Классификация групп. Основные характеристики группы
Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается включен в систему норм, взглядов представлений различных групп. Поэтому важно изучать группы, их особенности, их разновидности, характер их влияния на сознание личности и т.д.
Понятие «группы»
Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Классификация групп
Условные (произвольные объединения людей по к-л. признаку не объект исследования социальной психологии)
Реальные Лабораторные
Естественные
- Большие
Стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия)
Устойчивые (этнические, профессиональные, возрастные)
- Малые (групповые отношения заданы межличностными)
Становящиеся
Развитые
Формальные (их структура задана извне)
Неформальные (рез-т внутр. активности)
Характеристики группы
Группа рассматривается как субъект деятельности. Через деятельность группа включена в систему общественных отношений.
Композиция группы – ее состав. Может быть описан по различным показателям: возраст, профессия, социальные характеристики членов и т.д. Главный показатель – тип деятельности, с которым связана группа (школьный класс, спортивная команда, производственная бригада)
Структура группы описывается по формальным признакам: структура коммуникаций (см. рис.), структура предпочтений, структура «власти». Но наиболее эффективно рассматривать структуру группы с позиции совместной деятельности, что включает анализ функций каждого члена группы. С другой стороны важно рассматривать эмоциональную структуру группы, структуру межличностных отношений и ее связь с функциональной структурой групповой деятельности – то есть отношение неформальных и формальных отношений.
Описание групповых процессов обязательно должно происходить в контексте развития группы.
Статус (позиция) члена группы - место индивида в системе групповой жизни. Статус – то, насколько индивид пользуется привязанностью членов группы и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений. Для определения статуса используется метод социометрии. Примеры: статус матери, отца, младшего сына, лидера
Роль – динамический аспект статуса, характеризуется через перечень функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. При сохранении статуса набор соответствующих функций может сильно изменяться в различных однотипных группах, а главное – в ходе развития самой группы. Например, отец семейства дома – глава семьи, кормилец, на работе – роль подчиненного, не имеющего авторитета у коллег.
Система групповых ожиданий – всякий член группы не просто выполняет функции, но и оценивается, воспринимается другими членами группы. От любой позиции, от любой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только их простой перечень, но и качество выполнения этих функций. Через систему ожиданий группа контролирует деятельность членов.
Групповые нормы служат длля определения системы групповых ожиданий. Это установления, модели, эталоны должного поведения, с точки зрения группы. Это правила, которые выработаны группой и которым должны подчиняться члены группы, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы вырабатываются на основании формирования определенного отношения к социальным явлениям, что зависит от места данной группы в системе общественных отношений, ее опыта и организации ее деятельности.
Групповые санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции: поощрительные, позитивные и запретительные, негативные. Служат для обеспечения соблюдения норм.