Статьи | Разное

Предмет, задачи и функции психодиагностики

Психодиагностика - это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.

Основные задачи:

- определение различий между индивидами или реакциями одного  индивида в разных условиях.

-  выступает как инструмент формирования изменений человека.

Ведущие функции диагностического процесса включают:

   а) установление обратной связи;

   б) оценку результативности;

   в) воспитательно-побуждающее воздействие;

   г) коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией;

   д) конструирование (на основе диагноза можно проектировать личность учащихся);

   и) прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста, профессиональной направленности личности.

Проведение диагностического обследования предполагает наличие:

-    цели

-    объекта

-    предмета исследования,

-   учета возможных ограничений.

Существует несколько типов ограничений:

1) по ресурсам (времени, диагностическим материалам, профкомпетентности и т.п.);

2) по точности

3) принципиальные (например, ряд переменных являются дополнительными и не могут быть одновременно измерены со сколь угодной точностью).

В процессе проведения психодиагностического исследования диагност может совершить значительные ошибки, влияющие на процесс диагностики.

 К типичным ошибкам начинающих психодиагностов могут быть отнесены:

- поиски идеальной методики,  в данном случае пытаются найти методику, которая идеально подходила бы для решения любой диагностической задачи;

- коллекционирование методик, при этом собирается максимально возможный набор методик без учета того, что они должны оптимально соответствовать решаемой задаче и составлять целостную систему.

На самом деле цель заключается в том, как проще, точнее определить необходимый показатель с учетом возможных ограничений.

Существует несколько типичных исследовательских методов, позволяющих разрешать диагностические задачи.

Основные методы исследования и диагностики

Одним из  наиболее доступных и широко применяемых в педагогической практике методов является наблюдение.

  1. Наблюдение - это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

 К достоинствам наблюдения следует отнести:

-  естественность

-  независимость от умения испытуемых оценивать свои действия

- возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий.

 Недостатками являются:

- пассивность

- наличие элементов субъективизма

- недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики (переживания, мысли, мотивы).

Применение метода не всегда возможно.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются:

-  получение сведений о психическом явлении в "чистом" виде;

- сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;

- оценка фактов, полученных с помощью других методов, например, анкетирования;

-  проверка рекомендаций.

Другим эффективным методом исследования является эксперимент.

  1. Эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт.

Достоинствами эксперимента являются:

- активная позиция наблюдателя

- возможность повторения

- строго контролируемые условия проведения.

К недостаткам следует отнести:

- искусственность условий

- значительные затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают:

- естественными, которые характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания, при этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен.

- лабораторный эксперимент, отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды

- формирующий эксперимент, предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Широко распространен в педагогической практике опрос.

  1. Опрос- это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого.

Различают следующие виды опроса:

анкетирование

интервью

беседа.

В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов).

Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме.

Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

  1. Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности.

В педагогической практике в качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться

сочинения,

дневники, альбомы по рисованию,

журналы и т.п.

Для реализации указанного метода исследования определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, пропуски занятий и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности испытуемого.

  1. Моделирование - это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления.

Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа.

Например, мы можем моделировать процесс взаимодействия в учебной группе или педколлективе на ЭВМ,

  1. Тестирование. Основная  характеристика тестирования заключается в том, что ставиться акцент на измерение (числовое представление) некоторой психологической переменной.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское