Статьи | Разное

Написание итогового сочинения по русскому языку и литературе

Итоговое сочинение для учеников 11 класса является допуском к ЕГЭ. Оценка представляет собой зачёт либо незачёт. Однако некоторые ВУЗы при поступлении проверяют сочинение по своим критериям, и по результатам проверки добавляют абитуриенту дополнительные баллы (до 10). Его пишут каждый год в первую среду декабря.

Также назначаются резервные даты для пересдачи - на случай пропуска экзамена по уважительной причине, или исправления незачёта. На написание сочинения выделяется 3 часа 55 минут. За это время ученик должен показать свои знания русского языка и литературы, написав правильный, грамотный текст по заданной теме. Темы заранее не известны, поэтому подготовка заключается в изучении плана написания итогового сочинения.

Содержание:

  1. Как правильно написать итоговое сочинение
  2. Структура итогового сочинения
  3. Объем сочинения
  4. Распространенные ошибки при написании

Как правильно написать итоговое сочинение

Написание итогового сочинения по литературе в 11 классе нацелено на проверку знаний произведений, понимания их сути, умения аргументировать свою точку зрения. Также оцениваются знания по русскому языку: грамотность, стилистику. Структура сочинения по литературе для 10 класса аналогична итоговому.

Темы подбираются таким образом, чтобы в них скрывалась одна или несколько проблем. Под проблемой здесь понимаются какие-либо противоречия, «вечные» вопросы, или неоднозначные события. Ученик должен правильно выделить из темы этот вопрос, и при написании итогового сочинения выразить своё мнение по нему.

Но одних своих мыслей будет недостаточно. По плану написания сочинения, для подтверждения своей позиции необходимо привести два-три литературных аргумента. Ограничений по литературе для аргументации практически нет: допускается использование художественной, научной, публицистической, биографической или иной литературы для подтверждения своей точки зрения. Принимаются работы и отечественных, и зарубежных авторов.

Когда ученику выдаётся тема сочинения, он должен первым делом понять, какая проблема может быть с этой темой связана. Затем ему нужно вспомнить, в каких произведениях поднимался такой вопрос. По выделенной проблеме формулируются один или несколько тезисов, каждый из которых и доказывается литературным аргументом. При этом нужно не только указать автора и название произведения, но и кратко расписать, как именно оно соотносится с тезисом: какие именно герои и в каких обстоятельствах столкнулись с заданной проблемой, как переживали это, и как в итоге смогли её решить.

Лучше всего для аргументации при написании итогового сочинения подходят классические литературные произведения, изучаемые в школьной программе. Именно в классике каждое произведение поднимает сразу несколько фундаментальных вопросов и проблем, по которым и даются темы сочинений. А ещё классические произведения хороши тем, что можно смотреть на них под разным углом. В них почти всегда найдётся такой герой, на которого можно сослаться в подтверждение своего мнения.

При этом необязательно, чтобы пример был из основной линии сюжета. Если запомнился какой-то эпизодический отрывок, который относится к теме сочинения, он подойдёт в качестве аргумента. Опять же, произведения школьной программы богаты второстепенными сюжетными линиями, поэтому из них можно найти примеры для любого сочинения.

Для подготовки к написанию сочинения нужно уделить много времени прочтению книг. При чтении стоит вооружиться бумагой и ручкой, и прямо в процессе выписывать примеры по той или иной теме. Нужно формулировать их так, как они должны выглядеть в итоговом сочинении.

Также при проверке сочинения оцениваются знания учащегося по русскому языку. Будет учитываться всё: от орфографии до знаков пунктуации, от правильного склонения до использования деепричастных оборотов, от понимания значений используемых слов до изложения общеизвестных фактов. Ученик должен уметь не только чётко сформулировать свои мысли, но и корректно изложить их на бумаге. Следует избегать грамматических, лексических, речевых и логических ошибок.

Для повышения грамотности будет полезно чтение любых материалов: от глубоких литературных произведений до заметок в газетах и журналах (если это, конечно, не «желтая пресса»). Также можно найти в интернете различные тесты по русскому языку, и отрабатывать по ним свои ошибки.

Структура итогового сочинения

Сочинение должно иметь чёткую структуру. План написания включает три блока: вступление, основную часть и заключение. При этом объём введения и заключения должен быть небольшим, примерно 70% текста займёт основная часть. Каждый блок строится по определённым правилам, с использованием установленных клише. Рекомендуется перед началом написания работы составить краткий план, расписав основные тезисы, аргументы и выводы. Опираясь на них, будет проще сформулировать свою позицию, и на её основании построить вступление и заключение.

Структура итогового сочинения

Также план поможет определить примерный объём каждого логического блока итогового сочинения. Хорошо рассказано о структуре сочинения в этом видео:

Вступление

Вступление должно состоять из трёх-четырёх предложений:

  1. Сформулировать проблему или вопрос, относящийся к теме сочинения. Естественно, если их несколько, нужно выбрать и «озвучить» один, который будет рассмотрен в сочинении.
  2. Указать на многогранность проблемы. При написании используются такие клише: «Однозначно ответить на этот вопрос нельзя», «Каждый человек относится к этой проблеме по-разному», и так далее.
  3. Выполнить переход к основной части, также с помощью клише: «Попробую ответить, как считаю я», «Я напишу своё мнение об этой проблеме», или других.

Вступление в итоговом сочинении

Над формулировкой введения можно подумать заранее, так как оно стандартно и не зависит от конкретной темы.

Основная часть

В основной части итогового сочинения необходимо выразить свои мысли, рассуждения по теме, сформулировать отношение к проблеме, а также привести два-три аргумента из литературы, подтверждающих позицию. Для начала этого блока используются фразы-клише: «Рассуждая о проблеме, я пришёл к выводу, что ...», «Отвечая на вопрос о ..., я могу сказать, что ...» и аналогичные. Затем в нескольких предложениях расписать свою точку зрения. Можно указать на актуальность проблемы: «Этот вопрос особенно актуален сейчас, так как ...», или «Данная проблема будет актуальна всегда, ведь ...».

Для следующих логических блоков структура строится следующим образом:

  1. Выделяется один из тезисов проблемы.
  2. Приводится доказательство с литературным примером.
  3. Формулируется краткий вывод по данному тезису.

Структура в итоговом сочинении

В качестве тезиса берётся утверждение, касающееся одной из граней проблемы. То есть все они относятся к одной и той же теме. Тезисы в итоговом сочинении не должны противоречить друг другу. Также можно выделить всего один тезис, и для его подтверждения привести несколько аргументов в соответствии с планом.

Оформляется эта часть следующим образом: сначала кратко записывается тезис. Для перехода к аргументам можно использовать такие речевые конструкции: «Вспоминается произведение (автор, название), в котором ставится этот вопрос», «Например, (автор) в своём рассказе (название) рассуждал на эту тему». Далее следует подробнее описать, в каком ключе фигурирует в произведении указанная проблема, кто из героев в каких обстоятельствах сталкивается с ней, и как выходит из ситуации. Дополнительно можно привести цитату из произведения, если она подходит к обозначенной точке зрения. Логичным окончанием аргумента станет вывод о том, как именно он подкрепляет позицию ученика.

Следующие тезисы оформляются так же. Для переходов между ними использования особых речевых конструкций не требуется. Главное, чтобы смена тезисов при написании работы не была слишком резкой, для этого можно добавить дополнительное вводное предложение. Текст должен читаться легко и естественно, не выглядеть рваным и путаным.

Приводить больше трёх примеров нет смысла, так как, согласно плану, их будет достаточно для максимальной оценки по соответствующему пункту. Поэтому, основную часть можно закончить и переходить к заключению.

Заключение

Заключительную часть начинать следует с таких фраз: «Подводя итоги написанного, можно прийти к выводу, что ...», «Таким образом, из изложенного выше следует вывод: ...». В последнем предложении заключения можно использовать призыв к чему-либо: «Помните об уважении к ...», «Давайте будем ...». Другой вариант завершения - выразить надежду: «Я надеюсь, что в будущем ...», «Хочется верить, что ...». Также уместна будет ёмкая цитата по теме сочинения. Но использовать её нужно осторожно, только будучи уверенным, что она не противоречит основной мысли сочинения.

Объем сочинения

Рекомендуемый объем итогового сочинения - 350 слов. Конечно, это не строгое ограничение, но не нужно делать его слишком большим или очень маленьким. Допускается отклониться от этой цифры до 50 слов в ту или иную сторону. Сочинение объёмом менее 250 слов сразу будет означать «незачёт». Максимальный объём не регламентируется, но не стоит забывать о временных рамках для написания сочинения. Поэтому нужно рассчитывать свои силы, чтобы уложиться в отведённое время, что будет сложно при объёме 500 слов или более. При этом, в указанное количество включаются и служебные части речи: предлоги, союзы и частицы.

Весь объём сочинения делится следующим образом: примерно 10-15% отводится на вступление, 70-75% - на основную часть, и 15-20% - на заключение. Внутри основной части желательно сделать примерно одинаковым объём обоих блоков аргументов (вместе с пояснениями и микровыводами).

Распространенные ошибки при написании

Итоговые сочинения старшеклассники пишут уже в течении нескольких лет. За это время по результатам проверки сформировался список наиболее частых ошибок при его написании. На них сразу обращают внимание проверяющие.

  1. Неправильное понимание темы или проблемы. Если ученик ошибочно определил тему, и написал сочинение совсем о другом - он рискует сразу получить «незачёт». Это один из ключевых навыков, которые проверяет итоговое сочинение.
  2. Отсутствие логики в повествовании. Сочинение должно быть логичным, а тезисы - раскрываться последовательно. Не нужно в тексте перескакивать с одной мысли на другую.
  3. Неверная формулировка основной мысли и тезисов. Например, в первом предложении основной части обозначена одна ключевая фраза, а приведённые аргументы не имеют к ней отношения.
  4. Фактические ошибки при использовании литературных примеров. Искажение названия произведения, имён героев, сюжета. Проверяющие могут не знать некоторых современных книг, но классические произведения из школьной программы помнят наверняка.
  5. Противоречащие друг другу вступление и заключение. Они должны выражать одну и ту же мысль. Для проверки следует прочитать их друг за другом, пропустив основную часть. Это позволит заметить и исправить все нестыковки и шероховатости.
  6. Несогласованные друг с другом блоки сочинения. Через всё итоговое сочинение должна нитью идти одна мысль. Каждый из блоков раскрывает её с той или иной стороны, но должен оставаться в основном ключе и не противоречить ему.
  7. Непонимание значений слов. Не стоит использовать слова, значения которых вызывают сомнения. Лучше подобрать синоним, или перефразировать предложение.
  8. Использование эмоционально окрашенных, просторечных, жаргонных или слов-паразитов. Стиль написания итогового сочинения близок к официально-деловому, поэтому такие слова недопустимы. Бывают исключения: например, если слово используется в цитате. Но злоупотреблять ими точно не стоит.
  9. Тавтология, плеоназмы, неправильный порядок слов в предложении. «Речевой мусор» в виде повторения однокоренных или нагромождения лишних слов, а также неправильно выстроенные продолжения ухудшают восприятие сочинения. Они могут помешать проверяющему правильно понять основную мысль, и негативно повлиять на оценку.
Написать итоговое сочинение по готовому плану несложно. Самое важное при подготовке к написанию - запастись литературными примерами на все случаи. Текст должен быть грамотным и легко читающимся. Для этого рекомендуется несколько раз переписать его на черновиках, перечитывая и исправляя найденные ошибки. Не стоит делать итоговое сочинение слишком большим. Умение сжато излагать свои мысли пригодится и в других сферах жизни.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское