- Начальная стадия аудиторской проверки:
а) отбор клиентов аудиторскими формами, типы клиентов;
б) планирование проверок;
в) составление плана.
- Определение уровня существенности и аудиторского риска.
- Составление договора проведение проверок.
- Составление общего плана и программы аудита.
- Для того, чтобы снизить неудачи аудиторской проверки аудиторы и аудиторские фирмы должны иметь надежные критерии оценки потенциальных членов.
Неудачный клиент – ущерб репутации фирмы или аудитора, а заодно финансовые и моральные издержки.
Процедуры отбора:
- оценка характера отрасли;
- определение цели аудиторской проверки и данного клиента;
- выяснение особенностей руководителей;
- предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а так же риска;
- оценка смены аудитора;
- знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах;
- выявление характера и проблем взаимоотношения с ГНИ, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации;
- получение рекомендаций от различных организаций профессионалов;
- аналитическая проверка отчетности;
- предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, а также с текущими и предстоящими проблемами потенциального клиента.
- оценка собственной способности аудитора или аудиторской фирмы к выполнению работы.
Аудиторские фирмы своих клиентов подразделяют на типы:
- формально-официальный (нет тесной связи с клиентом. От аудитора требуется лишь быстрейшее проведение аудита);
- неформальный (к ним относятся клиенты, которые устраивают тесную связь с аудитором).
Аудитор кроме основной функции выполняет и функции внутреннего аудитора.
Тип клиента определяется до заключения с ним договора на проведение аудита.
- Составление письма-обязательства
экономический субъект самостоятельно выбирает аудитора или аудиторскую фирму для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности или получения других аудиторских услуг, путем анализа рекламных объявлений, рекомендаций третьих лиц.
После осуществления выбора клиенту следует официально оформить отношения.
Этапы официального оформления взаимоотношений аудиторской фирмы и клиента:
- Клиент направляет в аудиторскую фирму оферту. Согласно ГК РФ оферта адресованная одному или нескольким лицам предложения и достаточно определенное намерение другого лица, делающего предложения заключить договор. Оферта должна содержать существенные условия договора.
- В случае принятия договора аудиторская фирма дает положительный ответ на оферту в форме письма в соответствии с национальным аудиторским стандартом «Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита». Письмо позволяет до начала проверки согласования с клиентом задачи, цели, степень ответственности сторон, а также помогает избежать недоразумений и конфликтов на заключительной стадии проверки – при оформлении мнения аудитора о достоверности отчетности клиента. Письмо обязательно должно иметь ссылки на нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ. Общее содержание письма: - описание объектов аудита, определение его грани;
- ответственность клиента за достоверность предоставляемой информации;
- условия обеспечения свободного доступа к необходимой аудиторской информации;
- обязательство аудитора по соблюдению коммерческой тайны;
- описание формы отчетности по результатам работы аудитора;
- условия оплаты работы аудитора.
В письме обязательстве необходимо разграничить ответственность сторон, т.е. стороны клиента – содействие и помощь в создании благоприятных условий для работы со стороны аудитора – соблюдение моральных, законодательных, административных норм и принципов.
- Стороны подписывают договор на проведение аудиторской проверки.
От правильности и четкости условий договора зависит оперативность и качество, проверка, характер взаимоотношений сторон.
Аудиторская проверка – это мероприятие, которое заключается в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, имеющего свои результатом выражение мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности.
Основные стадии аудиторской проверки:
- Стадия планирования;
- Стадия проведения аудиторской проверки;
- Стадия проведения итогов выполнения аудиторской проверки;
- Стадия формирования окончательного мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности.
Планирование аудиторской проверки
Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, а также разработать общий план и программу аудита.
Названным проблемам посвящены российский стандарт «Планирование аудита».
В этом стандарте подчеркнуто, что требования изложенные в нем обязательны для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита.
Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также с учетом частных принципов:
- комплексности (т.е. обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита;
- непрерывности планирования (т.е. установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам);
- оптимальности (т.е. в процессе планирования следует обеспечить вариантность планирования для выбора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторской фирмой).
При планировании выделяют этапы:
- предварительное планирование;
- подготовка общего плана аудита;
- составление программы аудита.
На этапе предварительного планирования аудитор знакомится с внешними факторами, влияющими на хозяйственную деятельность экономического субъекта.
В процессе подготовки общего плана и программа аудиторская организация оценивают эффективность системы внутреннего контроля. Оценка производиться с учетом рекомендаций российского стандарта «Оценка бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента».
Для этого знакомиться с учетной политикой клиента, принципами ведения учета, степенью ответственности работников бухгалтерии, процедурами подготовки, хранения документов.
Система внутреннего контроля включают в себя: стиль и основные принципы управления, организационную структуру клиента, распределение и ответственность и полномочий должности лиц, информированность внешних пользователей, соответствие хозяйственной деятельности клиента законодательным нормам.
За действенность системы внутреннего контроля (СВК) ответственность несет руководство экономического субъекта:
Процедурами внутреннего контроля являются:
- арифметическая проверка правильности записей учета;
- осуществление сверок расчета;
- наличие подписей руководителей и четкий документооборот;
- выявление причин расходных данных во всех существенных моментах;
- внезапная и плановая инвентаризация;
- проверка использования бланков строгой отчетности.
Этапом оценки системы внутреннего контроля:
- знакомство со спецификой деятельности клиента;
- первичная оценка надежности системы;
- подтверждение достоверности системы.
Средства оценки внутреннего контроля – аудиторские процедуры, направленные на проверку его надежности и эффективности.
Оценка системы внутреннего контроля базируется на ключевых контрольных вопросах, которые заранее врезаются аудиторам в аудиторских фирмах. Их сложно корректировать применительно к особенностям клиентов.
Область |
Ключевой контрольный вопрос |
Продажа, должники и денежные поступления |
Возможны ли отгрузка товара или его отпуск с предприятия без выписки счета-фактуры? Возможна ли отсылка товара при наличии значительного риска неплатежа? Возможны ли ошибки при выписке счетов-фактур? Возможны ли случаи, когда продажа фактурируется, но не регистрируется в счетах? Возможны ли неправильные записи на кредит должника? Возможно ли получение денежных средств, но их невнесение в банк? Возможно ли преувеличение объема продаж? Возможно ли образование задолженности за товары, которые не санкционированы или не получены? |
Закупки, кредиторы и платежи |
Возможно ли неправильное начисление задолженностей? Возможно ли образование задолженности без ее регистрации? Возможно ли искажение задолженности? Возможно ли выполнение платежей без достаточного основания? Возможно ли неправильное дебетование счетов кредиторов? |
Заработная плата рабочих и служащих и денежные поступления |
Возможны ли приобретение или реализация основных средств без достаточных на то полномочий или документации? Возможно ли незаконное присвоение наличности? Возможна ли оплата служащих за невыполненную работу? Возможна ли неправильная выплата премий или комиссионных? Возможна ли неправильная запись уплаты налогов при получении заработной платы, обязательного страхования и других вычетов? Возможны ли завышения платежных ведомостей какими-либо другими способами? Возможны ли другие случаи ошибок в платежных ведомостях? |
Запасы и незавершенное производство |
Возможна ли утрата или разворовывание запасов? Возможны ли расход или растрата запасов без правильной документации? Возможны ли искажения незавершенного производства? |
Управление и учет |
Дает ли система информацию об издержках, недостаточную для их контроля? Возможны ли неправильные записи в журнале? Возможны ли ошибки во вспомогательных книгах? Возможны ли ошибки проводки или сложения в бухгалтерской книге? Наблюдается ли общая неопределенность при контроле управленческих и учетных функций? Наблюдается ли время от времени сбои процедуры, имеющей значительное воздействие на внутренний контроль? |
При подготовке общего плана и программы аудита следует установить ущемляемые для них уровень существенности и аудиторский ……, позволяющий отчитать бухгалтерскую отчетность достоверной.