Статьи | Разное

Понятие и показатели качества продукции

Под качеством продукции понимается совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество продукции неразрывно связано с ее потребительной стоимостью. Вне определения качества не существует потребительной стоимости, но эти понятия не тождественны.

Потребительная стоимость – это полезность вещи вообще, способность удовлетворять определенной потребности.

Качество означает меру, в которой эта вещь способна удовлетворить наши потребности.

Факторы, от которых зависит повышение качества продукции:

1)     Природные – качество и ассортимент сырья, поступающего на переработку и хранение;

2)     Инженерно-технические – применяемая технология, а также механизация и автоматизация производственных процессов;

3)     Организационные – организация труда и управления, ответственность исполнителей, квалификация работающих, обеспеченность производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами;

4)     Экономические – планирование и материальное стимулирование.

Уровень качества продукции определяется с помощью показателей качества. Показатель качества – количественная характеристика определенных ее свойств, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

Система показателей качества включает единичные, комплексные и обобщающие показатели качества.

Единичные – характеризуют одно какое-либо свойство продукции. Эти показатели отражают особенности выпускаемых видов продукции. К единичным показателям могут быть отнесены:

  • показатели назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции (калорийность, усвояемость)
  • показатели долговечности или сохраняемости (сколько продукт может быть пригоден к употреблению)
  • эстетические показатели, отражающие соответствие внешнего вида потребительским вкусам, предпочтениям, а также художественная оригинальность исполнения изделия

Комплексные показатели – объединяют несколько важных свойств продукции, характеризующих ее качество. Наиболее распространенным в пищевой промышленности методом определения комплексных показателей является метод бальных оценок. Каждому признаку присваивается, в зависимости от его значимости определенное число баллов. Полученные баллы суммируются и по ним оценивается качество продукции. В некоторых областях комплексным показателем служит сортность изделия (высший сорт, первый сорт и т.д.).

Обобщающие показатели – характеризуют уровень качества выпускаемой продукции в целом по предприятию, которые определяется:

1)      объемом производства продукции высокого качества;

2)      объемом (удельным весом) прогрессивной (новой) продукции в общем выпуске продукции;

3)      экономической эффективностью затрат на повышение качества продукции.

Экономическое стимулирование повышения качества продукции

Основными путями повышения качества продукции являются:

1)      совершенствование техники (автоматизация, механизация производства);

2)      совершенствование технологии;

3)      совершенствование организации и качества труда работников. Организация ритмичности производства, повышение квалификации работников;

4)      экономическое и моральное стимулирование повышения качества продукции:

a)      стимулирование качества сырья по видам, сортам и содержанию полезных компонентов;

b)      дифференцирование цен на готовую продукцию в зависимости от ее качества. Более высокому качеству должны соответствовать более высокие цены;

c)      предоставление предприятиям кредитов на повышение качества продукции;

d)     организация оплаты труда и система премирования за повышение качества продукции, а также применение санкций за выпуск недоброкачественной продукции.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское