С учетом отраслевой идентификации рынка и по другим признакам, определяемым рыночными субъектами (институциональными агентами), происходит классификация отраслевых рынков, необходимая для принятия соответствующих решений.
Отраслевые рынки (признаки классификации):
Уровень организованности: организованные; стихийные.
1) Степень локализации (географический): местные, региональные, глобальные.
2) Стадии зрелости: пионерные, растущие, зрелые (развитые), затухающие (сжимающиеся).
3) Наличие входных-выходных барьеров: открытые, ограниченные, замкнутые.
- Назовите модели рынков.
К настоящему времени сформулированы четыре основные модели рынков: модель чистой конкуренции, модель чистой монополии, модель монополистической конкуренции и модель олигополии. Названным моделям рынка соответствуют типы отраслей: чистой конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Охарактеризуйте отрасли (рынка) чистой конкуренции.
Отрасль чистой, совершенной конкуренции встречается крайне редко и должна включать множество предприятий, производящих однородную и стандартизированную продукцию. Вход и выход из отрасли свободные, информация о конкуренции доступна каждой фирме. Контроль за ценами отсутствует, но ни один из продавцов не оказывает влияния на рыночную цену.
Особенностью рынка совершенной конкуренции является то, что цены на продукцию соответствуют точке равновесия спроса и предложения.
Отсюда, если рыночная цена установлена выше средних валовых издержек конкретной фирмы в отрасли, то фирма может получить максимум прибыли, а если ниже, то фирма может покрыть убытки путем роста объема производства и реализации. Ее задачей становится минимизация издержек или выход из отрасли.
Высокие прибыли и убытки для отдельных фирм возможны только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде возможность получения прибыли привлечет новые фирмы, которые увеличат предложение отрасли и окажут воздействие на снижение рыночной цены.
Таким образом, совокупное предложение товаров отраслью складывается из объемов предложений всех фирм, а реакция на изменения спроса рынка является достаточно быстрой — путем расширения или свертывания производства.
Устойчивость в долговременном периоде цены и минимума средних издержек позволяет конкурентным фирмам использовать наиболее эффективные из известных технологий и назначать самую низкую цену. Ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами, чтобы поддержать эффективность производства.
В то же время возможности роста эффективности отраслей совершенной конкуренции имеют ограничения:
- не учитывается дифференциация доходов и потребностей потребителей;
- не рассматриваются побочные результаты, связанные с выгодой и издержками для производства общественных благ;
- в отрасли складываются низкие возможности, а также стимулы к обновлению технологий;
- отсутствует широта диапазона потребительского выбора продуктов, условий для совершенствования производственных продуктов и создания новых продуктов труда.
Примерами отраслей с чистой конкуренцией с определенной долей условности могут быть сахарная промышленность (около 95 предприятий), автотранспортная отрасль (около 102 компаний), отрасли АПК по отдельным типам производимых продуктов (рынок зерна, подсолнечника и т.п.).
Охарактеризуйте рынки несовершенной конкуренции.
Характерным типом отраслевого субъекта в условиях несовершенной конкуренции является монополия.
При монополии потребителям противостоит единый производитель. Различают три основных вида монополий: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия — это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в силу отсутствия конкуренции связанного с технологическими особенностями производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товары субъектов естественных монополий.
Рождение таких монополий может происходить из-за барьеров для конкуренции, возведенных природой, — природные монополии (разработка месторождений уникальных полезных ископаемых) или продиктовано техническими (экономическими) причинами (например, обслуживание единой канализации, водовода в поселении).
Федеральным законодательством определены следующие подлежащие регулированию субъекты естественных монополий в сферах:
- транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировки газа по трубопроводам;
- услуг по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожных перевозок;
- услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуга общедоступной электрической и почтовой связи.
Административная монополия возникает в силу действия государственных органов власти. Это представление исключительного права на выполнение определенного рода деятельности (например, лицензирование видов деятельности, аттестация и аккредитация отдельных профессий (профессиональных бухгалтеров и аудиторов, выпуск денежных знаков и т.д.).
Многие виды деятельности из сферы административной монополии переходят в сферу государственной монополии в связи с ограничениями притока фирм в какую-либо отрасль (например, в область экспорта — импорта военной техники, стратегически важных товаров и т.д.).
Экономическая монополия развивается на основе закономерностей роста масштабов производства за счет концентрации производства и капитала. Чтобы победить в конкурентной борьбе, предприниматели вводят новые продукты труда, технологии, новую технику, увеличивая масштабы производства и снижая затраты на производство и реализацию продукции.
Конкурирующие фирмы либо разоряются (подвергаются процедуре банкротства), либо объединяются сначала в картели, синдикаты, а затем в другие формы объединений. Картели и синдикаты, а также корнеры запрещаются российским антимонопольным законодательством, если они не докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Картель — это объединение самостоятельных хозяйствующих субъектов путем принятия соглашения об объемах выпуска, рынках сбыта и ценах на однородную для всех продукцию.
Синдикат — объединение предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют юридическую самостоятельность, но реализуют свои товары через общую сбытовую структуру.
Корнер — это соглашение о скупке, изъятии с рынка какого-либо товара с целью создания искусственного дефицита, а затем продаже этого товара по повышенной цене.
Таким образом в мировом хозяйстве происходят интеграционные процессы, с расширением ассортимента и видов продукции, в том числе путем взаимопроникновения.
Для модели олигополии характерны следующие признаки:
- в отрасли присутствуют две конкурирующие фирмы или более, поэтому отрасль не является монополизированной;
- кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
- в отрасли функционирует крупная фирма, действия которой вызывают ответную реакцию конкурентов;
- цены на продукцию меняются относительно редко, реакция на спрос осуществляется обычно увеличением (уменьшением) объема выпуска.