Статьи | Разное

Правовая информированность населения

1. Понятие и условия правовой информированности населения.

На всех граждан и иных лиц возлагается обязанность знания действующего права. Вследствие того, что система современного права является сложной и обширной, граждане и иные субъекты правоотношений не в состоянии усвоить всех действующих норм права, да это от них никто инее требует. Для успешной правовой деятельности субъекту достаточно знания норм, которые регулируют отношения, связанные с его непосредственной предметно-практической деятельность.

Одновременно имеются нормы, которые полезно знать всем субъектам конкретных правоотношений. Это нормы Конституции РФ, уголовного права и нормы, устанавливающие административную ответственность.

Таким образом, система правовых знаний граждан и иных физических лиц состоит из 2 частей:

  • общей – конституционные и другие нормы, которые должен знать любой участник правоотношений, независимо от социального положения и рода занятий.
  • Специальной – нормы, регулирующие отношения в сфере непосредственной предметно-практической деятельности физических лиц. Многообразие таких сфер обусловливает существенные расхождения в совокупности социальных норм, которые должен знать каждый активно действующий субъект.

Необходимые для активной правовой деятельности знания человек получает в процессе своей жизнедеятельности, вступая в конкретные правоотношения,  а также путем обучения и самообразования (это обыденное правосознание).

Между тем успех правовой деятельности субъекта гарантируют не любые правовые знания, а только достоверные, истинные знания по действующему праву. Лишь опираясь на знания такого рода, субъект может осознанно избирать оптимальные пути удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не нарушая установленных государством правовых запретов.

Правовая информированность населения – совокупность достоверных знаний о действующем праве и способах его реализации в конкретных отношениях, которыми обладают граждане и иные физические лица.

Высокий уровень правовой информированности граждан зависит от субъективных и объективных факторов:

-   субъективные – самообразование и активность в изучении права;

- объективные:

  • открытость, доступность официальных источников права для всех граждан и иных заинтересованных лиц;
  • четкий и понятный для лиц, не имеющих юридического образования, стиль изложения нормативно-правовых предписаний;
  • всеобщая грамотность населения;
  • возможность получить квалифицированную юридическую консультацию в компетентных органах государства или общественных юридических учреждениях.

2. Деятельность субъектов по правовому информированию населения.

Государство. Одним из направлений правовой деятельности современного демократического государства является правовое информирование населения. При этом государство пытается решить 2 взаимосвязанные задачи:

  • создать необходимые условия для беспрепятственного удовлетворения каждым гражданином своей потребности в знаниях действующего права;
  • помочь гражданам сформировать позитивные оценки действующего права, выработать устойчивое чувство уважения к закону, желание неукоснительно следовать правовым предписаниям и не совершать правонарушений.

Особое значение для государства имеет вторая задача – для государства решающее значение имеет не столько факт верного толкования гражданами и иными лицами действующих правовых норм, сколько последующее за ним решение субъекта действовать активно и правомерно.

В связи с этим государство должно обеспечивать доступность источников права для всех слоев населения. Для этого государство должно:

- помещать в источниках официального опубликования все законы и большую часть нормативно-правовых актов государственных органов исполнительной власти;

- предоставлять возможность населению беспрепятственно знакомиться с этими источниками (выписывать, покупать их);

- обеспечивать всеобщую грамотность населения, как минимум на уровне общего среднего или среднего профессионального образования.

Обеспечив доступность правовых источников для населения, государство осуществляет деятельность по разъяснению и пропаганде действующих в обществе законов и иных нормативно-правовых актов. Т.е. государство стремиться сформировать установки на правомерное поведение.

Основные формы правовой пропаганды:

  • ежегодные послания президента страны, в которых дается обстоятельная оценка правовой политики государства, состояние правонарушений в стране, обосновываются важнейшие меры по совершенствованию действующего законодательства с целью усиления гарантий конституционных прав и свобод граждан, обеспечения в стране режима законности и правопорядка;
  • выступления в прессе, в ходе пресс-конференций, которые проводят депутаты законодательного органа страны, должностные лица органов исполнительной власти, ответственные работники суда и прокуратуры с целью разъяснения сути действующих законов, правовой политики государства, его деятельности по укреплению в обществе законности и правопорядка;
  • популярные работы, комментарии действующих законов и иных нормативно-правовых актов, подготовленных учеными юристами и практическими работниками, которые содержат позитивную оценку авторами действующих законов, норм права, наличие положений, разъясняющих важность и необходимость правомерного поведения граждан и иных лиц, поддержки ими правовой политики государства.

В идеале деятельность государства по правовому информированию населения должна носить объективно-истинный характер. Т.е. народ, как источник государственной власти и суверенитета, должен знать все сведения праве. Однако этот принцип соблюдается не всегда. Отсюда следует, что государственно-официально-правовая пропаганда в той или иной мере содержит элементы правовой демагогии, т.е. умышленно приписывает действующему законодательству, правовой политике государства такие качества и свойства, которыми они в действительности не обладают.

В настоящее время деятельность государства в этой сфере осуществляется спонтанно, эпизодически, без должной координации и согласования. Поэтому главная роль в правовой информированности населения в РФ пока играют общественные объединения и СМИ. Наибольшую активность проявляют политические партии, общественные организации и движения, религиозные объединения. Эти организации, как правило, решают задачу оказания квалифицированной правовой помощи населению. Имеются общественные организации, объединения, ставящие целью проведение правовой пропаганды среди членов организации и оказание необходимой им правовой помощи по защите нарушенного права. Например, профсоюз. Оружием профсоюзов являются митинги, собрания, шествия, демонстрации, пикетирования, забастовки.

Политический аспект правовому информированию населения придают политические партии.

Активное участие принимают и религиозные организации. Выделяется 2 формы их участия:

  • церковь отдаленна от государства, но активно поддерживает действующую государственную власть, ее нормативно-правовые установления;
  • религия признается в качестве государственной (в основном ислам), религиозные служители не только пропагандируют систему действующих правовых норм, но и осуществляют правоприменительную деятельность, разрешают уголовные и гражданские дела, основываясь на религиозных требованиях.

В деятельности по правовому информированию населения принимают участие и другие субъекты политической организации общества: органы местного самоуправления, трудовые коллективы.

Таким образом, человеку приходится воспринимать правовую информацию, исходящую от разных субъектов политической организации общества и в разной интерпретации.

При этом многообразие оценок права увеличивается СМИ, которые в настоящее время выступают основными средствами передачи правовой информации гражданам и иным заинтересованным лицам и высказывают собственные оценки действующего законодательства, иных правовых явления и процессов.

В настоящее время, по данным социологических исследований, СМИ являются лидерами среди всех источников правового информирования граждан (≈80%).

По интенсивности распространения правовой информации и целевой направленности такого распространения все СМИ можно разделить на 2 группы:

  • СМИ, специализирующиеся на распространении только правовой информации; Это преимущественно пресса, специальные каналы радиовещания, телевидения по правовым темам. (Например, «Человек и закон», «Совершенно секретно», «Криминал», а также официальные источники информирования Федерального Собрания - «Российская газета», «Собрание законодательства РФ» и источники информирования исполнительной власти – «Российские вести», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»).
  • СМИ, распространяющие правовую информацию наряду с другой (экономической, политической, социологической) информацией. Это преобладающее число СМИ. Правовое информирование граждан и иных лиц такими изданиями характеризуется следующими чертами:

- опубликованная правовая информация носит неофициальный характер и может быть недостоверной, основанной на слухах или домыслах;

- действующие нормы права, иные правовые явления и процессы иногда рассматриваются и оцениваются односторонне; учредители таких изданий (политические партии, общественные и религиозные организации) могут воздействовать на форму подачи материала и его оценку;

- публикации правовой информации в изданиях носят эпизодический, бессистемный характер.

В современных условиях гражданин должен самостоятельно формировать свои правовые оценки и установки и определять какие из многочисленных сведений и оценок действующего права, даваемое СМИ, политическими партиями, государством, относятся к числу достоверных, заслуживающих внимания. А какие являются «утками». Т.е. гражданин должен избирательно формировать свое правосознание.

Для того, чтобы верно выбрать позицию по какому-либо правовому вопросу, человек не имеющий профессиональных юридических знаний, должен обладать необходимым минимумом знаний о праве, его структуре, способах реализации в конкретных отношениях.

Совокупность таких знаний каждый человек получает в период первичной социализации (при учебе в образовательных учреждениях).

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское