Статьи | Разное

Организация социальной работы как общественного института

  1. Государственно-правовые основы социальной работы.

Основой социальной защиты населения в РФ является Конституция.

В рамках ныне действующей Конституции базовым принципом является закрепление социального равенства людей. Это равенство предполагает возможность закрепления за людьми прав и обязанностей вне зависимости от их пола, возраста, вероисповедания, расовой и национальной принадлежности, политических взглядов.

Социальное равенство обеспечивается через создание условий для людей с различным уровнем физических и духовных возможностей для удовлетворения гарантированных Конституцией прав.

Такое равенство может обеспечиваться через неравенство, а именно через предоставление дополнительных возможностей тем категориям лиц, которые в силу объективных причин не могут реализовывать свои права наравне с другими. Таким образом, формируется система льгот.

Льготы – совокупность преимуществ, предоставляемых законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими или освобождение от определенных обязанностей.

Льготы имеют следующие функции:

  • как средство достижения социального равенства (женщинам, инвалидам);
  • как компенсация за особые условия труда в интересах государства и общества (военнослужащим, шахтерам, лицам, работающим на Крайнем Севере);
  • как поощрение за заслуги перед обществом (участникам ВОВ);
  • как стимулирования тех видов деятельности, в которых заинтересовано общество и государство (лицам, совмещающим работу и учебу).

В Конституции выделяются следующие группы прав и обязанностей граждан:

  • социально-экономические права (право на труд, отдых, социальное обеспечение);
  • политические права и свободы;
  • социально-культурные права (право на образование, социальную защиту, охрану здоровья);
  • гражданские права (неприкосновенность человека, жилища).

Равенство граждан фиксируется в понятиях правового статуса, субъективное право и юридическая ответственность, гражданство.

Правовой статус – правовое положение личности в обществе, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина, установленное Конституцией и другими правовыми актами. Правовой статус проявляется через равные для всех граждан субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право – вид и мера возможного поведения. Связано с принадлежностью чего-либо гражданину.

Юридические обязанности – вид и мера должного поведения.

Гражданство – устойчивая постоянная правовая связь лица с определенным государством.

Система законодательства в социальной сфере предусматривает иерархичность и направленность на отдельные категории населения или все общество в целом.

1 уровень – Конституция

2 уровень – Кодексы

3 уровень – Постановления Правительства, Указы Президента

4 уровень – нормативные акты местного управления

В целом нормативные акты, регулирующие социальную работу, делятся на 2 группы:

1 – нормативные акты, касающиеся всего населения;

2 – нормативные акты, имеющие адресный характер.

  1. Организационно-управленческие аспекты деятельности социальных служб.

Учреждения социальной защиты населения, их работники и органы управления ими в процессе реализации своих функций вступают во множество отношений и связей.  Эти отношения можно рассматривать по горизонтали – сотрудничество с равными себе структурами и по вертикали – отношения соподчиненности.

Организационные отношения отражают:

  • внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие отдельных частей целого (система социальной защиты населения в РФ и ее составляющие звенья);
  • совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (принятие и реализация социальной программы);
  • объединение людей, совместно реализующих программу или действующих на основе определенных правил (создание новых функциональных структур).

Организационные аспекты включают и вопросы стиля руководства, кадрового обеспечения, целеполагания, контроля, освоения новых технологий. Важным компонентом всей организационной работы является оценка эффективности деятельности данного учреждения, т.е. реализация цели деятельности организации.

Таким образом, организационные аспекты социальной работы соотносятся с функционированием, поведением и взаимодействием частей целого.

Учреждения социальной работы представляют собой многоуровневую подсистему и органически входят в общую систему социальной защиты населения.

В настоящее время сложилось 3 уровня государственной системы социальной защиты населения, которые управляются соответствующими органами: - федерация, - регион, - трудовой коллектив. 4-й уровень составляют негосударственные (благотворительные, общественные) организации.

Соответственно определяются и органы управления:

Федерация – Министерство труда и социального развития РФ, органы управления системой социальной защиты населения республик в составе РФ;

Регион - органы управления системой социальной защиты населения субъектов федерации, различные отделы, комитеты, департаменты и т.д.

Местный – местная администрация, организационные структуры поддержки различных категорий населения, а также профсоюзы и администрация трудового коллектива.

Организационный потенциал органа социальной защиты реализуется через выполнение им определенных функций, которые характерны для данного уровня управления. Функции предписаны в соответствующих положениях. При этом, трудовые коллективы имеют свою специфику. Они предусматривают коллективные договоры и дополнительные меры социальной поддержки (выплаты, льготы, натуральная, материальная помощь) из фондов предприятия.

Организационная деятельность строится на следующих принципах:

  • целенаправленности (четкая координация деятельности органов социальной защиты);
  • законности;
  • демократизма;
  • единства полномочий и ответственности;
  • контроля и проверки исполнения решений.
  1. Кадры социальной работы.

Как известно, специалисты по социальной работе работают практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить еще на рубеже веков, но особенно масштабный характер их деятельность приобрела во второй половине ХХ столетия. В России квалификационная характеристика по соци­альной работе была включена Госкомтрудом в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в апреле 1991 г. Тогда же была открыта новая специальность «Социаль­ная работа», подготовку по которой начали вести высшие и средние специальные учебные заведения.

В России подготовка и переподготовка социаль­ных работников идет разными путями. Она осу­ществляется в университетах, педагогических, ме­дицинских и других вузах и колледжах, на различных курсах повыше­ния квалификации. Сроки обучения разные: от нескольких месяцев до 4-5 лет. Сложившиеся формы подготовки социальных работников можно разделить на три уровня:

1) курсовая, или допрофессиональная, подготовка на курсах, в шко­лах, лицеях;

  • обучение в средних специальных учебных заведениях;
  • обучение в университетах, отраслевых вузах на дневных, вечер­них и заочных отделениях (4-5 лет), на спецфакультетах (лица, име­ющие высшее образование, обучаются на них 1-1,5 года).

Высшее профессиональное образование в свою очередь включает три ступени: подготовку бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние, как правило, после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую или научно-исследователь­скую работу.

Социальная работа – это очень сложный процесс, который требует глубоких знаний в области теории управления, экономики, психоло­гии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Эффек­тивность социальной работы зависит не только от уровня подготовки социального работника, знаний, опыта, а также и личностных особен­ностей и качеств.

В квалификационном справочнике определен широкий круг должностных обязанностей социального работника. Он выявляет на предприяти­ях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуж­дающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педаго­гической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физи­ческого и психологического здоровья; устанавливает причины возник­ших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их решении и обеспечива­ет социальную защиту; содействует интеграции деятельности различ­ных государственных и общественных учреждений по оказанию необ­ходимой социально-экономической помощи населению; оказывает по­мощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о рабо­те на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвали­дам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и по­печительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреж­дения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонаруши­телей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки, социальной реа­билитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.; орга­низует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалиста по со­циальной работе вытекает из его основных функ­ций:

диагностическая — социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, сте­пень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социаль­ный диагноз»;

прогностическая — прогнозирует развитие событий, процессы, про­исходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает опреде­ленные модели социального поведения;

правозащитная — использует законы и правовые акты, направлен­ные на оказание помощи и поддержки населению, его защиту;

организационная — способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе обще­ственность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи, социальных услуг населению;

предупредительно-профилактическая — приводит в действие раз­личные механизмы (юридические, психологические, медицинские, пе­дагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явле­ний, организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская — организует работу по профилактике здо­ровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

социально-педагогическая — выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговая, спортив­но-оздоровительная, художественного творчества) и привлекает к ра­боте с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

психологическая — оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адап­тации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-бытовая — способствует в оказании необходимой помо­щи и поддержке различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жи­лищных условий;

коммуникативная — устанавливает контакт с нуждающимися, ор­ганизует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодей­ствия, восприятия и понимания другого человека.

Основные профессиональные требования к социальному работнику.

Социальный работник должен:

  • иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях: психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;
  • обладать достаточно высокой общей культурой, быть широко
    эрудированным человеком, что предполагает хорошие знания в области литературы, музыки, живописи и т.д.;
  • владеть информацией о современных политических, социаль­ных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведом­ленность о различных социальных группах населения;
  • обладать «супервидением», т.е. предвидеть последствие своих действий, не идти на поводу у клиента, твердо проводить в жизнь свою позицию;
  • обладать определенной социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации, и т.д.;
  • иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликат­ным во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;
  • обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и, несмотря на возможные неудачи, уметь добро­совестно исполнить свой долг, оставаться спокойным, доброжелатель­ным и внимательным к подопечному;
  • уметь принимать решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего поведения. Он должен быть предан своему делу, честен и прав­див.

Социальная работа не всегда адекватно воспринимается общест­венным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но всегда остается одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское