Статьи | Разное

Предмет и методы социальной психологии

Социальная психология – наука на границе 2 дисциплин: социологии и психологии.

Каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах.

Социология изучает группы (от малых до очень больших - обществ) и как ведут себя люди в группах.

Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы, процессы коммуникации, социализации личности, влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу.

Предмет СΨ– психологические особенности людей, связанные с их включенностью в определенные социальные группы, а также характеристики таких групп.

Методы:

Делятся на качественные и количественные. (Сравним: глубинное интервью или соц массовый опрос)

Задачи исследования

  • разведывательные
  • формирование гипотезы,
  • доказательство гипотез.
  1. Наблюдение: дает возможность представления о реальном поведении,

минус — субъективность

М.б. использовано как для формирования гипотезы, так и в кач-ве вспомогательного источника получения данных.

Уменьшение субъективности:

  • несколько наблюдателей
  • стандартизация наблюдения
  • использование технических средств
  • специальная подготовка наблюдателей.

Виды:

Включенное – предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает полноправным членом группы (Н.Андерсон изучал жизнь бродяг.  У.Уайт – эмигрантов, В.Б.Ольшанский – молодых рабочих)

Невключенное – регистрация соц-псих явлений со стороны без взаимодействия с изучаемым человеком или группой

  1. Опрос:
  • заочный (письменное анкетирование)
  • очный (интервью
  • стандартизованный
  • нестандартизованный

Все опросники работают с представлениями испытуемых о чем-то. Здесь важно соблюдать требования к вопросам: корректность, однозначность, отсутствие отрицательных форм. Правила: участник д.б. мотивирован, вводная часть опросника и «интрига» развития проблемы.

  1. Эксперимент: НП (независимая переменная), и контроль за ней, изменения зависимой переменной. Наличие контрольной и экспериментальной группы.

Типы: лабораторный и естественный.

Цели естественного: констатация, фиксация наличной ситуации. Особенности: контролируемый, можно повторить

Цели лабораторного: подробное описание феномена. Особенности: можно только фиксировать, а потом интерпретировать.

  1. Анализ документов (контентанализ) — реконструкция особенностей человека по продуктам его деятельности (рукописи, публикации, фото-, кино-, аудио-, видеодокументы). Используется при анализе исторических документов, и при проверке эффективности документа, если он должен воздействовать (mass media). В основе – процессы понимания текста и интерпретации содержащейся в нем информации, перевод тестовой информации в количественную и последующая мат-стат обработка.
  2. Метод социометрии – опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия или неучастия в определенном виде совместной деятельности. Результаты отражают структуру психологических отношений в группе. Выявление предпочтений, лидеров, уровня сплоченности, формальной и неформальной структуры группы.
  3. Метод групповой оценки личности – способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Оцениваются качества человека по предлагаемому перечню
  4. Тесты применяются для диагностики разных групп, межличностного взаимодействия, социально-психологических свойств личности (стиля лидерства, социального интеллекта и пр.)
  5. Шкалы измерения социальных установок позволяют количественно измерять направленность и готовность личности к определенному поведению по отношению к различным социальным категориям (политике, социальным группам, работе и т.д.)

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское