Под качеством продукции понимается совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество продукции неразрывно связано с ее потребительной стоимостью. Вне определения качества не существует потребительной стоимости, но эти понятия не тождественны.
Потребительная стоимость – это полезность вещи вообще, способность удовлетворять определенной потребности.
Качество означает меру, в которой эта вещь способна удовлетворить наши потребности.
Факторы, от которых зависит повышение качества продукции:
1) Природные – качество и ассортимент сырья, поступающего на переработку и хранение;
2) Инженерно-технические – применяемая технология, а также механизация и автоматизация производственных процессов;
3) Организационные – организация труда и управления, ответственность исполнителей, квалификация работающих, обеспеченность производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами;
4) Экономические – планирование и материальное стимулирование.
Уровень качества продукции определяется с помощью показателей качества. Показатель качества – количественная характеристика определенных ее свойств, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Система показателей качества включает единичные, комплексные и обобщающие показатели качества.
Единичные – характеризуют одно какое-либо свойство продукции. Эти показатели отражают особенности выпускаемых видов продукции. К единичным показателям могут быть отнесены:
- показатели назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции (калорийность, усвояемость)
- показатели долговечности или сохраняемости (сколько продукт может быть пригоден к употреблению)
- эстетические показатели, отражающие соответствие внешнего вида потребительским вкусам, предпочтениям, а также художественная оригинальность исполнения изделия
Комплексные показатели – объединяют несколько важных свойств продукции, характеризующих ее качество. Наиболее распространенным в пищевой промышленности методом определения комплексных показателей является метод бальных оценок. Каждому признаку присваивается, в зависимости от его значимости определенное число баллов. Полученные баллы суммируются и по ним оценивается качество продукции. В некоторых областях комплексным показателем служит сортность изделия (высший сорт, первый сорт и т.д.).
Обобщающие показатели – характеризуют уровень качества выпускаемой продукции в целом по предприятию, которые определяется:
1) объемом производства продукции высокого качества;
2) объемом (удельным весом) прогрессивной (новой) продукции в общем выпуске продукции;
3) экономической эффективностью затрат на повышение качества продукции.
Экономическое стимулирование повышения качества продукции
Основными путями повышения качества продукции являются:
1) совершенствование техники (автоматизация, механизация производства);
2) совершенствование технологии;
3) совершенствование организации и качества труда работников. Организация ритмичности производства, повышение квалификации работников;
4) экономическое и моральное стимулирование повышения качества продукции:
a) стимулирование качества сырья по видам, сортам и содержанию полезных компонентов;
b) дифференцирование цен на готовую продукцию в зависимости от ее качества. Более высокому качеству должны соответствовать более высокие цены;
c) предоставление предприятиям кредитов на повышение качества продукции;
d) организация оплаты труда и система премирования за повышение качества продукции, а также применение санкций за выпуск недоброкачественной продукции.