Наиболее традиционная и разработанная тема в социальной психологии. Отражает проблему взаимоотношения личности и общества, личности и среды ее формирования.
Малая группа – немногочисленная группа людей (3-15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, что способствует возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.
Отличительные признаки малой группы – пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность контактов. Только в случае восприятия членами группы индивидуальности других членов позволяет говорить о малой группе.
Малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь ''контакты'' есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей), но контакты, которые опосредованы совместной деятельностью.
Малая группа представляет единицу совместной деятельности – семья, бригада рабочих.
История исследования малой группы.
I этап - 20-е гг ХХ в. – исследование вопроса, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других.
Эксперименты показали, что значение имеет не сам факт взаимодействия, а одновременное действие рядом других людей. Открытие эффекта социальной фацилитации: присутствие других облегчает действия человека, способствуют им: возрастает скорость работы, но ухудшается качество действий индивида. Возникает эффект возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности оказывает влияние сам вид, «звучание» других людей, работающих рядом над той же задачей.
Наблюдался и другой эффект – социальной ингибиции – сдерживание, торможение действий индивида под влиянием присутствия других.
Открытие этих двух эффектов – главный итог I этапа изучения малых групп.
II этап – исследования характеристик групп: структуры, типов взаимодействия индивидов в группе, усовершенствование методов исследования.
Причины интереса к малой группе.
- Усложнение общественной жизни: включенность человека в многочисленные образования по видам деятельности, характеру общественных связей
- Возрастание необходимости принятия межличностных, групповых решений на производстве, общественной жизни
- Возможность применять экспериментальные методы к исследованию малой группы – социальная психология подтверждает свое право на существование как экспериментальная дисциплина
Численность малой группы
Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера распадаются на более мелкие.
О ''нижнем'' пределе – 2 или 3 человека (диада и триада).
Диаду трудно рассматривать как подлинный субъект деятельности, т.к. в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совм. д-тью: в диаде неразрешим конфликт, возникший по поводу д-ти, он приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего создаёт новую позицию – наблюдателя, ''третий'' может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включён в конфликт.
''Верхний'' предел 7+2 – объём оперативной памяти, индивид может удерживать в поле своих контактов всех членов группы.
В практике – 10, 15, 20 человек.
В отечественной социальной психологии за ''верхний'' предел принимают реально существующий, данный размер исследуемой группы.
Типы малых групп
Первичные и вторичные. Было предложено амер. иссл-ем Ч. Кули. Первичные – признак – непосредственность контактов (семья, группа друзей, группа ближайших соседей); Вторичные – нет непосред-ных контактов, а для общения между членами используется различные ''посредники'', в виде средств связи, например.
Формальные и неформальные. Это деление было предложено амер, Э. Мэйо. В формальной группе строго распределены роли всех членов группы, действует система подчинения, так называемая ''структура власти''. Пример: любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной д-ти: рабочая бригада, шк. класс, спортивная команда.
Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, нет западной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура ''власти''. Неформальные группы могут создаваться внутри формальных.
Пример: в школьном классе возникают мелкие группировки, состоящие из близких друзей. И наоборот: в группе туристов, несмотря на её нефор-й х-р, возникает совм. д-ть, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные позиции и роли.
Группы членства и референтные группы. Эта клас-ция была введена в 1942г. амер. исс-ем Г. Хайменом.
Референтные группы – группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которой они принимают. Г.Келли выделил две ф-ции:
- Сравнительная. Реф. группа нужна индивиду для сравнивания своего поведения с ней;
- Нормативная. Реф. группа нужна индивиду для его нормативной оценки.
Группы членства – школьный класс, пионерский отряд. Реф. группы образуются внутри групп членства.
Большая группа
Большая группа
- стихийно возникшие, кратковременно существующие: толпа, публика, аудитория
- социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, долговременно существующая: социальные классы, этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы
Методы исследования:
- Этнография — анализ продуктов культуры
- Сравнительные межкультурные исследования
- Традиционные методы социологии, вкл. стат анализ.
Отличие от малой группы: есть специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции. Они определяют образ жизни группы. Свои интересы, ценности, потребности, специфический язык.
Особенности психологии этнических групп
Национальная принадлежность индивида определяет условия, в которых формируется личность. Усвоение личностью исторического опыта своего народа влияет на процесс социализации индивида.
2 стороны, выделяемые в психологии этнических общностей
- психический склад – этнический (национальный) характер, темперамент, традиции, обычаи)
- эмоциональная сфера – национальные чувства - изучается степень выраженности той или иной черты, специфика их проявления, рассматриваются типичные черты, которые проявляются наиболее отчетливо, когда выступают не отдельные люди, а группы.
Специфика национального характера проявляется в деятельности, поэтому психология изучает продукты культуры и языка, тем более, что передача нац.характера осуществляется в процесс социализации через усвоение языка.
Политика, социально-экономические события постоянно вносят изменения в национальный характер.
Особый раздел – изучение национального темперамента и способностей, правомерность которого спорна.
Существует точка зрения, что речь должна идти о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком привязывании типа к определенной этнической группе.
В изучении способностей с помощью тестов необходимо учитывать адаптированность тестов к специфическим условиям данной культуры (тест, свободный от влияния культуры Кэттелла)
На уровне обыденного сознания изучение национальной психологии сопряжено с явлением стереотипизации. Национальное самосознание формирует чувство Мы, осознание себя и своего отличия от представителей других этнических общностей. При этом образ других групп часто упрощается, складывается на основе межэтнических отношений, которые часто являются ограниченными. Возможно влияние отрицательных остановок из прошлого единичного опыта, распространение представлений о единичном представителе группы на всю группу.
Этноцентризм – рассмотрение явлений с позиции своей этнической группы, принимаемой за эталон.
Важно понимать относительность психологических различий между группами.
Стихийные группы и массовые движения
Стихийные группы – это формы массового поведения, кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но собравшиеся по определенному поводу и демонстрирующие какие-либо совместные действия. Группа может быть организована, но часто возникает стихийно, не обязательно четно осознает свои цели, но активна.
Толпа, публика, масса.
Общественное мнение – фактор формирования стихийной группы, выразитель массового сознания общества. Возникает по поводу отдельных событий, весьма мобильно, может изменять под воздействием кратковременных обстоятельств.
Толпа образуется по поводу к-л события. Может быстро разойтись или задержаться надолго. Если найдется человек, который может ее возглавить, в толпе могут возникать элементы ее организованности. Возбуждение толпы может привести к целенаправленным действиям (движение к к-л учреждению). Часто свойственна агрессивность и нестабильность.
Масса – более стабильная большая группа с нечеткими границами (манифестации митинги). Организаторы играют большую роль, часто выдвигаются заранее как лидеры организованных групп, которые приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. Но разнородность интересов отдельных членов приводит к неустойчивости группы.
Публика – кратковременное собрание людей для какого-либо мероприятия (зрелища). В замкнутом помещении – аудитория. Публика более управляема, так как люди собираются для определенной и общей деятельности. В большей степени соблюдаются нормы, но законы массы действительны, инцидент может привести к панике и неуправляемости публики.
Коммуникационный процесс в больших группах
Общественное мнение дополняется информацией, полученных из разных источников: официальных СМИ (часто ошибочно интерпретируемых), слухов, сплетен. Общественное мнение начинает играть роль побудителя к действиям, группового стимула деятельности, при этом утрачивается собственная интерпретация информации.
Способы воздействия в стихийных группах: заражение, внушение, подражание.
Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниями. (религиозные экстазы, массовые психозы, паника, спортивный азарт) Феномен заражения возникает в случаях:
- стихийных бедствий, проявляется в неорганизованном или антисоциальном поведении;
- организованного поведения: митинги, производственные массовые мероприятия, спасательные работы.
Проявляется через передачу эмоционального состояния, психического настроя. В массе людей действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, подчиняясь ему. Чаще это происходит в открытых аудиториях, в толпе.
Паника – следствие усиления эмоционального состояния при дефиците информации о пугающей или непонятной новости или избытка этой информации
Пример. Массовый психоз в Америке 1938 году после радиопостановки «Война миров» о вторжении марсиан.
Изучать панику очень сложно. Наблюдения, возможные после пика, выявили несколько циклов, важных для остановки паники. Если в толпе есть человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, паника прекращается.
Заражению способствует общность оценок и установок собравшихся. Изучен ряд механизмов, стимулирующих усиление общности (аплодисменты), способствуют доведению публики до определенного эмоционального состояния (экстаза), вызывающего заражение.
Чем выше уровень развития общества, уровень развития самосознания личностей, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически вовлекающим их в состояние заражения.
Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Процесс внушения имеет одностороннюю направленность (в отличие от заражения), носит вербальный характер.
Факторы, повышающие эффект внушения:
Возраст
Утомление, ослабленность
Доверие к источнику информации
Ослабление психологических защит с помощью специальных методов суггестии
Внушение имеет прикладное значение в пропаганде и рекламе, политических предвыборных кампаниях – метод психопрограммирования аудитории, сознательное смещение ракурса восприятия и акцентирование определенной стороны, сгущение красок, включение эмоциональных факторов.
Подражание – воспроизведение черт и образцов демонстрируемого в обществе поведение, а не простое восприятие и принятие поведения или психического состояния.
Подражание лежит в основе развития общества, возникновения норм и ценностей.
Виды: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай,
Законы подражания: от внутреннего к внешнему (духу религии подражают раньше, чем обрядам), низшие слои – высшим (провинция – центру, дворянство – королевскому двору, купечество – дворянам).