Кому нужна информация об организации. предприятия, что позволит охарактеризовать ее более точно. Когда вы покупаете коробку конфет, то меньше всего задумываетесь о том, какую прибыль получает открытое акционерное общество «Владивостокская кондитерская фабрика», сколько человек работают на этой известной кондитерской фабрике, какое у нее оборудование или здания . Конечно, вас, прежде всего будут волновать цена и качество конфет, их преимущества перед шоколадными наборами других фабрик. Рядового покупателя любых товаров (продуктов, одежды, мебели и т.д.) также в первую очередь интересуют цены и качественные характеристики товара, а не производственные или финансовые результаты работы предприятий, их изготовивших. Другая информация потребуется тем, кто работает на фабрике или имеет с ней контракт.
Ну а если вы живете поблизости от «Владивостокской кондитерской фабрики» и аромат карамели ежедневно проникает в вашу квартиру, то вы наверняка захотите выяснить, какие мероприятия будут проводиться на предприятии для очистки от дыма и устранения назойливых запахов.
Вам нетрудно представить себя в роли владельца или потенциального покупателя акций «Владивостокской кондитерской фабрики»? Что вас будет интересовать в этом случае? Конечно, будет ли предприятие выплачивать дивиденды и достаточно ли у него для этого прибыли.
Если продолжить наши рассуждения, то можно сказать, что городские власти будет озабочено занятостью персонала, социальными вопросами работы фабрики, а вместе с налоговыми службами — еще и поступлением налогов.
Банки, обслуживающие предприятие, будут заинтересованы в его платежеспособности, возможности погасить кредиты и оплачивать
клиентское обслуживание, достаточном наличии денег на расчетном счете. Поставщиков также будет беспокоить его платежеспособность.
Можно и дальше перечислять всех тех, кому необходима информация о предприятии; их можно объединить по категориям внешних и внутренних пользователей. Конечно, ранжирование по степени приоритетности достаточно условно, но обычно информационным интересам собственников, как состоявшихся, так и потенциальных, отдается предпочтение перед всеми остальными пользователями информации.
Инвесторы, учредители, или акционеры (в акционерных обществах), а также лица или организации, оказывающие консультационные услуги в финансовой сфере, нуждаются в информации, которая позволила бы им принять решение о покупке или продаже акций, облигаций, получить представление о доходности ценных бумаг, уровне дивидендных выплат, степени риска, связанного с инвестициями.
Работники организации (и не только), если они одновременно имеют акции организации, в которой работают, заинтересованы в ее стабильности и доходности, в информации об уровне заработной платы, системе премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, других социальных льгот, возможности дальнейшего трудоустройства.
Кредиторы нуждаются в информации, позволяющей им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять расчеты, выполнять контрактные обязательства.
Правительство и правительственные структуры нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики.
Общественные организации, например занимающиеся охраной окружающей среды, также нуждаются в информации о расходах организации на защиту окружающей среды, о вкладе в местный бюджет.
Кроме того, для принятия управленческих решений само руководство организации повседневно использует информацию о деятельности организации, ее подразделений, состав которой значительно шире, детальней и оперативней, чем состав информации для внешних пользователей.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) определяет пользователя бухгалтерской отчетности как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации
Вполне уместно добавить, что пользователю необходимо обладать минимальными знаниями о порядке формирования этой информации и навыками ее использования.
Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес, хотят знать, как решаются вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты, возмещение цены товара; получение дивидендов, экономическая целесообразность налаживания деловых связей и т.п. Их интересует финансовое положение фирмы, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса. Внешние пользователи, не имеющие прямого финансового интереса:
- налоговые органы на основании отчетной информации следят за правильностью исчисления налогов;
- банковские учреждения и страховые компании на основе финансовой информации оценивают возможность заключения договоров с организациями по расчетным операциям и страхованию;
- профсоюзы заинтересованы получить информацию об экономической жизнеспособности организации в плане занятости и оплаты труда.
Пользователей без финансового интереса интересует информация с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получить статистическую информацию (органы статистики) для проведения экономического анализа на макроуровне.
На схеме 2 представлен состав пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Внутренние пользователи - это управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений, учредители, участники, собственники, совет директоров; сторонние пользователи с прямым финансовым интересом - инвесторы, банки, поставщики, другие кредиторы; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом, или не имеющие финансового интереса, - налоговые, финансовые органы, органы государственной статистики, аудиторские фирмы, другие пользователи.
Исходя из требований, предъявляемых внутренними и внешними пользователями к содержанию учетной информации, в рыночной экономике выделяют два вида бухгалтерского учета (два источника формирования информации): управленческий, формирующий информацию для внутренних пользователей, осуществляющих управление предприятием, и финансовый учет, формирующий информацию для внешних пользователей, не входящих в состав персонала предприятия.
Какой должна быть отчетная информация. Разным категориям пользователей нужна разная информация, которая представляется организациями в форме отчетности, в нашей стране получившей название бухгалтерской, а в западных странах — финансовой Бухгалтерская отчетность формируется по данным бухгалтерского и оперативного учета. Финансовая кроме бухгалтерских включает также широкий круг аналитических показателей, при расчете которых могут использоваться, например, данные фондовых бирж и статистическая информация Примером такой дополнительной информации являются отчетность по сегментам в составе финансовой отчетности, показатели соотношения цены акции и прибыли, приходящейся на одну акцию
Целью финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) является представление широкому кругу пользователей информации о финансовом положении, результатах деятельности, изменении финансового положения компании
В какой бы форме не представлялась отчетность, каково бы не было ее наполнение, какие бы показатели не включались в ее состав, всем пользователям нужна информация своевременная, достоверная, правдивая и надежная, полная и сопоставимая
Основные задачи бухгалтерского учета и требования к отчетности в России, сформулированные в ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете», а также в ПБУ 4/99, по составлению и представлению сопоставимой, полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, отвечают общим качественным критериям отчетности организаций, которые делают ее полезной для любых категорий пользователей.
Основными качественными характеристиками отчетности являются понятность, уместность, достоверность и сопоставимость.