Статьи | Разное

Правосознание и правовая культура

1. Понятие правосознания и его структура.

Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явле­ниям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы людей или общества в целом, государственно-правовые явления получают поло­жительную или отрицательную оценку. Характер оценок зависит от ориентированности правосознания отдельной личности, общностей людей, иных участников правового общения.

В самом общем виде правосознание – это отношение к праву. В более развернутом определении правосознание характеризуется как совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридичес­ких органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совер­шаемым в правовой сфере.

Как подчеркивается в литературе, правосознание – одна из форм общественного сознания. Помимо правосознания в общественное со­знание входит политическое, нравственное, религиозное, националь­ное, научное, эстетическое и иное сознание. Правосознание подчиня­ется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и в то же время обладает своими особенностями, позволяющими от­нести его к относительно самостоятельным явлениям. К этим особен­ностям относятся:

1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых яв­лений, т.е. тех, которые составляют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права; юридичес­кая практика в разнообразном ее проявлении и т.д.;

2) своеобразие  способов  отражения   государственно-правовой действительности – посредством юридических понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и традиций и т.д.;

  • способность к опережающему отражению правовой действи­тельности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;
  • взаимодействие с другими формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особен­но тесная связь у правосознания с нравственным сознанием. Как из­вестно, нравственные ориентиры, в том числе о справедливости, гу­манизме, равенстве людей, составляют содержание правовых взглядов и представлений;
  • способность воздействовать на социальные процессы, преобра­зования, реформы. При этом правосознание может как ускорить со­циальные процессы, так и затормозить их развитие. Например, неко­торые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных потребностей.

Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли дей­ствующее законодательство необходимым требованиям. Правосозна­ние также вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.

В юридической литературе принято выделять в структуре правосо­знания правовую психологию и правовую идеологию.

Правовая психология представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств. Например, чувство страха перед уголовным наказанием, чувство про­теста против беззакония. Правовые эмоции формируются под влия­нием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уро­вень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.

В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым компонентам обычно относятся знания права (даже на обыденном уровне), соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т.е. способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву.

Наиболее подвижную (неустойчивую) часть правовой психологии составляют настроения. Несмотря на то, что настроения формируются чаще всего стихийно, ими можно сознательно руководить. Например, вполне преодолимо безразличное отношение к неуплате налогов или сокрытию их, бытующее среди определенной части населения, если обратиться к чувству совести, стыда и др.

Правовая идеология представляет собой систему идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.

По сравнению с правовой психологией правовая идеология явля­ется более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помо­щью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффектив­ность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, прин­ципов, требований общества, различных групп и слоев населения (проф. Н.Л. Гранат).

Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. Правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второстепенное, малозначительное по сравне­нию с правовой идеологией. Те или иные правовые концепции, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп, общества в целом. От характера и уровня идеологической подготовлен­ности личности зависит, в какой мере она способна и стремится кон­тролировать свои эмоции, настроения. В то же время правовая психо­логия лица во многом предопределяет разделяемые им идеи.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным пра­вовым актам позволяет выделить в правосознании и другие эле­менты.

Первый элемент – информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения коммента­риев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания – обяза­тельная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент – оценочный. Получив информацию о норма­тивном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека фор­мируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание цен­ности права личностью способствует превращению права из «чу­жого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов форми­руется элемент третий – волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных зада или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли места в жизни человека и общества.

2. Функции и виды правосознания.

В юридической науке принято выделять три главные функции пра­восознания – познавательную, оценочную и регулятивную.

Познавательная, или информационная, функция направлена на по­лучение определенных правовых знаний, в том числе информации о действующем законодательстве, практике его реализации. Без такой информации, осмысления ее невозможно выработать конкретное от­ношение к праву.

Оценочная функция состоит в оценке юридически значимых собы­тий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей об этих ценностях.

Выделяют три вида оценочных отношений: к праву, его нормам, принципам, институтам; к поведению – собственному и окружаю­щих; к деятельности правоохранительных органов – суда, прокурату­ры, органов внутренних дел, юстиции и др. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку лич­ности, т.е. предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации. Правовая установка, в свою очередь, опре­деляет правовую ориентацию личности, которая представляет собой своеобразную внутреннюю программу действий в юридически значи­мой ситуации. Таким образом, в выборе варианта поведения важную роль играют правовая ориентация личности, ее ценностное отноше­ние к праву.

Регулятивная функция основывается на первых двух функциях и состоит в выработке определенного механизма регулирования поведе­ния или действий. Этот механизм вырабатывается с учетом правовой установки и правовой ориентации. Он придает устойчивый, целена­правленный характер поведению или деятельности личности, группы людей, закрепляя определенный стереотип действий в конкретной правовой ситуации. Таким образом, результатом проявления регуля­тивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде пра­вомерного или противоправного поведения.

Следует отметить, что одного формального момента – наличия юридических знаний – недостаточно для обеспечения законопос­лушного поведения, необходимо еще уметь действовать в соответст­вии с этими знаниями, правильно оценивать значимость правовых предписаний и быть готовым действовать на их основе.

Виды правосознания разграничиваются по субъектам-носителям и уровню правосознания.

По субъектам-носителям правосознания выделяют три его вида: индивидуальное, коллективное (групповое) и общественное.

Индивидуальное правосознание складывается у отдельного челове­ка под воздействием разнообразных факторов и отношений, в кото­рые он вступает, а также от его психофизиологических особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого че­ловека.

Групповое правосознание отражает специфику той или иной соци­альной группы. Общность интересов членов группы определяется сходством восприятия ими государственно-правовой действительнос­ти, в том числе единообразным представлением о том, каким должно быть право. В этом плане можно говорить о правосознании молоде­жи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.

Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Вместе с тем общественное правосознание непосредственно воздействует на правосознание ин­дивидуальное и групповое. Таким образом, они соотносятся как еди­ничное, особенное и общее.

В зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения пра­вовой действительности, различают обыденное (эмпирическое) и тео­ретическое (научное) правосознание.

Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом лица, в частности его информацией о правовых нормах, спо­собах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, тра­дициями, образцами поведения, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Обыденное правосознание складывается стихий­но, при этом эмоциональное восприятие превалирует над рациональ­ным, а правовая психология занимает доминирующее положение. Обыденное правосознание, поскольку оно возникает и формируется под воздействием повседневного опыта человека, устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, оно не способно проник­нуть в сущность права, в его глубинные пласты. Но обыденное право­сознание определяет поведение множества людей, т.е. всех тех, кто не имеет специальной юридической подготовки, следовательно, оно имеет важное социальное значение.

Научное (теоретическое) правосознание формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень государственно-правовой действи­тельности.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по но­сителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы – адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и др., имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие обширными знаниями в области права и практики его применения, умением использовать предоставленные законодательством права, по­нимающие ценность правового порядка и законности в обществе. Правосознание юристов должно отличаться высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям. Иначе говоря, профессиональному правосознанию присущ высокий уровень развития, что предполагает максимально полную правовую информированность, установку на активное, творческое правомерное поведение.

Но профессиональному правосознанию свойственны и деформа­ции, порождаемые прежде всего юридической практикой, в том числе обвинительный уклон, известный формализм, стремление действо­вать в соответствии с «буквой», а не «духом» закона и др.

Рассматривая вопрос о связи права и правосознания, следует от­метить, что она носит сложный характер, обусловленный встречной зависимостью одного от другого. Так, правовые нормы и практика их реализации влияют на формирование позитивного или негативного отношения к праву, в свою очередь, уровень правосознания предоп­ределяет характер правотворческой и правоприменительной деятель­ности государства.

3. Правовая культура: понятие, функции, структура и формы действия.

К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Как справедливо отмечается в отечествен­ной юридической литературе, правовая культура присутствует практи­чески во всех явлениях правовой жизни общества, но не имеет самостоятельной предметности (проф. Н.Н. Вопленко).

В литературе приводятся различные определения понятия «право­вая культура». Так, проф. В.И. Каминская и проф. А.Р. Ратинов, од­ними из первых исследовавшие данную проблему, определяли право­вую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и по­ведении людей».

Проф. В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структуриро­ванию по различным состояниям. По мнению проф. А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, ду­ховным, политическим и экономическим строем качественное состоя­ние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированное государст­вом и гражданским обществом свобод и прав человека.

По мнению канд. юрид. наук Е.В. Аграновской, правовая культу­ра — это система взглядов, оценок, убеждений, установок относитель­но важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере.

Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Важно подчеркнуть, что правовая культура:

1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, про­цессов, форм, деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до­стижения в сфере права;

  • отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;
  • является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представ­ляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев);
  • составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занимает само­стоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;
  • во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;
  • служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Иначе говоря, правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества.

В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую.

Содержание познавательно-преобразовательной функции правовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демо­кратическое общество, - формирование правового государства. В связи с этим данная функция направлена на согласование различ­ных интересов общества, на создание правовых и нравственных га­рантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, при­знания ее высшей ценностью.

Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей зада­чей – обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структу­ры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

Правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязаннос­тей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях право­мерно.

Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посред­ством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.

Прогностическая функция предполагает анализ тенденций разви­тия данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценнос­тей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и не­редко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.

Среди юристов нет единодушия и относительно структуры право­вой культуры. Например, проф. В.П. Сальников в качестве структур­ных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридичес­кой действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, выделяя: а) деятельность непосредственно в правовой сфере; б) деятельность неправового характера, но связанную с действием права (журналисти­ка, кино, литература и т.д., отражающие правовые идеи, оценки, чув­ства). В содержание правовой культуры входят не просто законность, правопорядок, правосознание, а уровень их развития.

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры называ­ет: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько ин­формировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им пра­вовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), образо­вательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практи­ческой - правотворческой и правореализующей); 3) степень совер­шенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Среди них определяющее зна­чение имеет законодательство государства. Но уровень правовой куль­туры общества раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты.

Выделение данных трех элементов правовой культуры условно, так как все они тесно взаимосвязаны и каждый из элементов проявляется в двух других. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях – правосознании, правовой деятельности, системе правовых актов, а об их уровневых состояниях, т.е. степени прогрессивного развития.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три состав­ляющие: знания о праве; отношение к праву; навыки правового пове­дения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой куль­турой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитив­ным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликт­ных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

Понятие «правовой менталитет» сравнительно новое для отечест­венной юридической науки; оно характеризуется устойчивостью, осо­бым правовым духом общества или народа, нормативно-ценностны­ми ориентациями, обусловленными культурно-историческими, рели­гиозно-этническими и морально-психологическими особенностями развития. Национальный правовой менталитет должен обязательно учитываться при разработке новых актов, иначе они не будут воспри­няты обществом и, следовательно, не будут эффективно использо­ваться в повседневной жизни.

Состояние национальной правовой ментальности может сказаться на правовых реформах, иных кардинальных изменениях в обществен­ной жизни.

Таким образом, правовая культура и правовой менталитет общест­ва тесно связанные явления, но правовой менталитет – более широ­кое понятие, включающее в себя все мировоззрение общества, всю картину правовой действительности.

Правовая культура проявляется главным образом в трех уровнях: обыденном, профессиональном и теоретическом.

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамками повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теоретичес­ких обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обя­занностей.

Профессиональный уровень правовой культуры свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эф­фективность права, и т.д.

Для развития правовой жизни общества существенны все три уровня правовой культуры, но особую значимость имеет профессио­нальная правовая культура, так как она определяет работу всех госу­дарственных учреждений, всего государственного аппарата, его зве­ньев, политических объединений и др. Не менее важна роль и теоретической правовой культуры: она раскрывает уровень развития юридической науки в целом, без чего невозможна правильная право­вая политика государства, определяющая стратегию и тактику разви­тия юридической жизни страны.

В литературе иногда выделяют формы, в которые облекается пра­вовая культура. Соответственно называют правовую культуру личнос­ти, правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом.

Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, доста­точным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Следовательно, лицо, обладающее право­вой культурой, характеризуется, во-первых, определенным уровнем знания юридических норм; во-вторых, позитивным правосознанием, т.е. уважением права; в-третьих, поведением, основанным на уваже­нии права. Отсюда вытекает, что правовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения.

Источником правовых знаний личности обычно служат практи­ческий опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уров­ня образования личности, возраста, рода занятий и т.п. Знание за­кона выполняет роль стимула правомерного поведения, если лич­ность заинтересована в таком знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями закона. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и право­вой активности.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социаль­ным группам, в первую очередь профессионалам-юристам, зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влия­ние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентации отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть груп­повой правовой культуры составляет правовая культура молодежи, ко­торая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах тоже, например в неформальных объединениях. Исследовате­ли данной формы правовой культуры отмечают ее маргинальный ха­рактер по отношению к обществу, элементы социальной дезорганиза­ции,   тяготение   к   отклоняющемуся   от   общепризнанных   норм поведению.

Наконец, правовая культура общества представляет собой состав­ную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использо­ванием правовых средств регулирования общественных отношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного правосозна­ния, состояния и характера законодательства и прочности существу­ющего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культур­ным уровнем населения и функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения.

Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя в этих целях правовое просвещение. Последнее включает в себя: а) правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная пра­вовая подготовка в юридических вузах и др.); б) правовую пропаганду через средства массовой информации, выпуск разнообразной юриди­ческой литературы, создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс», распространение правовой информа­ции через Интернет).

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское