Статьи | Разное

Право в системе регулирования общественных отношений

1. Понятие регулятора общественных отношений. Основные виды регуляторов.

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздей­ствие на развитие общественных отношений, на поведение людей.

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненор­мативные социальные регуляторы.

К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления кон­кретных, четких рамок поведения участников общественных отно­шений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их со­стояния, в том числе с помощью механизма социального принужде­ния.

Социальное принуждение может быть:

  • государственным, применяемым в случае нарушения норм права;
  • моральным, которое выражается в общественном осуждении нару­шения норм нравственности и этических норм;
  • со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпора­тивные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объеди­нений и др.;
  • со стороны мирового сообщества – в случае нарушения общепри­знанных норм и принципов международного права.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, дело­вые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновид­ностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент. К специфическим нормативным ре­гуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в про­цессе регулирования общественных отношений, а также с другими ре­гуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов – ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отноше­ния.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формиру­ются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т.д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах раз­вития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на об­щественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод челове­ка, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информа­ционного регулятора, его эффективность обусловлены связью с инсти­тутом гласности, т.е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блоки­ровать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффектив­ной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государст­венным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древней­ший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сло­жившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими. Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы.

2. Особенности права как нормативного регулятора.

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

  • У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение.
  • Нормы права в отличие от других социальных норм имеют диф­ференцированное внутреннее строение, т.е. в норме права можно выде­лить гипотезу, диспозицию и санкцию.
  • Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго оп­ределенное место, поскольку каждая норма занимает свое место. На­пример, конституционные нормы занимают самое высокое положе­ние среди других норм права и им не могут противоречить другие правовые нормы.
  • Качество системности, иначе говоря, право – сложное институ­циональное образование, состоящее из норм, институтов, подотрас­лей и отраслей права.
  • Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равно­правия людей – извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в за­конодательстве. В основе справедливости должны лежать общечело­веческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства.

Свобода человека – неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное существование личности, раскрытие его творческих возможностей.

Дореволюционные юристы, например Е.Н. Трубецкой, полагали, что каждый человек должен обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е.Н. Трубецкой понимал под внутренней сво­бодой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотивами, а под внешней свободой – отсутствие внешних препятствий для осущест­вления целей человека, его желаний. Там, где нет внешней свободы, нет и самого права. В этом смысле свобода составляет содержание права.

Говоря о равноправии, имеется в виду принцип формального, а не фактического равенства людей. Иначе говоря, право должно устанав­ливать равную для всех меру поведения, или равную меру свободы. Принцип формального равенства означает, что люди равны между собой как субъекты права, т.е. как участники правового общения, равны в смысле своей правоспособности, равных возможностей в до­стижении целей правовыми средствами, но никогда не могут быть равны фактически.

  • Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества – власть, государство, порядок в обществе, собственность и т.д.
  • Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.
  • Праву присуща специфическая форма выражения и закрепле­ния – законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов. Способность права облекаться в специфическую юридическую форму и принято называть формальной определенностью.
  • Право характеризуется связью с государством, что делает его об­щеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспе­чения действия права.
  • Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает опреде­ленные процедуры для своей реализации. При этом данные процеду­ры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, административный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и др.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское