Тема 5. ПРАВО НА ЗДОРОВЬЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Основные вопросы
- Содержание права на здоровье.
- Право на здоровье в международных документах.
- Реализация права на здоровье в различных странах.
В структуре права на здоровье возможно выделить следующие элементы, которые входят одновременно в сферу действия других прав человека: медицинская помощь и основополагающие предпосылки здоровья.
Медицинская помощь предполагает следующее:
- меры по снижению уровня младенческой смертности и увеличению средней продолжительности жизни;
- доступ к медицинскому лечению в тюрьмах;
- предотвращение профессиональных заболеваний, их лечение и контроль.
Основополагающие предпосылки здоровья:
- здоровая окружающая среда:
- более конкретно: запрещение использования или испытаний ядерного оружия:
- наличие в тюрьмах удовлетворительных санитарных условий и средств поддержания гигиены;
- доступ к продовольствию достаточной питательности:
- доступ к информации, связанной со здоровьем;
- обеспечение гигиены труда в промышленности, лечение и контроль за профессиональными заболеваниями;
- защита психического здоровья от пребывания в тюрьме;
- меры по борьбе вредными обычаями;
- меры по предотвращению абортов, совершаемых в опасных для здоровья женщины условиях.
В июле 1946 года была создана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) как специальный орган, предназначенная для того, чтобы государства могли действовать вместе, обеспечивая и защищая здоровье во всем мире.
Преамбула устава ВОЗ содержит формулировку: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие недомогания и болезней.
Доступность наивысших возможных стандартов здоровья является неотъемлемым правом каждого человека, независимо от его расы, вероисповедания, политических убеждений, материального или социального статуса в обществе».
К числу документов, которые прямо или косвенно затрагивают право на здоровье, относятся также Декларация социального прогресса и развития, ряд конвенций и деклараций, посвященных защите различных социальных групп, говорящих об обеспечении равноправного медицинского обслуживания, конвенции МОТ.
Декларация социального прогресса и развития 1969 года ставит целью «достижение наивысшего достижимого уровня здоровья, обеспечение, по возможности, бесплатного здравоохранения для всего населения». Эта формулировка отражает устав ВОЗ, а также ст. 12 МПЭСКП .
Конвенция об устранении всех форм формами расовой дискриминации 1965 г. статьей 5(е)(1у) предусматривает, что государства-участники будут «запрещать и устранять расовую дискриминацию ради осуществления законного права членов общества на здоровье, медицинское обслуживание, общественную безопасность и социальное обеспечение». Другие документы направлены на защиту таких социальных групп, как иностранные рабочие, заключенные, инвалиды и умственно отсталые лица. Большинство относящихся к делу положений направлены на равный доступ к медицинскому обслуживанию.
Правила 22-26 из Минимальных стандартных правил обращения с заключенными устанавливают ряд принципов ухода за больными заключенными. В них говорится о необходимости наличия медицинской помощи и квалифицированных врачей, а также о правилах осмотра заключенных.
В конвенциях МОТ имеется несколько упоминаний об особых областях здоровья, например о профессиональном здоровье. Среди прочего, эти конвенции говорят о безопасных условиях труда, о возможности оказания медицинской помощи на рабочем месте, о страховании здоровья и охране материнства. Многие положения прописаны очень подробно. Так, в них подробно говорится об обязанностях государства. Примерами могут служить Конвенции № 102 о минимальных нормах социального обеспечения и 103 об охране материнства.
Три региональные организации по правам человека: Совет Европы, Организация американских государств (ОАГ) и Организация африканского единства (ОАЕ) приняли правовые документы, в которых говорится о праве на здоровье.
Совет Европы был основан в 1949 году. 5 июля 1961 года был одобрен проект Европейской социальной хартии. В нем содержится формулировка «право на охрану здоровья». Исправленный в 1996 году текст ЕСХ обязывает Договаривающиеся Стороны самостоятельно или в сотрудничестве с общественными или частными организациями принимать, среди прочего, следующие необходимые меры:
- насколько возможно, предупреждать причины заболеваний;
- создавать консультативные и просветительские службы в целях поддержания здоровья и развития у индивида ответственности в вопросах здоровья;
- по возможности предотвращать эпидемические, эндемические и другие заболевания, равно как и несчастные случаи.
Для защиты человеческого достоинства в условиях нарастающего вала биологических и медицинских открытий Совет Европы разработал Конвенцию по правам человека и биомедицине. В конвенции содержатся специальные положения о человеческой воле, частной жизни и о праве на информацию, о геноме человека, о научных исследованиях, об использования органов и тканей живых доноров для трансплантации и о запрете на извлечение финансовой выгоды от трансплантации. Кроме того, Конвенция в первой же главе подчеркивает наряду с другими общими установками, обязанность государств обеспечить равный доступ к медицинской помощи (статья 3): «Стороны, с учетом нужд здравоохранения и имеющихся ресурсов, должны в рамках собственной юрисдикции предпринимать меры по обеспечению равного доступа к медицинской помощи надлежащего качества».
Значение и объем права на здоровье в его международном аспекте не раз становились предметом рассмотрения в ходе ряда конференций, проводившихся под эгидой ООН. Первой важной в данном отношении конференцией стала Всемирная конференции по правам человека, проходившая в Вене в июне 1993 г. Результатом этой конференции стала Венская декларация, посвященная, главным образом, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека. В ней отмечается среди прочего, что экономические, социальные и культурные права должны рассматриваться с тех же позиций и с таким же вниманием, как права гражданские и политические. Имеет место ссылка на особенную важность права на здоровье применительно к женщинам и детям, поднимается вопрос, который касается необходимости создания максимально эффективных средств для физической, психологической и социальной реабилитации жертв пыток.
Не менее важной является Международная конференция по народонаселению и развитию, проходившая в Каире в сентябре 1994 г. На конференции в Каире международное сообщество достигло согласия в отношении необходимости в ближайшие 20 лет достичь трех целей, две из которых непосредственно связаны со здоровьем: снижение младенческой, детской и материнской смертности и обеспечение всеобщего доступа к полному спектру медицинских служб по репродукции и планированию семьи.
Итоги Всемирного конгресса по общественному развитию, проходившего в Копенгагене в марте 1995 года, были отражены в итоговом документе, который носил декларативны характер. Однако в нем присутствовало несколько установок, относящихся к области здоровья, как то: обеспечение полного доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей; борьба с угрозой для общественного здоровья, исходящей от распространения СПИДа и других массовых заболеваний; расширение репродуктивных способностей коренных и малых народов; осознание того факта, что улучшение здоровья людей тесно связано с благополучной окружающей средой; обеспечение доступа ко всем основным видам медицинскою обслуживания для пожилых людей, инвалидов и бездомных.
Значительное внимание ряду аспектов, относящихся к здоровью женщин, было уделено в ходе Четвертой всемирной женской конференции, проходившей в Пекине в сентябре 1995 года. Параграф 30 Пекинской декларации и платформы для действий устанавливает в качестве цели «обеспечение равного отношения к женщинам и мужчинам в процессе образования и оказания медицинской помощи, равного доступа мужчин и женщин к соответствующим службам, а также улучшение женского сексуального и репродуктивного здоровья, равно как и образования в этой сфере». В III главе резолюции «Фундамент действий» говорится о вопиющем неравенстве в доступе к медицинской помощи и связанным с нею службам, о неодинаковом качестве оказываемой медицинской помощи. В IV главе этого документа обозначен ряд специфических вопросов, касающихся проблемы женского здоровья: неравный доступ женщин к льготам в области здравоохранения, ухудшение общественного здоровья во многих странах, дискриминация в отношении молодых женщин, репродуктивное здоровье, последствия ВИЧ/СПИДа, сексуальное насилие и насилие, основанное на половых различиях, психические расстройства, употребление табака, профессиональная заболеваемость, онкологические заболевания, проблемы пожилых женщин, женщин, проживающих в сельской местности, экологические риски, качество медицинского ухода, недостаточная информированность, злоупотребление лекарственными средствами, недостаток статистических данных.
В отчете пекинской конференции были определены пять стратегических целей в области женского здоровья. В их числе предполагалось облегчить доступ женщин на протяжении всей жизни доступ к необходимой качественной медицинской помощи, развивать программы профилактики, развивать инициативы, направленные на улучшение сексуального и репродуктивного здоровья, а также борьбу с заболеваниями, передающимися половым путем, развивать исследования в области женского здоровья и вести просветительскую работу.
Многие права человека имеют четкие связи с правом на здоровье. Так, некоторые гражданские и политические права, призванные защищать человека, связаны со здоровьем, например, право на жизнь и запрет на пытки. Ряд экономических, культурных и социальных прав включает в себя вопросы здоровья, особенно права на пищу, одежду, жилье и образование.
Конституции многих государств содержат в себе право на здоровье или, по крайней мере, определенные обязательства государства по отношению к здоровью своих граждан.
Северная и Южная Америка. Конституция Мексики 1917 года - первая, в которой были прописаны экономические и социальные права. Более ранние Конституции следовали северо-американской модели, устанавливая лишь гражданские и политические права. Постепенно экономические, социальные и культурные права человека стали включаться и в другие национальные Конституции. Налицо существенное различие между странами с преобладающим господством обычного права, гражданского и социалистического правового устройства. В зависимости от того, к какой из трех категорий относится та или иная страна, право на здоровье устанавливается конституцией страны в том или ином объеме. В странах с обычным правом право на здоровье никогда не упоминается в Конституции, в странах с гражданским правом упоминается иногда, а в странах социалистических - всегда. В странах же первой группы упоминания о здоровье и о праве на здоровье можно обнаружить лишь в скрытом виде в преамбулах к Конституциям или там, где говорится о социальном обеспечении. В странах с обычным правом возможен и другой вариант: в Конституции присутствует пункт, предусматривающий ограничения в некоторых ситуациях нрав человека (гражданских и политических) ради сохранения общественного здоровья. Что касается стран с господством гражданского права, то в некоторых из них Конституции прямо упоминают право на здоровье (часто определяемому как право на охрану здоровья), в некоторых Конституция оговаривает долг государства защищать здоровье, а в некоторых содержатся оба эти положения. Из стран с гражданским правом первой упомянула в Конституции обязанности государства в отношении здоровья Чили в 1925 году. За ней последовали и другие страны с гражданским правом. Конституции Гайяны и Панамы приняли определение здоровья, предложенное ВОЗ («полное физическое, психическое и социальное благополучие»). Наконец, в Конституциях стран с социалистическим правовым устройством, экономические, социальные и культурные права граждан приравнены к правам гражданским и политическим. В каждой из них говорится отдельно о праве на здоровье и о роли государства в обеспечении медицинской помощью.
Схожая тенденция характерна и для других стран мира. В странах, где здоровье упоминается в Конституции, это делается либо через прямое указание на соответствующее право, либо через упоминание обязательств государства в сфере здравоохранения.
Финляндия. Возможен и вариант, при котором указание на здоровье включено в более широкую по смыслу статью, посвященную жизненному уровню и социальному благополучию. Например, в финской Конституции 1995 года право на здоровье включено в рамки более широкого положения о благосостоянии (раздел 15а). Воплощение этого пункта Конституции в жизнь в большой степени зависит от законов, разрабатываемых парламентскими постановлениями, так что эта общая формулировка оказывается достаточно емкой.
В третьем параграфе этой статьи говорится о медицинском обслуживании. Его следует интерпретировать в сочетании с параграфом 1 раздела 15а, который предусматривает обеспечение медицинской помощью в экстренных ситуациях. Параграф I посвящен «необходимому уходу»: этот термин охватывает экстренную медицинскую помощь, которая рассматривается как конституционное право субъекта, которое должно быть гарантировано вне зависимости от действующего законодательства. Это означает, что государство и муниципальные центры здоровья должны оказывать неотложную медицинскую помощь каждому пациенту, независимо от его места проживания, национальности и т.д.
Венгрия Последние годы ознаменовались не только принятием поправок к Конституциям. но и появлением новых основных законов в некоторых государствах, особенно в странах восточной Европы. Особенно заслуживает внимания статья 70/D Конституции Венгрии, в которой прослеживается влияние ст. 12 МПЭСКП :
«Статья 70/D
(1) Люди, проживающие на территории республики Венгрии имеют право на высочайший из возможных уровней физического и психического здоровья.
(2) Республика Венгрия реализует это право через обеспечение безопасности труда, организацию медицинских учреждений и медицинской помощи, через обеспечение людей возможностью регулярных занятий физической культурой, а так же через защиту окружающей среды как в городах, так и в сельских регионах .
Словосочетание «высочайший из возможных уровней физического и психического здоровья» во многом похоже на первую фразу ст. 12 МПЭСКП. Кроме того, обязательства государства, перечисляемые во втором из приведенных здесь параграфов, сопоставимы с теми, что присутствуют все в той же 12 статье.
Южная Африка. Несколько лет назад (8 декабря 1996 года) в ЮАР также была принята новая Конституция, в которой предусмотрено право на здоровье и социальную защите. Так, статья 27 Конституции ЮАР говорит о «медицинской помощи, пище, воде и социальной защите»:
«Медицинский уход, пища, вода и социальная безопасность
- (1) Каждый имеет право на доступ к:
(а) медицинскому обслуживанию, включая службы по репродукции;
(б) достаточному количеству пищи и воды; и
(в) на социальную защиту, включая, в случае неспособности обеспечить самого себя или находящихся на его попечении, соответствующую социальную поддержку.
(2) Государство, исходя из доступных ему ресурсов, должно предпринять разумные законодательные и другие меры с целью прогрессивного обеспечения каждого из этих прав.
(3) Никому не может быть отказано в неотложной медицинской помощи».
Право на доступ к медицинскому обслуживанию распространяется на тех, кто лишен достаточных средств, на людей, проживающих в местах, где службы медицинской помощи недостаточно развиты (в т.ч. в сельской местности), на людей с особыми потребностями (например, пожилые люди, инвалиды и ВИЧ-инфицированные). Предполагается, что люди, которые обладают достаточными средствами для того, чтобы обеспечить самим себе доступ к необходимому медицинскому обслуживанию, не должны требовать от государства помощи на основании этого права. Незамедлительно обеспечивается реализация права на неотложную медицинскую помощь.
Таким образом, право на здоровье кодифицировано в большом числе национальных конституций, говорит о том, что в общем и целом государства осознают ответственность за здоровье своих граждан. Можно так же предположить, что раз государства признают конституционность права на здоровье, они будут поддерживать существование этого права в международной структуре прав человека.
Статьи из новых конституций Финляндии и ЮАР содержат право на неотложную медицинскую помощь, отказ в которой любому человеку может стать предметом рассмотрения в суде. Это может говорить об определенной тенденции постепенного признания всеобщего права на неотложную медицинскую помощь на
Право на здоровье надежно закреплено как в значительном числе документов по правам человека ООН, так и в ряде национальных конституций. Существуют общие положения, гарантирующие право на здоровья «каждому», и положения, защищающие определенные, наиболее уязвимые группам населения: женщин, детей, людей, подвергающихся расовой дискриминации, заключенных, иностранных рабочих и малые народности.
Точкой отсчета для большинства из этих положений явилось право на здоровье в том виде, в котором оно записано в преамбуле Устава ВОЗ. Многие из них обуславливают «право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья», помещая при этом во второй параграф текста те или иные обязательства государства, направленные на выполнение этого права. Эти обязательства, как правило, касаются не только собственно медицинской помощи, но перечисляют ряд фундаментальных обстоятельств, определяющих здоровье:
здоровые условия труда и окружающей среды, чистота питьевой воды и удовлетворительное состояние санитарии. Исключение составляет лишь статья 12 КЛВФДОЖ, в которой говорится только о медицинском уходе (хотя и включающем в себя службы по планированию семьи и медицинскому сопровождению беременности).
Значение и масштаб международного права на здоровье пересматривалось и уточнялось в ходе ряда международных конференций, проходящих под эгидой ООН. Здесь необходимо упомянуть Венскую декларацию. Программу действий Каирской конференции и Пекинскую декларацию с ее платформой для действий.
Наконец, право на здоровье (медицинский уход) прописано в основном законе большого количества государств, где оно обуславливает обязанности правительств в отношении здоровья своих граждан. В некоторых из них это право присутствовало еще до того, как было сформулировано на международном уровне.