Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям1; относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе2.
Самосознание - это процесс осознания своего "Я" во многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Оно помогает человеку сохранять себя и свое "Я", а также регулирует всю сложную систему внутреннего психического мира человека.
Самосознание включает три главных компонента:
- самопознание. Этот процесс начинается с познания себя через сравнение с другими. Другой, более высокий уровень самопознания - сравнение по типу"Я и Я";
- самооценка - определенное эмоционально-ценностное отношение к себе;
- самовоспитание - процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности.
Самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, "Я-образом" или "Я-концепцией".
Различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения "чистого Я" (познающего) и "эмпирического Я" (познаваемого).
Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта:
- знания о себе, т. е. содержательную часть представлений человека о себе, его "Я-концепция";
- самоотношение, т. е. эмоционально-оценочную реакцию на знание о себе.
Уровневое строение самосознания
Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. Так, подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом была предложена Э. Эриксоном в 1967 году. Краткое ее содержание представлено в табл. 15. Концепция уровневого строения самосознания, которое определяется активностью человека была сформулирована В. В. Сталиным в 1985 году.
Уровневая концепция самосознания Э. Эриксона
Исходя из вышесказанного, диагностике подвергаются и знания о себе, выраженные в "Я-концепции", и самоотношении. Самоотношение активно защищается личностью. В психологической литературе описаны такие механизмы защиты, как:
- феномен компенсации,
- модель поддержания самооценки,
- тактика обесценивания и др.
Поддержание стабильного самоотношения обеспечивает возможность постоянной стратегии в отношении к самому себе, которая выражается и во внешней, социально-предметной деятельности, и во внутриличностной активности.
Таким образом, механизмы защиты самоотношения тоже являются объектом психодиагностики, как содержание "Я-концепции" и самоотношение.
Представления о себе многоплановы, они могут относиться к разным сферам проявления человека. Выделяют различные формы представлений о себе:
- по сферам проявления (социальное, духовное, физическое, интимное, публичное "Я" и т. д.);
- как реальность и идеал;
- во временном континууме или по иному существенному признаку.
Кроме того, эти представления по-разному связаны с самоотношением.
Все перечисленные аспекты самосознания должны отражаться в психодиагностических методиках.
Методики психодиагностики самосознания
В области диагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик. Наиболее популярные из них самоотчеты, идеографические и проективные техники.
К стандартизованным самоотчетам относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из утверждений, касающихся:
- отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;
- чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта;
- поведенческих проявлений;
- взаимоотношений с другими людьми.
Способ ответа широко варьируется от двух- до семи альтернативного выбора, с вербальным или невербальным согласием.
Нестандартизованные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в которых так или иначе проявляется "Я-концепция". Для обработки совокупности текстов применяют процедуру контент-анализа.
Идеографические техники основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с "нормой", а относительно других характеристик того же субъекта. Эти методики применяются для диагностики "Я -концепции".
Использование проективных техник в исследованиях самоотношения и "Я-концепции" вызвано необходимостью редукции влияния стратегий самопрезентации и основано не на психоаналитическом толковании проекции, а на пристрастности нашего отражения действительности.
Проективные показатели используются для анализа трех аспектов самоотношения, ускользающих при анализе прямого самоотчета:
- бессознательных компонентов самоотношения (внутриличностных защит);
- "незамеченного, непреднамеренного самоотношения", которое человек затрудняется адекватно вербализовать;
- "нежелательной самооценки", т. е. самооценки, которая противоречит социально приемлемым образцам личности.
Достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания
Класс методик |
Достоинства |
Недостатки |
Стандартизован- ные самоотчеты |
Обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход |
Апеллируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий "самопрезентации", кроме того, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений |
Нестандартизован-ные самоотчеты |
Снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобранных утверждений |
Более трудоемки и трудны для количественной обработки и более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемых |
Идеографичес- кие методики |
Пространство самоописания на языке испытуемого |
Проблема дифференцированной системы диагностики заключений и их обоснованности |
Проективные методики |
Устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации |
Отсутствие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения; необходимость доказательства, что проективная продукция относится к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам; теоретическая проблема разработки обоснованной системы категорий кодирования проективного содержания |
Методики психодиагностики самосознания
Методики |
Аннотация |
Стандартизованные самоотчеты |
|
Шкала "Я-концепции" Теннеси |
Существующие формы (модификации) - консультативная (упрощенная) и клиническая формы опросника, предназначенные для подростков старше 11 лет и взрослых |
Нестандартизованные самоотчеты |
|
Тест двадцати утверждений на самоотношение |
Существующие формы (модификации) - нет |
Идеографические техники |
|
Техники репертуарных решеток Дж. Келли |
Теоретическое основание - предложенный Дж. Келли метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый-черный и т. д.). Конструкт - это "личностное образование", истолкование, которое накладывается на реальность. Информативны прежде всего сами "названия" этих конструктов и их смысл |
|
3) обработка матрицы оценок с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен. Особое внимание следует обратить на то, что цель - не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, не похожих на групповые конструктов |
Проективные методики |
|
Методика рисования человека К. Маховера |
1) Теоретическое основание - графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение (пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования). Достаточного теоретического и эмпирического обоснования нет |
Символические задания на выявление "социального Я" (разработаны Б. Лонгом, Р. Зиллером и Р. Хендерсоном) |
Теоретическое основание - различные психологические теории, в том числе строение "Я-концепции". В основе построения методик лежит предположение о том, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими "Я" и значимых других, может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиция левее других - как переживаемая "сила" "Я", внутри фигуры, составленной из кружков "других", как включенность и зависимость, вне - как независимость "Я" |