Статьи | Разное

Психодиагностика самосознания

Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям1; относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе2.

Самосознание - это процесс осознания своего "Я" во многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Оно помогает человеку сохранять себя и свое "Я", а также регулирует всю сложную систему внутреннего психического мира человека.

Самосознание включает три главных компонента:

  1. самопознание. Этот процесс начинается с познания себя через сравнение с другими. Другой, более высокий уровень самопознания - сравнение по типу"Я и Я";
  2. самооценка - определенное эмоционально-ценностное отношение к себе;
  3. самовоспитание - процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности.

Самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, "Я-образом" или "Я-концепцией".

Различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения "чистого Я" (познающего) и "эмпирического Я" (познаваемого).

Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта:

  1. знания о себе, т. е. содержательную часть представлений человека о себе, его "Я-концепция";
  2. самоотношение, т. е. эмоционально-оценочную реакцию на знание о себе.

Уровневое строение самосознания

Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. Так, подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом была предложена Э. Эриксоном в 1967 году. Краткое ее содержание представлено в табл. 15. Концепция уровневого строения самосознания, которое определяется активностью человека была сформулирована В. В. Сталиным в 1985 году.

Уровневая концепция самосознания Э. Эриксона


Исходя из вышесказанного, диагностике подвергаются и знания о себе, выраженные в "Я-концепции", и самоотношении. Самоотношение активно защищается личностью. В психологической литературе описаны такие механизмы защиты, как:

  • феномен компенсации,
  • модель поддержания самооценки,
  • тактика обесценивания и др.

Поддержание стабильного самоотношения обеспечивает возможность постоянной стратегии в отношении к самому себе, которая выражается и во внешней, социально-предметной деятельности, и во внутриличностной активности.

Таким образом, механизмы защиты самоотношения тоже являются объектом психодиагностики, как содержание "Я-концепции" и самоотношение.

Представления о себе многоплановы, они могут относиться к разным сферам проявления человека. Выделяют различные формы представлений о себе:

  1. по сферам проявления (социальное, духовное, физическое, интимное, публичное "Я" и т. д.);
  2. как реальность и идеал;
  3. во временном континууме или по иному существенному признаку.

Кроме того, эти представления по-разному связаны с самоотношением.

Все перечисленные аспекты самосознания должны отражаться в психодиагностических методиках.

Методики психодиагностики самосознания

В области диагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик. Наиболее популярные из них самоотчеты, идеографические и проективные техники.

К стандартизованным самоотчетам относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из утверждений, касающихся:

  1. отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;
  2. чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта;
  3. поведенческих проявлений;
  4. взаимоотношений с другими людьми.

Способ ответа широко варьируется от двух- до семи альтернативного выбора, с вербальным или невербальным согласием.

Нестандартизованные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в которых так или иначе проявляется "Я-концепция". Для обработки совокупности текстов применяют процедуру контент-анализа.

Идеографические техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с "нормой", а относительно других характеристик того же субъекта. Эти методики применяются для диагностики "Я -концепции".

Использование проективных техник в исследованиях самоотношения и "Я-концепции" вызвано необходимостью редукции влияния стратегий самопрезентации и основано не на психоаналитическом толковании проекции, а на пристрастности нашего отражения действительности.

Проективные показатели используются для анализа трех аспектов самоотношения, ускользающих при анализе прямого самоотчета:

  1. бессознательных компонентов самоотношения (внутриличностных защит);
  2. "незамеченного, непреднамеренного самоотношения", которое человек затрудняется адекватно вербализовать;
  3. "нежелательной самооценки", т. е. самооценки, которая противоречит социально приемлемым образцам личности.

Достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания

Класс методик

Достоинства

Недостатки

Стандартизован-

ные самоотчеты

Обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход

Апеллируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий "самопрезентации", кроме того, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений

Нестандартизован-ные самоотчеты

Снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобранных утверждений

Более трудоемки и трудны для количественной обработки и более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемых

Идеографичес-

кие методики

Пространство самоописания на языке испытуемого

Проблема дифференцированной системы диагностики заключений и их обоснованности

Проективные методики

Устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации

Отсутствие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения; необходимость доказательства, что проективная продукция относится к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам; теоретическая проблема разработки обоснованной системы категорий кодирования проективного содержания

Методики психодиагностики самосознания

Методики

Аннотация

Стандартизованные самоотчеты

Шкала "Я-концепции" Теннеси

Существующие формы (модификации) - консультативная (упрощенная) и клиническая формы опросника, предназначенные для подростков старше 11 лет и взрослых
Шкалы: по строкам -
1)самокритичность
2)самоудовлетворенность
3)поведение
по столбцам -
1)"физическое Я"
2)"моральное Я"
3)"личностное Я"
4)"семейное Я"
5)"социальное Я"
Выявление глобального самоотношения и специфических форм самоотношения к себе, своему телу, себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т. д. 
Процедура обработки:
1)расчет показателей для строк и столбцов (дает 8 индексов теста)
2)графическое отображение полученных результатов
3)дополнительно вычисляются 2 индекса - вариабельности как меры согласованности восприятия себя в различных областях, распределения как меры расположения субъектом своих ответов по пятишаговой шкале
Количество вопросов (заданий) - содержит 90 пунктов на анализ "Я-концепции" и 10 пунктов шкалы лжи

Нестандартизованные самоотчеты

Тест двадцати утверждений на самоотношение

Существующие формы (модификации) - нет
Теоретическое основание - теоретическое представление о личностном "Я" как об интериоризации индивидуальной позиции в социальной системе. Различия в идентификации личностного "Я" эквивалентны различиям в том, как человек связывает свою судьбу с рядом возможных референтных групп. Так как "Я-концепция" так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании, появляется возможность применить к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа
Шкалы - объективные и субъективные (индивидуальный локализационный балл) социальные роли. Выявляется личностная самоидентичность и богатство оттенков самоописания 
Процедура обработки - контент-анализ из по ряду категорий:
1)социальным группам (полу, возрасту, национальности, религии, профессии)
2)идеологическим убеждениям (философским, религиозным, политическим и моральным высказываниям)
3)интересам и увлечениям
4)стремлениям и целям
5)самооценке
Количество вопросов (заданий) - в течение 12 минут даются 20 ответов на вопрос "Кто я такой?" и проводится контент-анализ

Идеографические техники

Техники репертуарных решеток Дж. Келли

Теоретическое основание - предложенный Дж. Келли метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый-черный и т. д.). Конструкт - это "личностное образование", истолкование, которое накладывается на реальность. Информативны прежде всего сами "названия" этих конструктов и их смысл 
Шкалы и количество вопросов (заданий) - в зависимости от целей обследования (исследования) 
Процедура обработки:
1)выявление объектов и конструктов
2)оценивание указанных объектов по соответствующим конструктам и составление матрицы оценок

 

3) обработка матрицы оценок с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен. Особое внимание следует обратить на то, что цель - не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, не похожих на групповые конструктов

Проективные методики

Методика рисования человека К. Маховера

1) Теоретическое основание - графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение (пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования). Достаточного теоретического и эмпирического обоснования нет 
Процедура обработки:
1)анализ разнообразных деталей рисунка, прежде всего особенности изображения частей тела
2)формальный анализ рисунка (размер фигуры, ее местонахождение на листе бумаги, степень законченности рисунка и т. п.)

Символические задания на выявление "социального Я" (разработаны Б. Лонгом, Р. Зиллером и Р. Хендерсоном)

Теоретическое основание - различные психологические теории, в том числе строение "Я-концепции". В основе построения методик лежит предположение о том, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими "Я" и значимых других, может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиция левее других - как переживаемая "сила" "Я", внутри фигуры, составленной из кружков "других", как включенность и зависимость, вне - как независимость "Я"
Шкалы - символические задания соответствуют 7 различным аспектам "Я-концепции": самооценке, силе, индивидуации, социальной заинтересованности, идентификации, эгоцентричности, сложности. Производится измерение самоотношения и самоидентичности 
Процедура обработки:
1)измеряется физическая дистанция на листе бумаги между кружками
2)в соответствии с выделенными критериями осуществляется интерпретация полученных данных

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское