Тема 4. ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основные вопросы
- Право социального обеспечения в международных документах.
- Компаративный анализ систем социальной защиты зарубежных стран.
- Правовые основы социального обеспечения в зарубежных странах.
Комплексные многоплановые системы социальной защиты, существующие сегодня в зарубежных странах, являются результатом многолетнего развития. Социальное обеспечение расширялось и развивалось постепенно и начиналось со сравнительно простых систем с низким уровнем социальной защищенности. Предпосылкой и существенным стимулом к расширению системы была растущая эффективность экономики западноевропейских государств. При этом, в странах со сравнительно низким экономическим потенциалом (Португалия, Греция, Испания) расходы на социальное обеспечение в целом составляют приблизительно 16—18% от ВНП — валового национального продукта. В государствах с высокоразвитой экономикой (Германия, Франция, Нидерланды) эти расходы составляют уже около 30% ВНП. Таким образом, существует тенденция к непропорциональному росту расходов на социальное обеспечение в связи с ростом экономической мощи государства.
В странах Совета Европы принято более ста международных соглашений, в той или иной мере затрагивающих проблему социального обеспечения. Среди наиболее важных из этих соглашений — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и девять протоколов к ней, а также Европейская социальная хартия 1961 г. и Дополнительный протокол к ней 1988 г.
Европейская конвенция о правах человека направлена главным образом на защиту гражданских и политических прав и свобод, в то время как Социальная хартия посвящена признанию и защите социальных прав. Результаты, достигнутые впоследствии после присоединения к Хартии, и функционирование ее механизма контроля стали единственным подтверждением желания государств действовать во имя социального прогресса.
Некоторые государства используют также Хартию в качестве ориентира для определения путей развития их социальной политики. Такая роль Хартии, очевидно, представляет особую важность для государств Центральной и Восточной Европы, находящихся в стадии реформирования их социальной политики и законодательства в социальной области в целях их постепенного приближения к уровню других европейских государств. Протокол включает право пожилых людей на социальную защиту для того, чтобы способствовать их полноценному участию в обществе, насколько это возможно, их свободному выбору образа жизни и ведению независимого образа жизни в их семьях до тех пор, пока они этого желают и имеют для этого возможности.
Помимо этого в странах ЕС действуют специальные документы: Европейский кодекс социального обеспечения и протокол к нему (1964 г.), которые установили минимальные нормы социального обслуживания, предусмотрели более высокий уровень охвата социальным обеспечением (болезнь, безработица, старость, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность и потеря кормильца, содержание детей); Европейская конвенция о социальном обеспечении от 14 декабря 1972 г., которая установила принцип приобретенных и приобретаемых прав на социальное обеспечение; Рекомендация № Р(91) 2 по социальному обеспечению работников, не имеющих профессионального статуса (лица, работающие дома по ведению домашнего хозяйства, и лица, работающие на добровольных началах), которая является логическим продолжением усилий Совета Европы распространить социальную защиту на все европейское население.
В 1969 г. была принята Декларация социального прогресса и развития (Резолюция ООН 2545 (XXIV)). Основные ориентиры, обозначенные в Декларации, которые непосредственно затрагивают проблемы социального обслуживания, следующие: ликвидация голода и недоедания, гарантия права на надлежащее питание; предоставление услуг социального попечительства; защита прав и обеспечение благосостояния детей, пожилых и инвалидов; прогрессивное увеличение необходимых бюджетных и иных ресурсов, требующихся для финансирования социальных аспектов развития; предоставление бесплатного обслуживания в области здравоохранения всему населению; принятие и проведение в жизнь законодательных мер и административных положений с целью осуществления всесторонних программ в области социального попечительства, а также улучшения и координации существующего обслуживания.
Помимо международных документов, которые касаются социальной защиты каждого человека и не имеют возрастных, расовых либо иных ограничений, ООН принимаются положения, касающиеся наиболее слабо защищенных групп населения. В 1965 г. Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС) принял резолюцию «Восстановление трудоспособности инвалидов» (1085 К). В ней содержится призыв к правительствам отвести в своих социальных программах должное место обслуживанию в области восстановления трудоспособности. В 1971 г. принята Резолюция о правах умственно отсталых лиц. В ней подчеркнуты права этих лиц на надлежащее медицинское обслуживание, покровительство, которые позволяют им развивать свои способности и максимальные возможности.
В Вене в 1982 г. была проведена Всемирная Ассамблея по проблемам старения Международного плана действия. В 1990 г. принята развернутая резолюция, касающаяся осуществления Международного плана действий по проблемам старения и связанных с ним мероприятий. В ней предлагается, чтобы правительства определили свои конкретные национальные цели в области старения на 2001 г. Принципы ООН исходят из необходимости сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста.
Генеральная Ассамблея призвала правительства включить в свои национальные программы наряду с другими принципы, касающиеся социального обслуживания. Так, пожилые люди должны иметь доступ к соответствующему продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию за счет обеспечения им дохода, поддержки семьи, общины и самопомощи; пожилые люди должны иметь доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему им поддерживать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; пожилые люди должны иметь доступ к социальным услугам в целях усиления защиты и улучшения ухода.
В декабре 1982 г. ООН принимает Всемирную программу действий в отношении инвалидов, в которой рекомендует государствам включить в общую систему социального обслуживания компетентных специалистов в целях предоставления консультаций и другой необходимой социальной помощи для решения проблем инвалидов и их семей; принять специальные меры по социальному обслуживанию инвалидов, проживающих в сельских районах, городских трущобах и бараках.
Пенсионное страхование по старости является важнейшей составной частью систем социальной защиты, действующих в зарубежных странах. В целом пенсионное страхование базируется на принципе страхования и принципе обеспечения. При этом наибольшее значение имеет принцип страхования, максимально отвечающий требованиям рыночной экономики.
Правовое регулирование пенсионного страхования по старости осуществляется как в законодательном порядке (включая нормы конституций в части, касающейся основных прав граждан; специальные законы), так и путем закрепления соответствующих норм в коллективных договорах и индивидуальных трудовых контрактах. Наиболее характерным является регулирование посредством специального (социального) законодательства. Законы, а также нормативные акты органов исполнительной власти содержат регламентацию основных вопросов пенсионного страхования. Эти акты могут по своему содержанию являться актами общего действия (т.е. устанавливать общее регулирование в данной сфере) либо затрагивать отдель-' ные аспекты пенсионного страхования (финансирование пенсионных выплат, исчисление пенсий, разрешение споров и др.). Многочисленные законы посвящены пенсионному страхованию отдельных категорий лиц, главным образом, по профессиональному признаку.
В ряде стран пенсионное страхование по старости включено в специальные кодексы. Нормы, закрепленные в этих актах, как правило, носят общий характер, а положения специального законодательства конкретизируют их. Некоторые элементы пенсионного страхования могут одновременно включаться в сферу действия как социального законодательства, так и законодательства, регулирующего другие правоотношения (гражданского, трудового).
Пенсионное страхование может осуществляться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Наемные работники, а также некоторые категории самозанятых (уровень доходов которых не превышает установленный предел), как правило, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Добровольным страхованием охватываются лица с высокими доходами (включая наемных работников); лица, утратившие право на обязательное страхование либо не подпадающие под него. Ряд категорий лиц, в том числе наемного труда, исключен из пенсионного страхования.
Важное место в законодательстве о пенсиях уделено порядку исчисления размера выплат. В целом можно выделить два подхода к исчислению пенсии:
1) ориентация на индивидуальную нуждаемость получателя (при отсутствии иных источников дохода);
2) ориентация на величину прежней заработной платы или величину страховых взносов получателя. Второй способ исчисления пенсий является наиболее распространенным. Основу его составляет принцип страхования.
Финансирование пенсионных выплат осуществляется двумя основными способами: 1) за счет средств государственного бюджета; 2) за счет страховых взносов.
Денежные средства пенсионного страхования образуются путем накопления капитала и путем текущего финансирования. Наиболее распространенным является второй метод. Он характерен для системы обязательного пенсионного страхования. Суть его сводится к установлению такого порядка, при котором финансирование выплат лицам, находящимся на пенсии, осуществляется за счет взносов работающих.
Накопительный метод финансирования пенсионных выплат применяется, как правило, в частных пенсионных системах, дополняющих обязательные. Он заключается в создании застрахованными собственных фондов для последующей выплаты им пенсий.
Организация пенсионного страхования осуществляется путем сочетания двух основных форм:
1) разветвленная система, состоящая из нескольких организаций, каждая из которых защищает интересы отдельных групп застрахованных;
2) самоуправляемые организации, не находящиеся в непосредственном ведении государства и имеющие самостоятельные бюджеты.
Серьезные изменения в пенсионном страховании произошли и 90-х гг. Они выразились в реформировании пенсионных систем практически во всех европейских странах. Это было вызвано процессами, происходящими в экономике этих стран. Речь идет как об общих проблемах, возникших в связи с глобализацией экономики, так и о проблемах, связанных с переходом стран Восточной Европы от централизованного регулирования к рынку. Такие явления, как рост безработицы, появление новых форм занятости, изменения в структуре семьи, рост социальных расходов при дефиците государственных финансовых средств, постарение населения привели к дополнительному обременению действующих в европейских странах систем пенсионного страхования.
В целом можно выделить следующие направления, характерные для пенсионных реформ:
- Перераспределение финансовых тягот между индивидуумом и обществом (государством). Речь идет об усилении ответственности застрахованного при наступлении страхового случая. Это выражается в создании и расширении частных систем социального страхования (как добровольных, так и обязательных).
- Сокращение круга лиц, имеющих право на пенсию. Это достигается:
а) путем поэтапного увеличения пенсионного возраста;
б) путем сокращения возможностей для досрочного пенсионирования (женщины, безработные, застрахованные с большим стажем) путем полного запрета либо с соответствующим снижением размера пенсии;
в) путем поэтапного увеличения продолжительности страхового стажа в целях стимулирования более позднего выхода на пенсию.
- Признание периодов выполнения семейных обязанностей застрахованным в качестве значимых для приобретения права на пенсию. Достигается путем включения в страховой стаж периодов воспитания детей, ухода за больными членами семьи и др. Рассматривается как общегосударственная задача по оказанию поддержки семье.
- Усиление участия государства в финансировании пенсионного страхования.
Не менее значимым институтом социального обеспечения является социальное обслуживание. Расширение системы социального обслуживания, сопровождающее рост экономики западных стран, осуществлялось в трех направлениях. Во-первых, расширение сферы соцобслуживания; это значит, что сначала система социального обслуживания предлагала защиту лишь от определенных социальных рисков; со временем она стала включать в себя все большее их число. Во-вторых, расширение состава социально защищенных групп; это значит, что сначала система социального обслуживания охватывала только лиц наемного труда и лишь постепенно стала распространяться и на другие, также нуждающиеся в защите группы людей (например, на ремесленников, определенные слои неработающих, на находящихся в стадии реабилитации, на пользующихся социальной помощью). В-третьих, увеличение количества и повышение уровня услуг социального обслуживания; это значит, что количество предоставляемых услуг было вначале ограниченным. С ростом экономического потенциала государства стало возможным постепенно повысить и уровень предоставляемых услуг.
Для большинства стран характерен подход к социальному обслуживанию, базирующийся на двух принципах: 1) принципе поддержки, для которого характерно включение государства лишь после того, как будут задействованы общественные объединения, т.е. передача части полномочий государства в условиях рыночных отношений многим добровольно действующим организациям, местным властям, что позволяет говорить о функциональной децентрализации; 2) переход ведущей роли и ответственности к государству, если это касается не только гарантий прав человека, но и обеспечения людям нормальных условий жизни.
В ФРГ, кроме того, действуют следующие принципы социального обслуживания: принцип страхования (финансирование соцобслуживания за счет взносов, взаимосвязь между взносами и объемом социальных услуг), принцип обеспечения (финансирование за счет налогов), принцип попечительства (финансирование за счет бюджета и ориентация на индивидуальную нуждаемость).
В Великобритании действуют принципы: универсальность (распространенность социального обслуживания на все население страны), всеобщность (распространенность на все случаи социального риска), единство управления (управление социальным обслуживанием осуществляется Государственной публичной службой), единообразие предоставляемых услуг (они должны быть одинаковы по начислению и положению и не зависеть от величины доходов).
В США государственная система социального обслуживания, непосредственно включающая в себя социальную работу, сложилась значительно позднее, чем в странах Европы. Долгое время там не уделялось должного внимания социальному обслуживанию. Усилия государства были направлены преимущественно на пенсионное обеспечение и социальное страхование. Социальное обеспечение США именовалось пенсионным обеспечением, в Англии — профессиональным пенсионным обеспечением, в Австралии — системой супераннуции, во Франции — дополнительными профессиональными пенсиями, в ФРГ — производственным страхованием. Усложняясь, структура производственного социального обеспечения стала включать в себя наряду с медицинским обслуживанием застрахованных и социальное обслуживание.
В настоящее время в США действуют Закон о социальной защите и Закон о социальном обеспечении 1935 г. К этим законам по мере развития страны принимаются поправки. В 1975 г., например, принята 20-я статья в Закон о социальном обеспечении, которая вводит следующие нормы: на бесплатное социальное обслуживание могут рассчитывать лица, чей доход составляет менее 80% среднего душевого дохода соответствующего штата. Если доход превышает эту сумму, за услуги взимается плата. Федеральные фонды на социальное обслуживание распределяются между штатами в соответствии с численностью населения. Государственные службы социальной помощи финансируются на 75% из федеральных средств, на 25% из средств штата.
Основным законом, регулирующим социальное обслуживание пожилых людей, является Закон 1992 г. «О пожилых американцах». Выделяемые по закону средства предназначаются для организации и оказания различных видов помощи. Среди них услуги престарелым по месту жительства, предоставление питания как группового, так и индивидуального. Предусмотрены также различные виды помощи, обусловленные специальными нуждами. На финансирование названных услуг направляется 70% всех ассигнований, центральное место уделяется программе питания. Воспользоваться программой питания имеют право пожилые граждане в возрасте 60 лет и старше. Инвалиды получают питание, если необходимо, на дому, по возрасту они могут быть моложе 60 лет. Более 2/5 единиц питания доставляется по месту жительства, остальные 3/5 распределяются в ближайшие от места жительства пункты.
Из федеральных средств действуют программы общей помощи, которые значительно различаются в штатах и отдельных районах. Их называют «Программы последней надежды». Они могут быть сужены до обслуживания одной группы людей, например инвалидов, семей инвалидов и др. Все категории нуждающихся (за исключением трудоспособных взрослых, которые практически не включены ни в одну программу) обслуживаются лишь в 10 штатах.
Помимо программ общей помощи существуют программы чрезвычайной и особой помощи. Программы чрезвычайной помощи предусматривают социальную поддержку в тех ситуациях, которые не планируются в общих программах. Программы особой помощи нацелены на удовлетворение нестандартных нужд людей. Несмотря на то, что программы государственные, принимать участие в них могут частные социальные агентства.
В ФРГ действует разветвленная система социальной помощи. Право на социальное обслуживание принадлежит коренным жителям страны. С 1 января 1991 г. вступил в силу Закон об оказании помощи на дому для лиц, утративших способность к самостоятельному обслуживанию, пожилых людей. Для обслуживания на дому необходим статус застрахованного лица, участие в настоящем или прошлом в профессиональной деятельности. Объем помощи позволяет гражданам максимально оставаться в домашних условиях и сводит к минимуму необходимость помещения их в институт призрения (тем более, что пребывание там обходится значительно дороже, чем обслуживание на дому).
В Нидерландах с 1968 г. действует закон «О страховании специальных медицинских расходов», который предусмотрел следующие формы социального обслуживания: дома призрения, стационары, дома дневного и ночного пребывания, обслуживание на дому (специальными национальными ассоциациями). Институт призрения оплачивается пенсией и дополнительными доходами (если они есть). Однако государство установило верхний предел оплаты помощи. Бесплатно оказывается помощь, предоставляемая на определенный срок.
В Великобритании сохранил свое значение Закон об оказании помощи 1948 г. Согласно ему, все режимы социальной помощи (включая медицинскую) находятся в ведении Министерства социального обеспечения и здравоохранения. Нуждающимся предоставляется персональная социальная помощь. 97% лиц преклонного возраста, проживая дома, пользуются медицинской, санитарной помощью и социальным обслуживанием. Врачи оказывают медицинские услуги, работники социальной сферы организуют питание, досуг в центрах дневного пребывания. Лица, которые не могут жить дома, помещаются в специально оборудованные квартиры, которые содержатся на 80% локальными сообществами и на 20% некоммерческими ассоциациями и частными институтами. Кроме того, существуют дома для престарелых, которые финансируются за счет местных налогов и правительственных субсидий. Оплата в таких домах может частично покрываться за счет проживающего (5%).
В Швеции в 1982 г. принят Закон «О социальном обеспечении». Он провозглашает, что пожилые лица должны иметь высококачественное жилье, находящееся по соседству со службой по оказанию социальных, коммерческих, медико-санитарных и культурных услуг. Обслуживание зависит от состояния здоровья и средств обслуживаемого лица. Закон устанавливает право на жилищное пособие или дотацию для обустройства жилья. Нуждающимся предоставляется обычное или специально обустроенное жилье, для тяжелых инвалидов — жилье с повышенным уровнем комфортности. Предусмотрено отдельное жилье в общежитии либо домах-пансионатах для лиц преклонного возраста и с особо тяжелым состоянием здоровья.
В Дании в мае 1987 г. принят Закон о жилище, способствующий строительству нового и переоборудованию старого жилья, приспособленного к нуждам лиц преклонного возраста. Закон позволяет им жить дома, даже если они нуждаются в необходимой помощи. Для этого закон предусматривает порядок субсидирования сообществ и руководства при строительстве жилищ в соответствии с локальной необходимостью; жилищные пособия для лиц преклонного возраста. Закон учитывает: постоянное возрастание количества лиц преклонного возраста и обусловленных им расходов государства и сообщества; волю лиц преклонного возраста, желающих сохранить свою автономию в семейном окружении; наличие услуг, связанных с помощью и уходом на дому, предоставляемых сообществом.
В соответствии с конституцией Испании и общими законами в автономных сообществах принят ряд законодательных актов, направленных на социальную защиту граждан. Автономное сообщество Кастилии и Леона приняло Закон № 18/1988 о социальной деятельности и социальном обслуживании. Автономное сообщество Андалузия, страна Басков, автономное сообщество Каталония приняли Законы о социальном обеспечении, предусматривающие социальное обслуживание граждан, повышение качества жизни пожилых людей, индивидуализацию помощи.
Во Франции защита лиц, утративших самостоятельность, в том числе пожилых и находящихся в институтах призрения, определяется больничной реформой 1970 г. и законами 1975, 1978 и 1990 гг. Они устанавливают дифференцированную тарификацию оплаты услуг при длительном содержании (госпитальные структуры) и при длительном амбулаторном лечении (структуры домов для престарелых). При оказании помощи на дому установлены верхние пределы возможных расходов, в случае их превышения предусмотрена госпитализация. В тяжелом положении оказываются люди с невысоким доходом, которым может быть отказано в необходимой помощи.
В Бельгии приняты многочисленные законы и постановления, направленные на социальную помощь пожилым людям, в которых установлены тарифы и различия между санитарным и социальным аспектами в отношении финансовых ресурсов семьи. Многие акты не согласованы между собой и порождают исключения из правил. Все большее развитие в стране получает уход на дому за пожилыми гражданами, но стоимость этих услуг остается чрезмерно высокой. При этом подобных служб недостаточно, не везде достаточно кадров с необходимой геронтологической подготовкой.
Анализ законодательства показывает, что положение лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, в различных странах неодинаково. В некоторых странах, чтобы получить социальное обслуживание, необходимо иметь медицинскую страховку и выплачивать в течение определенного времени страховые взносы (ФРГ, Нидерланды), иметь стаж профессиональной деятельности (ФРГ). В интересах пожилых людей законодательство некоторых стран (США, ФРГ, Дания, Швеция) ориентировано на оказание социальной помощи на дому, на создание наилучших условий для проживания их дома, в семье.
Помимо государственных социальных служб в зарубежных странах существуют добровольные некоммерческие социальные службы, которые финансируются местными фондами, включая конфессиональные католические, протестантские и др.; частные коммерческие организации, спонсорами которых выступают частные лица и финансирование идет за счет взносов; организации, объединенные на профессиональной основе.
В большинстве экономически развитых стран действуют многочисленные Ассоциации. Ассоциации образуются в защиту интересов своих членов. Например, в Великобритании Ассоциации учителей средних школ, учителей высших учебных заведений и колледжей, учителей последующего образования решают задачи социального обеспечения корпоративного интереса, статуса членов педагогического корпуса, им же предоставляется в случае необходимости социальное обслуживание. При этом возможности корпорации выходят за рамки возможностей органов образования, различных фондов поддержки учителей, которых также создано много. В частности, для учителей созданы и работают общества содействия и взаимоподдержки. Во многих Ассоциациях есть экспертные советы, быть членом Ассоциации — своего рода гарантия определенных льгот и социальной помощи.
Таким образом, зарубежное законодательство о социальном обслуживании в разных странах имеет много общего: социальное обслуживание инвалидов обеспечивается, как правило, государственными гарантиями. Финансируется оно государственными и муниципальными органами. Социальное обслуживание пенсионеров обеспечивается государственными социальными учреждениями и профессиональными ассоциациями, союзами, а обслуживание лиц, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, — добровольными обществами, лигами, общинами.