Психодиагностика - это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.
Основные задачи:
- определение различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.
- выступает как инструмент формирования изменений человека.
Ведущие функции диагностического процесса включают:
а) установление обратной связи;
б) оценку результативности;
в) воспитательно-побуждающее воздействие;
г) коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией;
д) конструирование (на основе диагноза можно проектировать личность учащихся);
и) прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста, профессиональной направленности личности.
Проведение диагностического обследования предполагает наличие:
- цели
- объекта
- предмета исследования,
- учета возможных ограничений.
Существует несколько типов ограничений:
1) по ресурсам (времени, диагностическим материалам, профкомпетентности и т.п.);
2) по точности
3) принципиальные (например, ряд переменных являются дополнительными и не могут быть одновременно измерены со сколь угодной точностью).
В процессе проведения психодиагностического исследования диагност может совершить значительные ошибки, влияющие на процесс диагностики.
К типичным ошибкам начинающих психодиагностов могут быть отнесены:
- поиски идеальной методики, в данном случае пытаются найти методику, которая идеально подходила бы для решения любой диагностической задачи;
- коллекционирование методик, при этом собирается максимально возможный набор методик без учета того, что они должны оптимально соответствовать решаемой задаче и составлять целостную систему.
На самом деле цель заключается в том, как проще, точнее определить необходимый показатель с учетом возможных ограничений.
Существует несколько типичных исследовательских методов, позволяющих разрешать диагностические задачи.
Основные методы исследования и диагностики
Одним из наиболее доступных и широко применяемых в педагогической практике методов является наблюдение.
- Наблюдение - это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
К достоинствам наблюдения следует отнести:
- естественность
- независимость от умения испытуемых оценивать свои действия
- возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий.
Недостатками являются:
- пассивность
- наличие элементов субъективизма
- недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики (переживания, мысли, мотивы).
Применение метода не всегда возможно.
Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются:
- получение сведений о психическом явлении в "чистом" виде;
- сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;
- оценка фактов, полученных с помощью других методов, например, анкетирования;
- проверка рекомендаций.
Другим эффективным методом исследования является эксперимент.
- Эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт.
Достоинствами эксперимента являются:
- активная позиция наблюдателя
- возможность повторения
- строго контролируемые условия проведения.
К недостаткам следует отнести:
- искусственность условий
- значительные затраты для контроля значимых факторов.
Эксперименты бывают:
- естественными, которые характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания, при этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен.
- лабораторный эксперимент, отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды
- формирующий эксперимент, предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.
Широко распространен в педагогической практике опрос.
- Опрос- это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого.
Различают следующие виды опроса:
анкетирование
интервью
беседа.
В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов).
Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме.
Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
- Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности.
В педагогической практике в качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться
сочинения,
дневники, альбомы по рисованию,
журналы и т.п.
Для реализации указанного метода исследования определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, пропуски занятий и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности испытуемого.
- Моделирование - это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления.
Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа.
Например, мы можем моделировать процесс взаимодействия в учебной группе или педколлективе на ЭВМ,
- Тестирование. Основная характеристика тестирования заключается в том, что ставиться акцент на измерение (числовое представление) некоторой психологической переменной.