Статьи | Разное

Понятие, содержание и принципы правотворчества

  1. Как свидетельствует термин «правотворчество», речь идет о творе­нии, создании права. Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

  • монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязатель­ных правил поведения. Иначе говоря, правотворчество — это государ­ственная по своему характеру деятельность, направленная на регули­рование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений;
  • созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с позна­нием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выяв­лением потребности в правовом урегулировании общественных отно­шений, формулированием правил поведения, определением механиз­ма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;
  • процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса пра­вотворчества может привести к признанию принятого акта недейст­вительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государствен­но-властного характера.

Правотворческая деятельность основана на определенных прин­ципах, т.е. руководящих началах, требованиях. К числу этих принци­пов в юридической литературе принято относить: законность, демо­кратизм, научность, профессионализм, гласность, системность. Иногда называют и другие принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными.

Принцип законности предполагает:

  • принятие нормативных правовых актов только теми субъектами которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;
  • оформление определенной процедурой;
  • выбор формы акта должен соответствовать содержанию принима­емого акта;
  • новый акт не должен противоречить конституции, законам, об­щепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме ре­ферендума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, об­суждаются в средствах массовой информации, научной обществен­ностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечания­ми, пожеланиями. Наконец, работа законодательных органов транс­лируется по телевидению, как центральному, так и местному. Одним словом, население широко оповещается о работе правотворческих ор­ганов и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности.

Принцип научности включает в себя:

  • разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;
  • планирование приоритетности принимаемых актов;
  • прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;
  • учет достижений юридической науки как отечественной, так и ми­ровой;
  • учет научных рекомендаций.

Принцип профессионализма относится к любой государственной де­ятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует спе­циальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов объективного и субъектив­ного характера, владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.

Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. до­ведению до сведения населения. В ст. 15 Конституции РФ закреплено: «Неопубликованные законы не применяются. Любые норматив­ные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опублико­ваны официально для всеобщего сведения». Однако это правило не распространяется на акты, содержащие государственную тайну. (Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма, по­скольку предполагает участие общественности в подготовке и обсуж­дении проектов основополагающих актов.

Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробе­лов, дублирования и при этом должны использовать средства регули­рования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

Правотворчество следует отличать от правообразования. Послед­нее — более широкое понятие, чем правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное правовое выражение. Процесс правообра­зования завершается выработкой и принятием конкретного норма­тивного правового акта. Следовательно, правотворчество есть завершающий этап процесса правообразования, результат правообразования и его конечный результат.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское