1. Смешанным сообщением называется такой вид перевозки, когда для обеспечения процесса транспортировки требуется два вида транспорта.
При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Потребность в смешанных перевозках возникает в тех случаях, когда нет прямой связи между пунктами отправления и назначения грузов и пассажиров, а также, если смешанные перевозки являются более выгодными, чем перевозки одним видом транспорта.
Наиболее совершенен вид смешанных перевозок, при котором перевозка груза на всём пути следования осуществляется по единым перевозочным документам - накладным, а его перегрузка производится непосредственно с одного вида транспорта на другой без промежуточного складирования, т. е. по так называемому прямому варианту (например, вагон-судно, вагон-автомобиль).
В большей степени распространены следующие схемы смешанных перевозок: железнодорожно-водные, река-море железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная…
Сроки доставки грузов определяются путем суммирования сроков перевозки различными видами транспорта. При этом срок непосредственной транспортировки грузов увеличивается на время перегрузки грузов в транспортных узлах. Регламентированы следующие сроки перевалки грузов с одного вида транспорта на другой:
- при перевалке грузов мелкими партиями - на двое суток;
- при перевалке остальных грузов – срок определяется технологией перевозок.
Контейнерные перевозки повышают эффективность смешанных перевозок, т. к. снижаются затраты на перевозку и перевалку грузов.
2. Контейнерные перевозки позволяют освободить грузовладельца от необходимости транспортной упаковки и маркировки, снижают затраты и погрузочно-разгрузочные и складские работы при смешанном сообщении.
Контейнер - это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющим постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3. Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называют универсальными, а для одного вида продукции (стекла, цемента и т.д.) или группы однородной продукции (наливной) - специальными. Универсальные контейнеры принадлежат транспортным организациям (железным дорогам, парохода -вам и т.д.), специальные - отправителям и получателям.
Преимущества:
- Маневренность.
- Открытое хранение грузов при полной защите от атмосферных воздействий, утраты и порчи груза.
3 Устранение промежуточной перевалки в точках стыковки видов транспорта,
- Быстрый транзит, надежное расписание, высокая частота рейсов позволяют многим импортера минимизировать запасы и склады, снизить начальные капиталовложения и
уменьшить операционный капитал. - Смешанная транспортировка позволяет использовать единые сквозные транспортные
документы и тарифы.
Недостатки:
- Система перевозок заставляет оптимизировать свою конфигурацию по внутренним критериям, не совпадающим с интересами отдельного клиента,
- Информационно-логистическая составляющая становится критической для функционирования системы перевозок: сложнейшая интегральная компьютерная система планирования транзитных перевозок, буксирования, мониторинга, расчетов, подготовки документов является, безусловно,обязательной.
- Контейнеры, по своей природе являясь дорогостоящей, многократно используемой тарой, создают отдельную проблему возврата и сбалансированности перевозок.
3. Интермодальная перевозка - это система доставки груза несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с его перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца. При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на перевозку груза по всему маршруту следования с одним посредником (оператором). Чаще всего оператором выступает экспедиторская компания, которая выступает от имени грузовладельца и осуществляет все транспортные операции на пути следования груза.
Мультимодальная перевозка осуществляется оператором за пределы страны.
Признаками интермодальной и мультимодальной перевозок являются:
- присутствие оператора, осуществляющего перевозку от начального до конечного пункта пути следования;
- единый сквозной тариф за перевозку;
- единый транспортный документ;
- единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки.
Интермодальная перевозка предполагает следующие принципиальные положения.
- единообразный коммерческо-правовой режим;
- комплексное решение финансово-экономических аспектов функционирования системы;
- использование систем электронного обмена данными, обеспечивающих слежение за передвижением груза, передачу информации и связь;
- единая форма взаимодействия и координация всех звеньев транспортной цепи, обеспечивающих это единство;
- кооперация всех участников транспортной системы;
- комплексное развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
Для того чтобы организовать бесперебойную и быструю работу системы, осуществляющей мультимодальные перевозки, нужна хорошо развитая транспортная инфраструктура, главным элементом которой является система терминалов.
Современные терминалы выполняют ряд операций, сопутствующих непосредственно транспортировке. Различают пять типов функций, определяющих специализацию терминалов:
- услуги по перегрузке;
- обслуживание грузовых мест (аренда, лизинг, складирование, ремонт);
- обслуживание автотранспортных средств (аренда, лизинг, стоянка, ремонт, техобслуживание, мойка);
- обслуживание сети перевозки (начально-конечные операции, таможенное обслуживание, система контроля за движением);
- услуги, связанные с грузом (погрузка, выгрузка, предоставление складов).
Новая концепция терминальных систем заключается в переходе от множества изолированных мультимодальных терминалов к единому грузовому распределительному центру, где терминал будет главным элементом.
На сегодняшний момент в Западной Европе существует два мультимодальных транспортных коридора: западная магистраль, включающая пути сообщения Франции, Испании и Португалии, и восточная, в которую входят пути сообщения Германии Австрии, Швейцарии. Восточная магистраль обеспечивает болле 80% перевозок грузов в Европе.