Регулирование общественных отношений — главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того, чтобы установить, как, с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений. Следовательно, механизм правового регулирования позволяет понять, как происходит трансформация требований норм права, правовых установлений в правомерное поведение субъектов, из каких стадий состоит этот процесс, на каких именно этапах происходят сбои, возникают препятствия для реализации права и как можно устранить эти препятствия.
Категория «механизм правового регулирования» емка и многогранна, поэтому возможны разные подходы к ее трактовке, можно рассматривать разные структурные элементы в ее составе.
К теме «механизм правового регулирования» отечественная юридическая наука проявляет повышенный интерес начиная с 60-х гг. Первым среди ученых-юристов выдвинул идею воздействия права на общественную жизнь проф. Н.Г. Александров. Наиболее значимой для исследования данной проблемы стала работа проф. С.С. Алексеева «Механизм правового регулирования» (1967). Ученый определяет правовое регулирование как главное, решающее выражение правовой действительности, результативное нормативно-организованное воздействие на общественные отношения при помощи правовых средств.
В учебной литературе даются и другие дефиниции. Например, проф. А.В. Малько считает механизмом правового регулирования систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Автор рассматривает механизм правового регулирования как борьбу с препятствиями, а главную цель механизма видит в беспрепятственном удовлетворении интересов субъектов. По мнению А.В. Малько, в процессе упорядочения общественных отношений встречаются многочисленные препятствия для реализации позитивных интересов субъектов, которые без их своевременного устранения снижают эффект правового регулирования. К ним относят правонарушения, пробелы в законодательстве, коллизионность правовых норм и актов и т.д. Механизм правового регулирования призван бороться с такими препятствиями. Указанное видение назначения механизма правового регулирования спорно, хотя стадии механизма А.В. Малько выделяет те же, что и другие ученые.
Проф. В.В. Лазарев усматривает главное назначение механизма правового регулирования в том, что он позволяет раскрыть процесс перевода предписаний права в реальное правомерное поведение человека. Такое понимание механизма правового регулирования представляется более предпочтительным.
К особенностям механизма правового регулирования обычно относят то, что этот механизм:
- по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства;
- опирается на возможность применения принудительной силы государства;
- имеет пределы воздействия на общественные отношения;
- обладает определенным содержанием и направленностью, которые выражаются в том, что механизм правового регулирования направлен на: упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений; содействие развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы общество и государство;
- осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т.д.
Структура и стадии механизма правового регулирования
Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее полярных элемента:
1) нормативную основу или нормы права, выражающие главные способы воздействия права — дозволения, запреты, обязывания;
2) способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма.
Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья — юридические факты, правоотношения.
А.В. Малько называет пять основных стадий или элементов механизма правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). Несмотря на различие позиций, и в первой, и во второй, по существу, имеется в виду одно и то же, но некоторые элементы выделены в самостоятельную стадию.
С.С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей; индивидуальные предписания, акты применения права как факультативный элемент.
В юридической литературе чаше всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются стадиями механизма.
Различия в позициях отдельных ученых состоят главным образом в том, что в качестве факультативной называют не стадию правоприменения, а правоприменение именно охранительного характера. Не всегда в качестве самостоятельной стадии указывают на юридические факты, так как они неотделимы от правоотношений, которые не могут возникнуть без юридических фактов.
Охарактеризуем каждую из стадий механизма правового регулирования.
Первая стадия — формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С.С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.
Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия — применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта — приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт, но он, в свою очередь, не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.
В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного.
Правоотношения, как известно, возникают на основе норм права и при наличии определенных юридических фактов. В рамках правоотношения абстрактная программа действия, заложенная в нормах права, преобразуется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.
Третья стадия — реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.
Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии — контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.
Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода — правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность в отношении обязанного лица применить меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким образом, главным элементом на данной стадии являются охранительные правоприменительные акты.
1. Юридический механизм правового регулирования.
Взаимодействие права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования правовых отношений, которые подразделяются на 3 самостоятельные стадии:
- правотворчество;
- реализация норм права;
- государственное принуждение.
Каждая из стадий характеризуется применением специфических правовых средств, называемых юридическими механизмами правового регулирования.
Алексеев С.С. к основным юридическим средствам относит:
- юридические нормы;
- индивидуальные акты применения норм права, принимаемые судебными и иными государственными органами по конкретным делам в целях обеспечения требований правовых норм в реальной жизни;
- правоотношения;
- акты реализации прав и обязанностей (юридически значимые действия субъектов конкретных правоотношений, направленные на исполнение юридической обязанности и использование правомочий).
Некоторые авторы не включают в механизм правового регулирования такие правовые процессы как правотворчество и применение права, т.к. считают, что эти процессы представлены в нем лишь конечными результатами – нормативными актами, технико-юридическими средствами и др.
Подобная позиция является дискуссионной. Поэтому, чтобы получить верное представление о юридическом механизме правового регулирования, следует рассмотреть все его компоненты во взаимосвязи, в состоянии функционирования в реальной жизни, в сфере предметно-практического применения.
Таким образом, юридический механизм правового регулирования рассматривается как сложная система, состоящая из:
- правовых средств;
- субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность;
- юридически значимой деятельности;
- результата их деятельности.
При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям этого регулирования подразделяется на 3 компонента:
- механизм правотворчества;
- механизм реализации норм права;
- механизм государственного принуждения.
Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования (правотворчество; правореализация или применение юридической ответственности) и характеризуется специфическими правовыми средствами.
Правотворчество.
Объект – система общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.
Субъекты – государство, его органы и должностные лица, граждане, политические партии и общественные объединения.
В процессе правотворчества применяется ряд специальных правовых средств:
- юридическая техника;
- правотворческая инициатива;
- процедуры рассмотрения и принятия нормативно-правового акта;
- его официальное опубликование.
Юридическая техника – это совокупность требований и правил, которые необходимо выполнять в процессе подготовки проектов нормативных актов.
Правом официального внесения проекта нормативного акта в компетентный правотворческий орган наделяются отдельные структурные части правотворческого органа, иные государственные органы и должностные лица. В отдельных случаях этим правом могут наделяться общественные объединения и политические партии. С этого момента собственно и начинается правотворческий процесс. Орган рассматривает и принимает либо отклоняет внесенный проект или же отправляет его на доработку. Принятый нормативно-правовой акт подлежит опубликованию в прессе или иных СМИ.
Конечные результаты правотворчества предстают в виде системы нормативно-правовых актов и системы права.
Принимаемые различными органами государства нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостную и непротиворечивую систему (Акты, принимаемые правотворческим органом, не могут противоречить Конституции и актам вышестоящих государственных органов.)
Система нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права. Последние также находятся между собой в тесной взаимосвязи и образуют единое целое - систему права, основными элементами которой выступают отрасли права.
Конечные результаты действия механизма правотворчества образуют нормативную базу, основание механизма реализации норм права.
Реализация норм права.
Это совокупность правовых средств, призванных обеспечить реализацию действующих норм права в конкретных правоотношениях.
К числу этих средств относят:
1) методы толкования норм права;
2) договоры и соглашения;
3) правовые средства, используемые государством в целях охраны и обеспечения надлежащего
исполнения обязательств участниками конкретных правоотношений;
4) акты применения норм права.
В реализации норм прав участвуют все граждане и организации.
Процесс реализации норм права начинается с изучения норм права гражданами. Вооруженные знаниями граждане принимают решения использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения.
При этом возможны 2 пути реализации норм права:
1 – участники конкретных правоотношений на основе действующих норм права самостоятельно решают все вопросы, связанные с возникновением, изменением и исполнением правоотношений;
2 – конкретные правоотношения возникают на основе индивидуальных правоприменительных актов, принимаемых государственными органами и должностными лицами.
Основным средством возникновения правоотношений, в которые вступают граждане, иные лица по своему желанию и усмотрению, выступают договоры и соглашения. Их участники конкретизируют нормы права применительно к данному конкретному случаю.
В этих правоотношениях государственные органы не принимают непосредственного участия. Их задача – охрана правоотношений и создание правового режима, который бы обеспечивал реальное и надлежащее исполнение обязательств участниками правоотношений,
Государственное принуждение.
Правовым основанием этого механизма выступают правонарушения, нормы права, устанавливающие санкции за совершение правонарушения и определяющие порядок применения ответственности.
Субъекты механизма:
- правонарушители;
- государственные органы и должностные лица, в компетенции которых находится расследование обстоятельств совершения правонарушения, установление и наказание виновных лиц.
Данный механизм составляют следующие правовые средства:
- жалобы, заявления пострадавших от правонарушения лиц;
- деятельность государственных органов по рассмотрению этих жалоб и заявлений, расследованию обстоятельств совершения правонарушений и выявлению виновных лиц;
- обеспечительные меры, принимаемые государственными органами в процессе расследования обстоятельств совершения правонарушения;
- решение государственных органов о привлечении виновных лиц к юридической ответственности.
Все рассмотренные механизмы находятся между собой в иерархической взаимосвязи, т.е. конечные результаты действия одного механизма служат началом другого.
Согласованное взаимодействие всех трех механизмов обеспечивает действие юридического механизма правового регулирования, что в свою очередь выражает правовую деятельность государства и общества.
2. Социальный механизм правового регулирования.
В основе социального механизма правового регулирования лежит юридический механизм и определяет все его специфические черты.
Социальный механизм правового регулирования состоит из норм права, иных правовых явлений и воздействующих на них позитивно или негативно социальных факторов.
Процесс перехода норм права в правовые отношения и реальная деятельность охватывает объективные элементы (состояние экономики, способность общества обеспечить надлежащий уровень удовлетворения потребностей, политический режим, состояние законности, правопорядка) и субъективные факторы (мировоззрение, правовую психологию субъектов права, их профессиональный и жизненный уровень, правовые установки и ценностные ориентации).
Содержание социального механизма правового регулирования составляют те явления и процессы, которые прямо воздействуют на процессы правового регулирования общественных отношений и имеют своим непосредственным объектом или результатом юридически значимые решения или действия.
Выделяют следующие компоненты:
- социально-правовые средства;
- субъекты, осуществляющие деятельность, направленную на регулирование общественных отношений или реализацию норм права в конкретных отношениях;
- юридически значимая деятельность;
- результаты юридически значимой деятельности.
Социально-правовые средства включают средства присущие юридическому механизму правового регулирования и собственные социальные средства:
- социальный механизм правового регулирования основывается на более широкой нормативной базе, чем юридический механизм правового регулирования, и помимо норм права включает в себя всю систему социальных норм (в том числе мораль, обычаи, традиции, деловые обыкновения, корпоративные и религиозные нормы);
- документы политических партий и общественных организаций, публикации прессы и литературные произведения, кинофильмы, в которых дается оценка существующим нормам права, правовой деятельности государства, правовым явлениям, предпринимается попытка сформировать у населения определенные ценностные ориентации, побудить их к каким-либо правовым действиям и решениям;
- формы социального контроля и меры общественного воздействия, принимаемые к нарушителям.
Субъекты социального механизма правового регулирования:
- лица, которые действующим правом признаются участниками правоотношений и выступают субъектами юридического механизма правового регулирования (граждане, юридические лица, государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, трудовые коллективы, государство). Одновременно эти субъекты имеют более широкий спектр деятельности, чем в рамках юридического механизма правового регулирования (они выступают не только субъектами юридической деятельности, но и деятельности, направленной на создание материальных и духовных благ, который регулируется техническими нормами и лежит за пределами правового регулирования);
- политические партии, общественные и религиозные объединения, создаваемые с целью удовлетворения общественных интересов граждан и иных лиц и действующие на принципах самодеятельности и самоуправления;
- средства массовой информации – газеты, журналы, радио, телевидение;
- преступные организации и сообщества, создаваемые с целью совершения посягательств на права и свободы граждан, иных общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным кодексом.
Юридически значимая деятельность – решения человека, иного лица осуществить правомерные, юридически значимые действия.
- деятельность государства, его органов и должностных лиц в сфере правотворчества, правоприменения и государственного принуждения;
- правовая деятельность граждан, юридических и иных лиц, направленная на реализацию норм права в конкретных отношениях;
- внутриуставная деятельность партий, общественных и религиозных объединений;
- неформальный (социальный) контроль, осуществляемый коллективами, социальными группами или обществом в целом за поведением их членов и соблюдением социальных и правовых запретов;
- деятельность образовательных учреждений, социальных коллективов и социальных групп, средств массовой информации по правовому воспитанию населения, формированию у граждан ценностных правовых ориентаций и установок.
Результаты юридически значимой деятельности:
- система правовых явлений;
- система созданных и материализованных духовных благ;
- состояние правового сознания общества, социальных групп и отдельных индивидов;
- юридически значимые решения, принимаемые лицами в процессе их практической деятельности;
- уровень законности и правопорядка, совершенные правонарушения.
Социальный механизм правового регулирования ориентируется на специфику юридического механизм, но в тоже время имеет собственную функциональную структуру и состоит из 5 элементов:
- Механизм формирования права;
- Социальный механизм правотворчества;
- Механизм правового информирования;
- Социальный механизм реализации права;
- Социально-правовой контроль.
- Этапы механизма формирования права:
1 – процесс выявления гражданами, иными лицами несовершенных, малоэффективных норм, являющихся источниками разного рода правовых конфликтов;
2 – осознание обществом или его частью наличия несовершенных норм права как социально-правовой проблемы, требующей незамедлительного решения;
3 – внесение в компетентный правотворческий орган предложений по совершенствованию его нормативно-правовых актов.
Процесс реагирования правотворческого органа на внесенную правотворческую инициативу осуществляется в рамках механизма правотворчества.
- Социальный механизм правотворчества – это процесс, связанный с участием граждан, политических партий, общественный и религиозных объединений, иных членов гражданского общества в законотворческой и правотворческой деятельности государства, его органов.
Формами участия граждан являются референдумы, митинги, демонстрации. Т.е. формирование общественного мнения относительно рассматриваемого нормативно-правового акта.
- Социальный механизм правового информирования населения – процесс информирования политическими партиями, общественными организациями, средствами массовой информации граждан и иных лиц о действующих в стране законах и иных нормативно-правовых актах.
- Социальный механизм действия права – процесс реализации норм права в конкретных правоотношениях.
Социальный механизм объединяет в себе 2 вида деятельности:
- правоприменение - властная деятельность государственных органов и должностных лиц;
- реализация норм права по желанию граждан или юридических лиц без участия государственных органов.
- Социально-правовой контроль – деятельность общества и государства, осуществляющаяся в целях обеспечения неукоснительного исполнения действующих норм права путем устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявления и привлечения к юридической ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Основные направления контроля:
- надзор и контроль за соблюдением законности и правопорядка, надлежащим исполнением всеми лицами и органами Конституции и законов;
- принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- выявление и пресечение правонарушений;
- привлечение к ответственности лиц, совершивших правонарушение;
- надзор за надлежащим исполнением мер государственного принуждения, примененных к правонарушителям;
- стимулирование правомерного поведения путем поощрения граждан и иных лиц за особые заслуги перед обществом и государством.
Результаты социально-правового контроля выражаются в обеспечении стабильного правопорядка в обществе и в совокупности выявленных и привлеченных к юридической ответственности правонарушителей.