Статьи | Разное

Психология в средней общеобразовательной школе

Урок – основная форма организации обучения психологии в школе и основная структурная единица учебного процесса в школе. Типология и структура, качественное своеобразие урока определяются его целями и содержанием, методами, особенностями учителя и учащихся.

Существуют разные подходы к классификации уроков:

  1. Согласно классификации по ведущему методу выделяют: урок-диспут и урок- лекция, урок-беседа.
  2. Вторая классификация выделяется по содержанию учебного материала: уроки математики, урок русского языка, урок общей психологии и т.д.
  1. На основе структуры процесса обучения (С.В. Иванов) выделяют: вводный урок; урок первичного ознакомления с материалом; усвоения новых знаний.
  2. К предыдущей классификации была близка типология уроков по основной дидактической цели. Это наиболее употребляемая в настоящее время классификация уроков (М.И. Махмутов). В ней выделяются комбинированные или смешанные уроки; уроки по ознакомлению с новым материалом; уроки закрепления знаний: уроки обобщения; контрольные уроки.

Уроки имеют самое разнообразное построение, их нельзя строить шаблонно, по единой установленной схеме. Но, несмотря на гибкость каждого урока, возможно выделить в уроке следующие основные элементы (Ю.Б. Зотов, Г.Д. Кириллова):

  • Формулировка темы занятия;
  • Цели и их мотивирование;
  • Проверка домашнего задания;
  • Изложение нового;
  • Закрепление новых знаний путем тренировочных упражнений;
  • Повторение изученного в виде беседы;
  • Проверка и оценка знаний;
  • Подведение итогов;
  • Домашнее задание;
  1. Два организационных момента: в начале и в конце.

Сочетание этих элементов называется структурой. Структура зависит от умений учителя.

Технология подготовки уроков

Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Можно выделить четыре основные характеристики урока: группа учащихся одного возраста; состав группы постоянный; занятия проводятся по строгому расписанию; программа обучения единая для всех.

Общие требования к уроку можно разделить на три группы.

Дидактические требования (В.А. Онищук):

  • Четкое определение задач урока, а также места конкретного урока в общей системе уроков. Цель не только определяется учителем, но и сообщается учащимся.
  • Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебных программ и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся.
  • Выбор наиболее рациональных методов.
  • Реализация на уроке принципов и условий успешного обучения.

Воспитательные требования к уроку:

  • Постановка воспитательных задач урока, которые определяются особенностями класса и возможностями учебного материала.
  • Формирование мировоззрения через выделение в учебном материале достоверных научных идей; обеспечение связи обучения с жизнью.
  • Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов.
  • Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
  • Соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

  • Наличие продуманного плана проведения урока.
  • Организационная четкость проведения урока.
  • Создание гигиенических условий.
  • Использование различных средств обучения.

Повышению эффективности урока всегда придавалось особое значение Ю.К. Бабанским, В.А. Онищук определены основные направления повышения эффективности урока:

  • Нацеленность урока на конечный результат.
  • Повышение роли урока в воспитании учащихся.
  • Совершенствование методов обучения.
  • Выделение на уроке главного и обеспечение его усвоения.
  • Оптимизация домашнего задания.
  • Совершенствование контроля и оценки знаний учащихся.
  • Повторение материала на уроке.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское