Понимание деятельности как системы
Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта.
Трудовая деятельность – это системно-организованное явление. Она имеет определенную структуру, переплетенную динамическими связями и предназначенную для выполнения определенных функций.
Главное свойство деятельности – это системность. Деятельность является не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы. Эти новые свойства называются системными качествами деятельности. Подход к изучению явления, предполагающий рассмотрение его в качестве системы называется системным.
Изучая деятельность, в ней выделяют структуру — объективно существующее образование, представленное элементами и их взаимосвязями друг с другом и с целым. Это особенности строения, внутренней организации деятельности.
Система — это структура, рассматриваемая в отношении определенной функции. Иными словами, система – это структура плюс динамические связи в сочетании с основными функциями, ради которых эта система создана.
Психологическая система деятельности (ПСД) представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане достижения конкретной цели. Это целостное единство психических структур субъекта и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность и которые организованы в плане выполнения функций конкретной деятельности.
Психологическая основа трудовой деятельности обеспечивает реализацию трудового процесса. Эта реализация осуществляется с помощью психических способностей, которые являются свойствами системы. Трудовая деятельность осуществляется успешно, когда активизированы необходимые для данной деятельности феномены (свойства личности, способности, опыт, психические процессы). Но этого недостаточно. Между всеми психическими феноменами, которые и есть структура деятельности, должны образоваться связи.
Подсистемы трудовой деятельности – относительно устойчивые образования, функциональные единицы деятельности. При оптимизации деятельности нужно исходить не из деятельности в целом, а из более мелких единиц.
Системогенез — процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели: формируется система профессионально важных качеств, развиваются отдельные структурные элементы. Сначала формируются отдельные элементы, потом устанавливаются связи между ними.
Обзор основных составляющих системы трудовой деятельности
Психологическая структура деятельности может быть рассмотрена как уровневое образование. Оно наиболее подробно раскрыто в психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева. Различается три основных уровня организации деятельности: автономная деятельность, действия и операции.
Высший уровень – собственно деятельность – соотносится не с целями, а непосредственно с мотивами личности, с системой ее доминирующих потребностей.
Понятия «мотив» и «цель» деятельности являются центральными в психологической теории деятельности. Как отмечает Б. Ф. Ломов, «деятельность исходит из тех или иных мотивов и направлена на достижение некоторой цели». Вектор «мотив-цель» выступает, в роли своеобразного «стержня», организующего всю систему психических процессов и состояний, которые в эту деятельность включаются.
Мотивом трудовой деятельности являются внутренние побуждения человека к данной деятельности. В качестве таких причин могут выступать потребности личности, мировоззрения, убеждения, идеалы и интересы личности, социальные роли и установки, личностные диспозиции и другие психологические образования. Мотивы представлены в деятельности в соответствии с целями. В результате соотнесения мотивов деятельности с ее целями формируется ее личностный смысл.
Цель деятельности — это то, что должен получить человек в итоге деятельности (определенный продукт, его перемещение в указанный пункт и в определенное время, приведение в рабочее состояние орудий труда — ремонт и наладка и т. д.).
Результат деятельности — это то, что получает человек в итоге деятельности. Продукт деятельности индивида, результат деятельности может совпадать с целью деятельности, но может и не совпадать. В первом случае мы говорим, что в итоге деятельности человек достиг цели, во втором, цель не достигнута, и деятельность может быть продолжена.
Процесс деятельности в целом реализуется с помощью более мелких актов – действий, которые сохраняют в себе всю специфику деятельности. Действия занимают второй уровень, срединный, который является центральным в общей структуре деятельности и наиболее важен для понимания психологических особенностей деятельности.
Действие – атом деятельности, сочетает в себе все структурные элементы деятельности в целом. Трудовую деятельность мы анализируем именно через действие. Любая деятельность осуществляется путем действий, которые служат элементом анализа деятельности, то есть наименьшей подсистемой деятельности, сохраняющей все ее характеристики, но неделимой на более мелкие части без потери существенных характеристик деятельности. Действие – завершенный элемент деятельности, направленный на достижение промежуточной осознаваемой цели. Поэтому любое действие имеет цель, способ реализации, результат.
Действие может быть внешним, выполняемым в развернутом виде с помощью моторики и внутренним, выполняемым в уме.
Операция – система движений, из которых состоит действие при подчинении их конкретной задаче. Определяется не самой целью, а условиями, в которых задана цель. Внешние условия - это система объективных параметров среды. Внутренние условия – это совокупность тех ресурсов (знания, умения и навыки), которыми располагает субъект.
Одна и та же задача, а, следовательно, одно и то же действие может осуществляться в зависимости от условий разными операциями (цепочками движений).
Если совокупность внешних и внутренних условий необходима и достаточна для выполнения действия, то оно автоматизируется и переводится на неосознаваемый уровень регуляции. Это и есть психологическая операция. И наоборот: если условия усложняются, то сформированная операция переводится на осознаваемый уровень – трансформируется в действие.
Реально операции осуществляются движениями.
Движения – конкретные способы осуществления действий и операций. Определяются траекторией, темпом, скоростью и силой. Эти элементы не реализуют никакую конкретную цель и задачу, не имеют своей структуры, аналогичной деятельности. Набор движений ограничен. Можно выделить группы движений: взять (поднять), переместить, опустить – комбинируются в разные варианты. Группы комбинаций: основные движения, поправочные, дополнительные, аварийные, лишние, ошибочные, экономные, неэкономные и т.д. (классификация бесконечна и не имеет основания). Анализ деятельности на уровне движений несет информацию скорее в физиологическом, чем в психологическом плане.
Описанный подход к рассмотрению деятельности является структурно-морфологическим