Все расходы, затраты предприятия регламентируются национальным стандартом №3, который называется «Состав затрат и расходов предприятия».
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции.
Затраты – потребленные ресурсы на изготовление продукции и оказание услуг с целью получения доходов.
Затраты бывают прямые и косвенные, переменные и постоянные.
Прямые – затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на определенный продукт.
Косвенные – которые не могут быть прямым путем отнесены на конкретный продукт.
Переменные – которые изменяются пропорционально объему производимой продукции.
Постоянные – которые остаются в определенном диапазоне изменений постоянными, независимо от изменения объемов производства.
Прямые материальные затраты – это стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов используемых при производстве продукции, вещественно входящих в ее состав и включаемых в себестоимость готовой продукции прямым путем.
Прямые затраты на оплату труда – затраты на выплату зарплаты рабочим включаемые в себестоимость готовой продукции прямым путем.
Косвенные производственные затраты – затраты, связанные с обслуживанием и управлением производственных подразделений, которые не могут быть включены в себестоимость готовой продукции прямым путем.
Косвенные расходы в составе себестоимости и методы их распределения
Косвенные расходы распределяются на себестоимость отдельных видов продукции на большинстве предприятий пропорционально зарплате основных производственных рабочих.
Понятие и основные функции цен
Цена представляет собой денежное выражение стоимости продукции. К ценам предъявляются следующие требования:
- Они должны отражать стоимость продукции, то есть общественно-необходимые затраты труда;
- Учитывать спрос и предложение на производимую продукцию;
- Учитывать различные потребительские свойства продукции;
- Должны быть стабильными и гибкими.
Экономическое содержание цены проявляется в ее функциях. Функции цен – это те наиболее общие свойства, которые объективно присущи к категории цены и характерны для любого вида и для каждой конкретной цены.
Ценам присущи следующие основные функции:
- Учетная;
- Распределительная;
- Стимулирующая;
- Сбалансирование спроса и предложения.
Учетная функция – это основная функция, так как она непосредственно выражает сущность данной категории.
Распределительная функция – вытекает из того, что цены под влиянием различных причин и факторов отклоняются от ОНЗТ в ту или иную сторону. Эта функция цены присуща для государственного регулирования цен.
Стимулирующая функция – эта функция состоит в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на все стороны процесса воспроизводства. Стимулирующая функция цен проявляется через соответственные надбавки и скидки к ценам. Таким образом, осуществляется стимулирование качества продукции и научно-технического прогресса.
Эта функция может проявляться как при государственном регулировании цен, так и при рыночных условиях регулировании цен.
Сбалансирование спроса и предложения – сущность данной функции состоит в том, что сбалансирование между спросом и реальным предложением может быть достигнуто при определенном уровне цены. Чем выше спрос, тем выше цена и наоборот.
Пример: допустим товара А произведено 1000 штук, стоимость единицы товара 1 лей. Спрос на товар – 1100 штук. Общее предложение товара составит 1000 лей, а спрос – 1100 лей. В данном случае спрос выше предложения. Чтобы сбалансировать спрос и предложение необходимо увеличить цену до 1,1 лея за штуку.
Виды цен и их структура
Различают три основных вида цен:
- Оптовая цена предприятия (или просто цена предприятия);
- Цена промышленности;
- Розничная цена.
Оптовая цена предприятия – это цена, по которой предприятие реализует свою продукцию друг другу и посредническим организациям. Эта цена включает в себя себестоимость продукции плюс норматив рентабельности и значительно дифференцируется по предприятиям и отраслям.
Цена промышленности – включает в себя оптовую цену предприятия и наценку посреднических (сбытовых) организаций. По этой цене посреднические организации реализуют продукцию дальнейшим потребителям, а именно торговле или конечному потребителю.
Розничная цена – это цена, по которой продукция реализуется населению. Она включает в себя оптовую цену предприятия (промышленности) плюс наценку розничной торговли.