Личность
Проблема исследования личности очень сложна. Здесь исследователь сталкивается с множеством различных теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов.
Личность - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении1.
Черты личности
Черта - это описательная переменная, фиксирующая интегральную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции.
Совокупность черт составляет профиль личности.
По происхождению различают следующие классы черт: конституциональные, индивидные, личностные.
Конституциональные черты обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций. Они являются базовыми и наиболее универсальными, относятся к общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности и описываются в функциональных понятиях свойств темперамента.
Предпочтение той или другой системы черт основывается на базе нейрофизиологических теорий (например, типов высшей нервной деятельности (ВИД) или взаимоотношений между различными функциональными отделами центральной нервной системы (ЦНС).
Индивидные черты обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально-нормативных ситуациях. Они относятся к более узкому классу черт, предопределенных социальной и предметно-профессиональной средой развития индивида.
Поведенческие черты в значительной степени отражают содержание исторически сложившихся социально-ролевых предписаний к деятельности людей в стандартных классах ситуаций. В результате общественного разделения труда разным группам людей приходится решать различные задачи. Опыт решения этих задач и предопределяет стратегию поведения людей.
Личностные черты обусловлены внутренней "работой" личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личности.
Методики психодиагностики личности
Психодиагностика личности осуществляется с помощью различных личностных тестов.
Личностные тесты - методики для измерения эмоциональных, мотивационньгх, межличностных свойств индивида, а также характеристик мнений, установок, интересов и ценностей.
Существуют следующие виды личностных тестов:
- личностные опросники (класс методов - стандартизированные самоотчеты);
- опросники интересов, мнений, установок и ценностей (класс методов - стандартизированные самоотчеты);
- проективные методики (класс методов - проективные техники);
- репертуарные решетки (класс методов - идеографические техники).
Число имеющихся личностных тестов приближается к нескольким сотням. Наиболее многочисленными являются личностные опросники и проективные методики.
Личностные опросники - совокупность методических средств для изучения и оценки различных свойств и проявлений личности.
Личностные опросники предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит направленность и частота ответов на пункты опросника.
Наряду с одномерными личностными опросниками, диагностирующими какую-либо одну характеристику, существуют многомерные опросники, дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности.
Личностные опросники применяются в прикладных и исследовательских целях, как в индивидуальных, так и в групповых обследованиях.
Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал. Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графиков.
Достоинства и недостатки личностных опросников
Достоинства |
Недостатки |
Простота применения |
Зависимость проявления черты от определенных условий |
Легкость обработки |
Изменчивость ответов при повторном тестировании |
Наглядность представления результатов |
Существование риска субъективных искажений, возможности фальсификации ответов Влияние факторов, имеющих установочную природу Влияние различий в понимании вопросов обследуемыми |
Личностные опросники применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и в научно-исследовательских целях. Они являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа личности позволяют (при использовании адекватных формул) определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например успешность в профессиональной деятельности, склонность к несчастным случаям и т. д.
Главная задача психодиагноста при применении личностных опросников - перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной.
Результаты диагностики могут описываться минимум для трех категорий потребителей:
а) профессионалов;
б) административно-управленческого персонала;
в) консультируемого (клиента).
Основные личностные опросники
Название |
Аннотация |
Психодиагностика конституциональных диспозиций |
|
Тест-опросник Стреляу |
Существующие формы (модификации) – нет |
Тест-опросник Айзенка |
Существующие формы (модификации) - А, В (адаптированные) и С |
Психодиагностика социально обусловленных диспозиций (характер) |
|
Тест-опросник Кеттелла (16PF) |
Существующие формы (модификации) - А, В (предназначены для более детального изучения личности, для лиц с более высоким уровнем образования и культуры) и С |
MMPI |
Существующие формы (модификации ) - ММИЛ (модификация Ф. Б. Березина), СМИЛ (модификация Л. Н. Собчик) |
Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко (ПДО) |
Существующие формы (модификации) – нет |
Опросник акцентуированных черт личности Шмишека (ОАЧЛ) |
Существующие формы (модификации) - нет |
Психодиагностический тест Л. Т. Ямпольского (ПДТ) |
Существующие формы (модификации) - нет |
Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности |
|
Семантический дифференциал Осгуда |
Теоретическое основание - ситуационная актуализация личностных конструктов, учет оценочного компонента |
|
Суть методики: исследуемый объект (стимул), в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными прилагательными). Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный континиум градаций выраженности значений, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака |
Техника репертуарных решеток Келли |
Теоретическое основание - изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый - черный и т. д.) Конструкт - это "личностное образование", это истолкование, которое накладывается на реальность. Информативны прежде всего сами названия этих конструктов и их смысл |
Диагностика черт личности, будучи универсальным инструментом для психолога, на практике требует выработки и применения продуманной стратегии, адаптивной (адресной) интерпретации.