- Западно-европейская парадигма помощи.
Самые ранние представления о социальной помощи относятся к V в. до н.э. Они связаны с Древней Грецией и носят филантропический характер (любовь к людям). Филантропия рассматривается как условие совместного существования людей в социуме. В философии Платона и Аристотеля благотворительность рассматривается в контексте общественной пользы и как обязанность государства.
С появлением христианства появляется понятие «агапе» - любовь в ближнему. первоначально оно сужает круг людей, включающих возможность получения помощи, критерием является христианин. В этот период формируется этическая доктрина помощи, основанная на христианстве. Основными субъектами помощи становятся монастыри, церковные приходы, возникают первые учреждения помощи: сиротские приюты, геронтокопии, больницы. финансирование этих предприятий осуществляет церковь. Существенную роль сыграли монашеские ордена (иониты, лазаристы), организующие систему помощи при погребении, приготовления к смерти умирающих. Формируется открытая и закрытая система помощи: открытая – при церквях, закрытая при монастырях. Основной формой помощи является милостыня.
К XVI веку в рамках религиозной (конфессиональной) модели сформировались представления о таких понятиях как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство.
С XVII века начинает формироваться государственная парадигма социальной помощи. Этому способствует:
- банкротство средневековой системы безконтрольной раздачи милостыни;
- правовое оформление регулирования раздачи милостыни;
- появление первых законов о запрете профессионального нищенства;
- происходит усложнение социальной организации общества;
переход от натурального хозяйства к денежному.
С XVIII века начинается теоретическое осмысление проблем нищенства. Это происходит одновременно в Англии, Франции, Германии. Идеологической основой этого периода становится либерализм, основой которого является принцип ответственности, мораль долга государства перед личностью за создание условий к нормальному существованию. Этому также способствовало развитие социологических исследований.
В XIX веке во Франции д’Оссонвиль – один из исследователей бедности и пауперизма (нищенства) впервые ставит вопрос о причинах социальных бедствий человека, в которые должно вмешиваться государство. Он выделяет болезни, несчастные случаи (потеря кормильца в многодетной семье) и старость. Для решения проблем этих категорий людей государство обязано разработать целевые муниципальные программы.
В Англии Ч. Бут осуществил исследование в беднейших кварталах Лондона, впервые используя социологические методики. Его интересовал вопрос личности нуждающегося. Также он делает выводы о необходимости разработки социальных программ и политики государства.
В Германии Мюнстерберг осуществляет аналогичное исследование: выявление факторов, которые определяют жизненный сценарий личности. Такими факторами он называет пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья. Различные варианты сочетания этих факторов дают представления о категориях нуждающихся. Он считает, что государство обязано помогать только тем, кто объективно не может содержать себя сам, и выделяет основные виды помощи: открытую и закрытую, денежную и натуральную, временную и постоянную. Мюнстерберг первым проговаривает условия компетентности человека-помогающего. К ним он относит соединение функций врача, духовного пастыря и государственного деятеля.
Особую роль в конце XIX – начале XX века в развитии социальной помощи играют общественные движения: либеральные, демократические, феминистские.
Существенным вкладом в развитие представлений о социальной помощи вносит развитие научных знаний о человеке и окружающем мире: развитие социологии, психологии, педагогики, медицины, познание естественно-научной картины мира. В социальном плане развитие капиталистических отношений приводит к процессам массовой урбанизации, поляризации социально-классовой структуры общества, что делает развитие социальной помощи обязательным условием стабилизации общества.
Таким образом, конце XIX века сформировались объективные предпосылки становления социальной работы как теории. К ним относятся:
- разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;
- урбанизация и индустриализация;
- увеличение социальных связей, в которых задействован человек;
- развитие наук об обществе и человеке как теоретической основе развития социальной работы.
В этот период формируются научные школы, являющиеся показателем становления теоретической социальной работы.
- Диагностическое направление.
Основатель – Мэри Ричмонд – американская феминистка, представитель движения - хождения к беднякам (дружеские визиты). Она опубликовала 2 книги: «Дружеские визиты к беднякам. Руководство для работников благотворительных организаций» и «Социальные диагнозы». В этих книгах изложена суть диагностического направления в социальной работе. Процесс помощи включает следующие этапы:
- получение информации (знание о клиенте);
- диагноз, т.е. исследование социальной патологии;
- прогноз, т.е. предварительные результаты, которые могут быть получены;
- лечение, т.е. сам процесс помощи.
Воздействие подразделяется на прямое – воздействие на самого клиента и косвенное – воздействие на его среду.
Ричмонд впервые сформулировала принципы ментальной гигиены (симпатию к клиенту, поощрение его активности, выстраивание совместных планов), которые стали основой для формирования кодекса этики социального работника.
Недостатком диагностической школы является ориентация преимущественно на бихевиористические методы, которые не позволяют полноценно активизировать самого клиента.
- Функциональное направление.
Связано с именем Отто Ранка, на практике осуществлялось Алисой Соломон, Вирджинией Робертсон.
Они критикуют диагностическую школу за пассивность клиента. Данная школа делает ставку не на диагноз, а на процесс взаимодействия социального работника и клиента. Это рассматривается как форма и средство изменения ситуации клиента. Поэтому основной задачей во взаимодействии они считали убеждение клиента в принятии помощи. Диагноз используется как дополнительное средство к пониманию личности.
В данной школе нарабатывается система методик помощи при однотипных ситуациях клиента.
- Гуманистическое направление.
Его представителями являются Абрахам Маслоу и Карэн Хорни.
В основу кладется исследование личности клиента как системы, которая стремится к развитию, позитивному росту. Социальное воздействие строится на создании возможностей реализации внутренних потребностей личности.
На основе этих научных направлений в 50-60-х гг. ХХ века в США формируются следующие направления развития теории социальной работы:
- индивидуальная социальная работа;
- групповая социальная работа;
- социальная работа в комьюните (различных общинах – религиозных, молодежных, поселенческих и др.);
- администрирование и планирование в социальной работе.
В современных условиях используются свыше 10 моделей теоретического осмысления практики социальной работы. Модели делятся на 3 группы:
1) психологоориентированные модели – в их основе лежит воздействие на индивида;
2) социологоориентированные модели – в их основе лежит приоритет воздействия на среду;
3) комплексноориентированные модели.
(Подробнее об этих моделях см. тему 5.)
- Отечественная парадигма помощи.
Ранний этап становления социальной работы в России связан с дохристианским временем (до IX века). Основными характеристиками этого этапа являются общинные традиции как основа социальной помощи и использование культовых, ритуальных действий (княжеские пиры).
С IX века – конфессиональный этап. В основе парадигмы лежит этическая доктрина христианства (любовь к ближнему). Основными субъектами помощи являются церковь и монастыри, осуществляющие приходскую (открытую) и закрытую формы помощи соответственно. Теоретическое осмысление помощи осуществляется в рамках религиозных писаний (житие святых). Осмысление происходило в виде притч и литературных произведений. Грек, К. Туровский). Основной формой помощи являлась милостыня.
С XV века происходит становление государственной парадигмы социальной помощи. Впервые это отражается в Судебниках, которые христианскую норму заменяют на правовую. Оформление государственной помощи происходит при Петре I. Петр осуществляет регулирование взаимоотношений государства и церкви в вопросах социальной помощи. Государство принимает на себя обязательство относительно помощи «перспективным» категориям населения, а церкви остаются сирые и убогие. К «перспективным» категориям относятся те, которые могут возместить государству расходы и которые трудоспособны. Государственная помощь носила волюнтаристический и прагматический характер. При Петре социальная помощь превращается в направление деятельности государства. В этот период впервые формируется критерий определения нуждаемости по принципу наличия трудоспособности. Теоретическое осмысление социальной помощи осуществляется в литературных, философских, экономических, педагогических трудах. Ф. Салтыков один из первых выдвигает идею создания возможностей через обучение интегрировать детей-сирот в общество. Посошков выдвигает идею разрешения проблем массового обеднения крестьян через государство. Радищев идею призрения бедных считает обязанностью правительства.
Козельский в XVIII веке в работе «Философские предложения» осуществляет социальную стратификацию российского общества и вводит понятие, обозначающее людей-нуждающихся. Он вводит понятия: 1 категория – убогие, 2 категория – недостаточный человек, 3 категория – человек достаточный. Он ставит вопрос о причинах девиации: тунеядство, пьянство, беспутство.
При Екатерине II в политику государства активно внедряются западные идеи, связанные с созданием возможностей для расширения числа грамотных людей (засеет женщин). При ней расширяется перечень государственных пенсионов. (впервые их ввел Петр I, их получали чиновники, потерявшие здоровье на службе, семьи умерших чиновников). Развитие парадигмы социальной помощи происходит в направлении увеличения числа ее субъектов. Помимо государства и церкви в вопросах социальной помощи начинает активно участвовать и общественность.
Новый виток в развитии государственной парадигмы связан с буржуазными реформами 60-70-х гг. XIX века, когда в число субъектов социальной помощи включаются земские учреждения.
Теоретическое осмысление социальной помощи осуществляется по двум направлениям: традиционном, конфессиональном и светском, социетальном. В рамках традиционного подхода следует выделить труды Дерябина и Елагина, которые рассматривали милосердие как единственный путь к равенству, ратовали за сохранение института нищенства, высказывали критическое отношение к светским учреждениям помощи.
В рамках светского подхода осуществляют свою деятельность Георгиевский, Жбанков, Кистяковский. В рамках этого подхода осуществляется классификация нуждающихся, субъектов социальной помощи, впервые ставится вопрос о взаимодействии субъектов помощи, ставится проблема финансирования. Они также ставят вопрос о взаимодействии традиционной социальной помощи с мировым опытом.
В начале XX века в литературе осуществляется дискуссия о генезисе общественной помощи и роли и месте государства в организации помощи. В 1910 году проходит первый съезд деятелей общественной и частной благотворительности, на котором решались вопросы, связанные с совершенствованием всех видов социальной помощи.
Наиболее интенсивно теория социальной помощи развивается в рамках науки о помощи. В рамках науки о помощи рассматриваются вопросы, связанные с причинами обнищания, вопросы государственного финансирования, совершенствования государственного управления, проблема сочетания государственной и благотворительной помощи, рассматриваются проблемы иждивенчества, формируются первые представления о специалистах в области общественного призрения.
В начале XX века при Санкт-Петербургском медицинском институте при кафедре психиатрии открывается подготовка в области специалистов общественного призрения. Научные исследования в сфере общественного призрения осуществляются по следующим направлениям:
- общественная благотворительность и призрение как культурно-исторические процессы;
- общественная и профессиональная гигиена;
- воспитание и исправительное воспитание;
- теория страхования, организации помощи, теория законодательства по социальной помощи;
- теоретические вопросы помощи инвалидам ;
- призрение к нравственно падшим и патронат над выпущенными из тюрем.
Социетальный этап связан со становлением советского государства и с превращение социальной помощи в обязанность государства. С 1919 года до 1941 года происходит постепенное сужение проблематики теории социальной работы. Фактически она сводится до проблем социального обеспечения и социального страхования. После Великой Отечественной войны, в 50-80-е гг. разрабатывается проблематика (теория) социальной реабилитации и врачебно-трудовой экспертизы. Представители: Забелин, Яроцкий, Кабалин.
Профессиональный этап (конец 80-начало 90-х гг. ХХ века) начинается с введения в квалификационный справочник должность специалиста по социальной работе (1991г.). в рамках этого этапа сложились 3 уровня организации социальной работы:
- общественный (макроуровень);
- социальная работа с группами (мезоуровень);
- социальная работа с индивидами (микроуровень).
Происходит также становление социальной работы как теоретического знания и как специфического вида деятельности.
- Сходства и различия западно-европейской и отечественной парадигм помощи.
Базовым принципом является альтруизм. Но в западной модели он находит свое воплощение в логике идей индивидуализма, что привело к развитию индивидуальных форм помощи, а в отечественной парадигме альтруизм существует в логике соборности, общинности, что положило начало развитию групповых, коллективных форм помощи.
И западная, и отечественная парадигмы исторически строились на этической доктрине христианства. Но в западной модели процесс помощи рассматривается в прагматическом аспекте как преображение, воскрешение, возрождение, а в отечественной помощь рассматривается через понятие «призрение» и через создание справедливого миропорядка.
И на Западе, и в России специалисты для социальной работы рекрутировались из других профессий (врачи, учителя) и из общественных движений. Но, на Западе становление профессии носило постепенный эволюционный характер, а в России – прерывистый, дискретный.
Понятийное поле социальной работы в западно-европейской модели формируется на основе психологии и медицины. В России – преимущественно из теории социального обеспечения. И отечественная, и западная модель используют понятия социологии, психологии, медицины, политологии и других наук.