Единого представления о сущности права, присущего всем временам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровень правовой и политической культуры общества и др. Поэтому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи.
В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.
- Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.
При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы — над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
- Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.
Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общности людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.
Право – система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
Говоря о сути права и его признаках, рассмотрим, разработанную в дореволюционной юриспруденции, идею деления права на естественное и позитивное.
Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.
В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности – не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятствовать другим людям в осуществлении их прав. Естественное право, следовательно, представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве.
Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров нет положительного права. Именно поэтому законодательство и право часто отождествляются.
Деление права на естественное и позитивное снимает ряд проблем и споров в юридической науке. Во-первых, теряет смысл «широкое» и «узкое» понимание права, ибо идея естественного и позитивного права четче, полнее и убедительнее теоретически целесообразнее, конструктивнее в практическом отношении. Во-вторых, возникновение права не связывается с государством, поскольку естественное право возникло задолго до государства и может существовать помимо него. Что касается позитивного права, то оно вне государства немыслимо и является результатом государственной правотворческой деятельности. В-третьих, становится ясным соотношение между правом и законодательством.
Законодательство выражает лишь некоторую часть естественного права. Все остальное право существует в виде принципов, правосознания, иных правовых явлений. Законодательство может либо правильно отражать естественное право, либо искажать его.
Как своеобразному социальному феномену праву, присущи следующие общие и особенные (специфические) признаки.
- Право состоит из нормативных установок.
Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер. В ее основе – типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений.
Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.
Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны социальные процессы и поведение человека.
Фиксируя сгустки человеческих знаний и деятельность в определенных правилах (нормативах), человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки.
Именно поэтому право является достижением цивилизации.
- Право выражает идеи справедливости и свободы.
Справедливость и свобода – извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека – его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе. Критерии справедливости меняются у разных народов в зависимости от конкретно-исторических условий уровня развития цивилизации.
В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией естественного права. Отношение к естественным правам человека, их защита со стороны государства характеризуют состояние справедливости в обществе, природу власти и государства.
Закрепляются естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (Конституция РФ ст. 17 ч.2). Закрепленные в законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий.
Принцип социальной справедливости в различных отраслях права проявляется по-разному, т.к. различны сферы общественных отношений. В трудовом праве он выражается в адекватной количеству и качеству труда заработной плате, в сфере бизнеса – в получении адекватного вознаграждения за творческие и предпринимательские способности, в гражданском праве – в соответствии возмещаемого ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной выгоде, в пенсионном обеспечении – в зависимости от размера пенсии от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности, в административном, уголовном праве и других отраслях – в соразмерности наказания совершенному правонарушению.
Свобода – неотъемлемое свойство человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих возможностей. В тоже время в истории известны законы, ограничивающие свободу, например, законы, разрешающие рабство.
Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя законодательно и оформленные.
- Право имеет свой предмет отражения.
Это власть, государство, порядок в обществе.
Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием и обеспечивают свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность.
Идеи справедливости и свободы получают отражение и в других формах сознания и образцах поведения. Но в праве они существуют в свободах, правах, обязанностях человека, государства, общества, в размерах, видах и формах их взаимной ответственности. При этом права, свободы, обязанности, ответственность либо закрепляются в законодательстве, либо существуют в виде нормативных установок в сознании, идеях, фактических отношениях.
Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства и т.д.
- Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.
Каждый человек, если он социально не деформирован, стремятся к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть поведение других людей, а государство рассматривает как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиниться нормативным установкам. В этом для него – внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях воздействуют на его сознание, на психику.
Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического или психического) и касается оно только поведения (а не сознания – как при внутренней обязательности).
Обладая внутренней и внешней обязательностью, право способно активно влиять на человека и тем самым закреплять необходимый порядок в обществе.
- Праву присуща специфическая форма выражения – законодательство.
Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естественного права, существуют в разнообразной форме – в виде правосознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений.
Значительная их часть облекается в законодательную форму и становится положительным (позитивным) правом. Законодательство, таким образом, - форма выражения значительной части права. Иная его часть существует в других формах. Именно поэтому право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как содержание и форма.
Та часть права, которая вовне выражается в законодательстве, т.е. положительное право, приобретает специфические признаки, нередко приписываемые праву в целом. И обусловлены они связью положительного права с государством. Это – следующие признаки.
А. Право – возведенная в закон воля.
Воля – сознательно обусловленное психофизиологическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении.
Как функция мозга воля отражает окружающий мир, социальные и иные потребности и интересы человека. Именно они определяют (детерминируют) направленность воли, ее содержание.
Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целенаправленное поведение во всех областях жизни, в том числе и в правовой сфере.
Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами внешнеобязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение. Создается иллюзия, что право исходит от государства. На самом деле государство в лице своих законодательных органов «возводит в закон» существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы, т.е. идеи естественного права.
Широко распространенным в отечественной юридической науке было мнение о том, что наше право выражает волю всего народа. Выражать волю народа право может лишь в том случае, когда подлинно демократический законодательный орган с соблюдением установленной процедуры закрепляет в законодательстве четко и последовательно идеи справедливости и свободы. Эти идеи поддерживает и исповедует в основном весь народ, и они являются источником внутренней и внешней обязательности юридических норм.
Определенная часть юридических норм – тех норм, которые прошли всенародное обсуждение, были скорректированы, а затем стали законодательством, - несомненно, выражает волю народа. Что же касается других актов, и, прежде всего принимаемых министерствами и ведомствами, то они нередко выражают узковедомственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами большинства народа либо прямо им противоречащие.
Возведенную в закон волю социальной группы, класса или народа можно считать сущностью права, т.е. глубинным свойством, которое определяет все остальные его черты.
Б. Формальная определенность права.
Закрепленные в законодательстве нормативные установки обретают особое свойство – формальную определенность. Она проявляется в четкости и однозначности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил юридической техники. Именно поэтому субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность – важнейшее свойство права, ибо она позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить в этой связи, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (граница) и частицы «за», означающей предел движения. Закон, таким образом, даже этимологически означает четкие границы поведения субъектов права.
В. Системность права.
Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности, согласованности. Системность в право привносится именно законодательством. Существующие в сознании, в поведении нормативные правовые установки этим свойством не обладают. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи.
Г. Динамизм права.
Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно изменяются и отменяются устаревшие нормативные акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Это и происходит в настоящее время в нашей стране.
Д. Право – это равный масштаб по отношению к разным людям.
Являясь равным масштабом для разных людей, право не может обеспечить их фактическое равенство, да и не должно. Иначе это подорвало бы творческие и трудовые стимулы и привело бы общество к застою. Смягчая проявление данного свойства права, развитые государства дифференцированно взимают налоги, распределяют общественные фонды, выплачивают пособия в зависимости от материального и иного положения граждан. В этом и проявляется распределительный аспект справедливости. Полнота его реализации и есть наиболее яркий показатель заботы государства о своем народе.
Е. Охрана права государством.
Далеко не все нормы позитивного права соблюдаются и исполняются добровольно, в силу внутреннего убеждения. Значительная часть населения подчиняется требованиям правовых предписаний лишь потому, что за правом стоит государство.
Государство издает юридические нормы, т.е. «возводит в закон» интересы определенных субъектов, и государство их охраняет. Без такой охраны нет права. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, организационно-технические, воспитательные и превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм.
Различается право в объективном и субъективном смыслах.
Воплощение права в определенных юридических источниках носит название «объективное право», под которым понимается критерий юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения.
Понятие «объективное право» близко по своему значению понятиям «закон», «законодательство», хотя эти понятия (право и закон) не тождественны. Вместе с тем объективное право – исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений. Оно определяет юридические возможности людей и других субъектов общественных отношений.
Как объективное явление объективное право обладает качествами:
а) всеобщности, т.е. оно устанавливает общий для всех порядок;
б) общеобязательности, т.е. распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства;
в) способностью определять рамки юридической свободы участников общественных отношений, и в первую очередь свободы выбора варианта действий в пределах, установленных законом;
г) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.
Надо, однако, иметь в виду, что право представляет собой единство объективного и субъективного. Поэтому под субъективным правом понимаются те конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности. Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в законах и других нормативных правовых актах.
Таким образом, субъективные права являются результатом претворения в реальность нормативных предписаний относительно конкретных субъектов. Субъективные права существуют в единстве с юридическими обязанностями. И если объективное право «не прикреплено» к конкретному субъекту, а устанавливает объективные возможности для каждого, кто попадает в сферу действия нормы права, то субъективное право представляет собой решение данной жизненной ситуации на основе объективного права. Например, решение судебного органа, акт главы администрации, решение органа милиции или другого административного органа и т.д.
Для субъективного права характерны:
а) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;
б) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;
в) возникновение в результате правоотношения как его содержания;
г) защита и охрана государством.
Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права. Объективное право предшествует появлению субъективного права и служит критерием оценки поведения или действий человека.
Объективное право еще называют позитивным, поскольку оно устанавливается государством и в этом смысле является искусственным образованием, т.к. формируется государством, которое вносит субъективные моменты в содержание права и в его функционирование.