- Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах.
Аудитор в своей работе должен следовать принципиальным группам нормативных документов:
- Законодательным актам государства. К основным законодательным документам относятся:
- ГК РФ (ч.1, ФЗ 51 от 30.22.94г.; ч.2, ФЗ 14 от 26.01.96г.)
- ФЗ 119 от 07.08.2001г. «Об аудиторской деятельности»
- ФЗ 158 от 28.09.98г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- ФЗ 129 от 21.11.96г. «О бухгалтерском учете».
- ФЗ 128 от 08.08.01г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- НК РФ ч I, ч II c изменениями.
- Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике.
В соответствии с принятой концепцией нормативного регулирования аудита в России должна быть построена пятиуровневая система его регламентации (см. схему)
Первый уровень включает закон об аудите, ФЗ 119 определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности.
Он включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиты услуг аудитора и аудиторской организации.
В соответствии с ФЗ приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.). Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля.
Второй уровень системы нормативного регулирования представлен федеральными стандартами. Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами банковского аудита, аудита страховых организаций, аудита бирж, внебюджетных фондов и т.д.
Третий уровень представлен внутренними стандартами (правилами) аудиторских профессиональных объединений.
При этом устанавливают нормы аудита, обязательные для всех аудиторских услуг.
Четвертый уровень включает нормативные акты министерств и ведомств. Они устанавливают правила аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета хозяйственного права и т.д.
Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами на базе правил (стандартов) и практики аудита.
Содержание и форма таких документов является прерогативой аудиторских форм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.
Стандарты аудита это довольно редкий пример сочетания в одном инструменте двух видов регулирования: государственного и негосударственного.
Стандарты – это основные правила и принципы аудиторских процедур. Они выполняются независимо от условий проведения аудита и тем менее требуют от аудитора выражения собственного мнения.
Соблюдение аудиторских стандартов в процессе аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности результатов.
Существуют определенные принципы классификации стандартов.
I По принадлежности.
Стандарты определяются как международные и национальные.
Международные аудиторские стандарты, разработанные с 1994г., включают 45 стандартов. Они подразделяются на 10 групп:
- вводные замечания;
- ответственность;
- планирование;
- внутренний контроль;
- аудиторские доказательства;
- использование третьих лиц;
- выводы и отчеты;
- специальные области;
- задания;
- международная практика аудита.
Применение международных аудиторских стандартов в практической деятельности аудиторов разных стран многовариантно.
В некоторых из них международные стандарты используются в качестве базы разработки собственных национальных аудиторских стандартов. Это – Австралия, Бразилия, Индия, Нидерланды, Россия.
В других – Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка – международные стандарты принимают полностью и используют в качестве национальных.
В наиболее развитых странах, имеющих свои национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США) международные стандарты принимаются профессиональными организациями к сведению.
Российские стандарты подразделяются:
- на федеральные правила на всех субъектов;
- на внутренние правила, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
- на внутренние правила аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
- II. По структуре построения
Аудиторские стандарты (международные и российские) имеют в основном единую структуру построения.
В них выделяют разделы:
- общие принципы правил (стандартов);
- основные понятия и определения, используемые в стандарте;
- сущность стандарта;
- практическое приложение.
Российские правила (стандарты), их в настоящее время 37, включают в себя 11 групп. Из них 10 соответствуют международным и одно имеет название «Образование и подготовка кадров».
Внутренние стандарты – это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг.
Эти документы принимаются и утверждаются аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам аудиторской деятельности.
Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять определенным требованиям:
- целесообразности (учитывать значимость, актуальность и приоритетность)
- непротиворечивость (т.е. обеспечивать согласованность с другими стандартами)
- преемственность
- комплексный охват всех вопросов исследуемых проблем
- единство терминологической базы (недопущение различной трактовки терминов)
3.Квалификационные требования к профессии бухгалтер – аудитор.
Особенности профессии требуют от аудитора свободного ориентирования в макроэкономических проблемах, глубоких знаний микроэкономических вопросов, практики и теории бухгалтерского учета, финансов, а также технологии и организации различных экономических структур.
Все это обуславливает необходимость периодической аттестации перед высококвалифицированной комиссией.
Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
Согласно ФЗ-119 обязательными требованиями являются:
- высшее экономическое или юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
- наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет;
- все дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов программ квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяется уполномоченными федеральными органами.
Согласно ФЗ –119 функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый правительством РФ.
Фз-119 установил жесткие критерии для людей, занимающихся аудиторской деятельностью. Даже получив аттестат, они должны регулярно доказывать свое право на звание аудитора: раз в году им следует проходить обучение по программам повышения квалификации.
В противном случае аудиторский аттестат может быть аннулирован. Тоже может произойти, если:
- установлено, что, получая аттестат, претендент представил подложные документы;
- есть приговор суда, лишающий гражданина права заниматься аудиторской деятельностью;
- разглашена аудиторская тайна;
- были нарушены требования Закона ФЗ-119, запрещающие проверки своих учредителей, их дочерние организации и тд.
- систематически нарушать федеральные правила аудиторской деятельности;
- в течение двух календарных лет подряд аудитор не занимается аудиторской деятельностью;
- аудиторское заключение было подписано без проведения проверки или же явно противоречит содержанию документов, которые представила аудиторская организация.
В ФЗ-119 не много сказано о лицензировании аудиторских фирм. И вот 29.03.2002г. за №190 постановления правительства РФ принято «Положение о лицензировании аудиторской деятельности».
Согласно Положения лицензирования аудиторской деятельности осуществляется Минфином РФ.
Лицензия вручается сроком на пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество лет.
В Положении определили порядок получения лицензии и основные требования. Здесь же приведен перечень документов, которые надо показать вместе с заявлением о предоставлении лицензии.
В ФЗ-119 предусмотрена ответственность за ведение аудиторской деятельности без лицензии. За рассмотрение такого заявления 300 руб. за выдачу лицензии 1000 руб.
За такое правонарушение предусмотрен штраф в размере от 100 до 300 МРОТ. Данный штраф налагается только в судебном порядке. В Законе также определяет право, обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Права аудитора:
- Самостоятельно определять формы и методы проведения аудита.
- Проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации.
- Получать для должностных лиц аудируемого лица разъяснение в письменной форме по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.
- Отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
- выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, отказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.
- Осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определяемые договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ и настоящему Федеральному закону.
Обязанности аудитора:
- Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.
- Представлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора.
- В срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
- Обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
- Исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определяемых договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащих законодательством РФ.
Ответственность аудитора:
- Аудитор несет полную материальную ответственность перед за прямой ущерб, нанесенный в результате неправильных, содержащихся в аудиторском заключении.
- Использование частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других, либо нанесения вреда – штраф в размере от 500 до 800 МРОТ.
- Нарушение конфиденциальности.
При этом аудитор или аудиторская фирма могут быть лишены лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью. Причисление информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.
- Аудитор несет административную ответственность, если нарушает профессиональную этику по отношению к проверяемому.