печатью. 

1.4 Коммерческая информация – это совокупность сведений о ситуации на рынке товаров  и услуг.

Назначение коммерческой информации в том, что она позволяет проводить анализ своей коммерческого деятельности, планировать ее и осуществлять контроль за результатами этой деятельности.

Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах производственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности предприятия, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности предприятия. (1990г. Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и ст.139 ГК РФ.)

  В постановлением Правительства РФ от 5.12.1991г № 35 о коммерческой тайне  определена информация, которая не может быть отнесена к коммерческой тайне :

- учредительные документы, лицензии;

- сведения по установленным формам отчетности предприятия;

- документы о платежеспособности;

- данные для проверки правильности уплаты налогов и других обязательных платежей;

- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате, условиях труда

К коммерческой тайне могут быть отнесены:

1) Деловая информация: финансовые сведения, технология, деловые планы и планы производства новой продукции, стратегия предприятия, списки клиентов, соглашения и предложения, контракты и договоры, информация о деловых качествах сотрудников и др.

2) Научно-техническая информация: научно-исследовательские проекты, конструкторские разработки, технические параметры новой продукции, заявки на патенты, дизайн новой продукции, технические возможности производственного оборудования, программное обеспечение ПЭВМ, информационные технологии и др.

Основную роль в сохранении коммерческой тайны играют сами организации, которые должны проводить организационные, технические, правовые мероприятия.

   К организационным мерам можно отнести:

- Создание служб безопасности предприятия.

- Руководитель организации утверждает Положение по защите коммерческой тайны, с которым под личную подпись должны быть ознакомлены лица, имеющие к ней доступ. Руководитель приказом издает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну с определением степени секретности: строго секретно, конфиденциально, не подлежит огласке.

- Маркировка на документах в правом углу:  «КТ»,  «строго конфиденциально» или «конфиденциально». Указание количества экземпляров документа и кому они направляются.

- Работа с персоналом, от которой на 80 % зависит сохранность коммерческой тайны. Руководитель проводит беседы с работниками при приеме на работу и увольнении, заключает с работниками Соглашение о неразглашении коммерческой тайны, проводит инструктаж с обучением методам сохранности  конфиденциальной информации.

- Комплексный анализ по выявлению каналов утечки информации, контроль работы подразделений и отдельных лиц.

  К техническим мероприятиям относят:

- Ограничить посещение посторонних лиц, выдача пропусков.

- Установление дополнительных  дверей, запоров, сигнализации.

- Наличие специальных приборов, обнаруживающих любые подслушивающие устройства.

- Зашумление телефонной сети.

- Охрана фото- и копировального оборудования.

- Защита электронной информации.

- Хранение заключенных договоров и контрактов, других документов в сейфе.

  К специальным мероприятиям можно отнести:

- Предусматривать в тексте заключаемых договоров ответственность сторон за несанкционированное разглашение коммерческой тайны.

- Работник должен иметь доступ лишь к информации, необходимой ему по службе.

- Разработка должностных инструкций специалистов с обязанностями по сохранению коммерческой тайны. Указание в трудовом договоре деловой информации, представляющей тайну.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское