Статьи | Разное

Право и его признаки

Единого представления о сущности права, присущего всем време­нам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние эконо­мики, национальный состав населения страны, исторические факто­ры, уровень правовой и политической культуры общества и др. Поэ­тому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи.

В юридической науке сложилось два главных подхода к определе­нию сущности права.

  1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общена­родными, а национальные интересы — над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

  1. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — ме­ханизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невы­полнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойст­венном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общности людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

Право – система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Говоря о сути права и его признаках, рассмотрим, разработанную в дореволюционной юриспруденции, идею деления права на естественное и позитивное.

Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обя­занности – не причинять ущерба другим людям, обществу, госу­дарству, не препятствовать другим людям в осуществлении их прав. Естественное право, следовательно, представляет собой со­вокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве.

Позитивное (положительное) право – это право, выражен­ное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне пра­вовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров нет положи­тельного права. Именно поэтому законодательство и право часто отождествляются.

Деление права на естественное и позитивное снимает ряд проблем и споров в юридической науке. Во-первых, теряет смысл «широкое» и «узкое» понимание права, ибо идея естественного и позитивного права четче, полнее и убедительнее теоретически целесообразнее, конструктивнее в практическом отношении. Во-вторых, возникновение права не связывается с государством, поскольку естественное право возникло задолго до государства и может существовать помимо него. Что касается позитивного права, то оно вне государства немыслимо и является результатом государственной правотворческой деятельности. В-третьих, становится ясным соотношение между правом и законодательством.

Законодательство выражает лишь некоторую часть естественного права. Все остальное право существует в виде принципов, правосознания, иных правовых явлений. Законодательство может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его.

Как своеобразному социальному феномену праву, присущи следующие общие и особенные (специфические) признаки.

  1. Право состоит из нормативных установок.

Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер. В ее основе – типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений.

Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.

Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны социальные процессы и поведение человека.

Фиксируя сгустки человеческих знаний и деятельность в определенных правилах (нормативах), человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки.

Именно поэтому право является достижением цивилизации.

  1. Право выражает идеи справедливости и свободы.

Справедливость и свобода – извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека – его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе. Критерии справедливости меняются у разных народов в зависимости от конкретно-исторических условий уровня развития цивилизации.

В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией естественного права. Отношение к естественным правам человека, их защита со стороны государства характеризуют состояние справедливости в обществе, природу власти и государства.

Закрепляются естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (Конституция РФ ст. 17 ч.2). Закрепленные в законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий.

Принцип социальной справедливости в различных отраслях права проявляется по-разному, т.к. различны сферы общественных отношений. В трудовом праве он выражается в адекватной количеству и качеству труда заработной плате, в сфере бизнеса – в получении адекватного вознаграждения за творческие и предпринимательские способности, в гражданском праве – в соответствии возмещаемого ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной выгоде, в пенсионном обеспечении – в зависимости от размера пенсии от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности, в административном, уголовном праве и других отраслях – в соразмерности наказания совершенному правонарушению.

Свобода – неотъемлемое свойство человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих возможностей. В тоже время в истории известны законы, ограничивающие свободу, например, законы, разрешающие рабство.

Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя законодательно и оформленные. 

  1. Право имеет свой предмет отражения.

Это власть, государство, порядок в обществе.

Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием и обеспечивают свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность.

Идеи справедливости и свободы получают отражение и в других формах сознания и образцах поведения. Но в праве они существуют в свободах, правах, обязанностях человека, государства, общества, в размерах, видах и формах их взаимной ответственности. При этом права, свободы, обязанности, ответственность либо закрепляются в законодательстве, либо существуют в виде нормативных установок в сознании, идеях, фактических отношениях.

Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства и т.д.

  1. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.

Каждый человек, если он социально не деформирован, стре­мятся к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть по­ведение других людей, а государство рассматривает как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиниться нормативным уста­новкам. В этом для него – внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутрен­нему убеждению, а нормативные правовые установки в этих слу­чаях воздействуют на его сознание, на психику.

Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического или психическо­го) и касается оно только поведения (а не сознания – как при внутренней обязательности).

Обладая внутренней и внешней обязательностью, право спо­собно активно влиять на человека и тем самым закреплять необ­ходимый порядок в обществе.

  1. Праву присуща специфическая форма выражения – законодательство.

Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естествен­ного права, существуют в разнообразной форме – в виде право­сознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений.

Значительная их часть облекается в законодательную форму и становится положительным (позитивным) правом. Законода­тельство, таким образом, - форма выражения значительной части права. Иная его часть существует в других формах. Именно поэтому право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как содержание и форма.

Та часть права, которая вовне выражается в законодательст­ве, т.е. положительное право, приобретает специфические при­знаки, нередко приписываемые праву в целом. И обусловлены они связью положительного права с государством. Это – следую­щие признаки.

А. Право – возведенная в закон воля.

Воля – сознательно обусловленное психофизиологическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении.

Как функция мозга воля отражает окружающий мир, социальные и иные потребности и интересы человека. Именно они определяют (детерминируют) направленность воли, ее содержа­ние.

Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целена­правленное поведение во всех областях жизни, в том числе и в правовой сфере.

Процесс возведения воли в закон представляет собой оформле­ние ее определенным образом, издание законодательными органами внешнеобязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение. Создается ил­люзия, что право исходит от государства. На самом деле государ­ство в лице своих законодательных органов «возводит в закон» существующие вне зависимости от государства идеи справедли­вости и свободы, т.е. идеи естественного права.

Широко распространенным в отечественной юридической науке было мнение о том, что наше право выражает волю всего народа. Выражать волю народа право может лишь в том случае, когда подлинно демократический законодательный орган с со­блюдением установленной процедуры закрепляет в законодатель­стве четко и последовательно идеи справедливости и свободы. Эти идеи поддерживает и исповедует в основном весь народ, и они являются источником внутренней и внешней обязательности юридических норм.

Определенная часть юридических норм – тех норм, которые прошли всенародное обсуждение, были скорректированы, а затем стали законодательством, - несомненно, выражает волю народа. Что же касается других актов, и, прежде всего принимаемых ми­нистерствами и ведомствами, то они нередко выражают узкове­домственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами большинства народа либо прямо им противоречащие.

Возведенную в закон волю социальной группы, класса или на­рода можно считать сущностью права, т.е. глубинным свойством, которое определяет все остальные его черты.

Б. Формальная определенность права.

Закрепленные в за­конодательстве нормативные установки обретают особое свойст­во – формальную определенность. Она проявляется в четкости и однозначности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определе­ний, выработанных столетиями правил юридической техники. Именно поэтому субъекты права четко знают границы право­мерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность – важнейшее свойство права, ибо она позволяет внести строгость и четкость в общественный по­рядок, избежать произвольного толкования и применения юри­дических норм. Уместно заметить в этой связи, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (граница) и частицы «за», означающей предел движения. Закон, таким образом, даже этимологически означает четкие границы поведения субъектов права.

В. Системность права.

Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвя­занности, согласованности. Системность в право привносится именно законодательством. Существующие в сознании, в поведе­нии нормативные правовые установки этим свойством не облада­ют. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи.

Г. Динамизм права.

Проявляется в подвижности, возможнос­ти быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социаль­но-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Это и про­исходит в настоящее время в нашей стране.

Д. Право – это равный масштаб по отношению к разным людям.

Являясь равным масштабом для разных людей, право не мо­жет обеспечить их фактическое равенство, да и не должно. Ина­че это подорвало бы творческие и трудовые стимулы и привело бы общество к застою. Смягчая проявление данного свойства права, развитые государства дифференцированно взимают налоги, распределяют общественные фонды, выплачивают пособия в зависимости от материального и иного положения граждан. В этом и проявляется распредели­тельный аспект справедливости. Полнота его реализации и есть наиболее яркий показатель заботы государства о своем народе.

Е. Охрана права государством.

Далеко не все нормы позитивного права соблюдаются и исполняются добровольно, в силу внутреннего убеждения. Значительная часть населения подчиняется требованиям правовых предписаний лишь потому, что за правом стоит государство.

Государство издает юридические нормы, т.е. «возводит в закон» интересы определенных субъектов, и государство их ох­раняет. Без такой охраны нет права. Государственная охрана пра­вовых норм включает в себя государственное принуждение, раз­личные организационные, организационно-технические, воспита­тельные и превентивные (предупредительные) меры государствен­ных органов по соблюдению и исполнению гражданами юриди­ческих норм.

Различается право в объективном и субъективном смыслах.

Воплощение права в определенных юридических источниках носит название «объективное право», под которым понимается критерий юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения.

 Понятие «объективное право» близко по своему значению поня­тиям «закон», «законодательство», хотя эти понятия (право и закон) не тождественны. Вместе с тем объективное право – исходное поня­тие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений. Оно опреде­ляет юридические возможности людей и других субъектов обществен­ных отношений.

Как объективное явление объективное право обладает качествами:

а)  всеобщности, т.е. оно устанавливает общий для всех порядок;

б) общеобязательности, т.е. распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного госу­дарства;

в) способностью определять рамки юридической свободы участников общественных отношений, и в первую очередь свободы выбора варианта действий в пределах, установленных законом;

г) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обще­стве и средством защиты правоотношений.

Надо, однако, иметь в виду, что право представляет собой единст­во объективного и субъективного. Поэтому под субъективным правом понимаются те конкретные права (правомочия), которые принадле­жат каждому субъекту в отдельности. Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в зако­нах и других нормативных правовых актах.

Таким образом, субъективные права являются результатом претво­рения в реальность нормативных предписаний относительно конкрет­ных субъектов. Субъективные права существуют в единстве с юриди­ческими обязанностями. И если объективное право «не прикреплено» к конкретному субъекту, а устанавливает объективные возможности для каждого, кто попадает в сферу действия нормы права, то субъек­тивное право представляет собой решение данной жизненной ситуа­ции на основе объективного права. Например, решение судебного ор­гана, акт главы администрации, решение органа милиции или другого административного органа и т.д.

Для субъективного права характерны:

а) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;

б) определение меры возможного и необходимого поведения субъ­екта;

в) возникновение в результате правоотношения как его содержа­ния;

г) защита и охрана государством.

Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права. Объективное право предшествует появлению субъективного права и служит критерием оценки поведения или действий человека.

Объективное право еще называют позитивным, поскольку оно устанавливается государством и в этом смысле является искусственным образованием, т.к. формируется государством, которое вносит субъективные моменты в содержание права и в его функционирование.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское