Урок – основная форма организации обучения психологии в школе и основная структурная единица учебного процесса в школе. Типология и структура, качественное своеобразие урока определяются его целями и содержанием, методами, особенностями учителя и учащихся.
Существуют разные подходы к классификации уроков:
- Согласно классификации по ведущему методу выделяют: урок-диспут и урок- лекция, урок-беседа.
- Вторая классификация выделяется по содержанию учебного материала: уроки математики, урок русского языка, урок общей психологии и т.д.
- На основе структуры процесса обучения (С.В. Иванов) выделяют: вводный урок; урок первичного ознакомления с материалом; усвоения новых знаний.
- К предыдущей классификации была близка типология уроков по основной дидактической цели. Это наиболее употребляемая в настоящее время классификация уроков (М.И. Махмутов). В ней выделяются комбинированные или смешанные уроки; уроки по ознакомлению с новым материалом; уроки закрепления знаний: уроки обобщения; контрольные уроки.
Уроки имеют самое разнообразное построение, их нельзя строить шаблонно, по единой установленной схеме. Но, несмотря на гибкость каждого урока, возможно выделить в уроке следующие основные элементы (Ю.Б. Зотов, Г.Д. Кириллова):
- Формулировка темы занятия;
- Цели и их мотивирование;
- Проверка домашнего задания;
- Изложение нового;
- Закрепление новых знаний путем тренировочных упражнений;
- Повторение изученного в виде беседы;
- Проверка и оценка знаний;
- Подведение итогов;
- Домашнее задание;
- Два организационных момента: в начале и в конце.
Сочетание этих элементов называется структурой. Структура зависит от умений учителя.
Технология подготовки уроков
Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Можно выделить четыре основные характеристики урока: группа учащихся одного возраста; состав группы постоянный; занятия проводятся по строгому расписанию; программа обучения единая для всех.
Общие требования к уроку можно разделить на три группы.
Дидактические требования (В.А. Онищук):
- Четкое определение задач урока, а также места конкретного урока в общей системе уроков. Цель не только определяется учителем, но и сообщается учащимся.
- Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебных программ и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся.
- Выбор наиболее рациональных методов.
- Реализация на уроке принципов и условий успешного обучения.
Воспитательные требования к уроку:
- Постановка воспитательных задач урока, которые определяются особенностями класса и возможностями учебного материала.
- Формирование мировоззрения через выделение в учебном материале достоверных научных идей; обеспечение связи обучения с жизнью.
- Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов.
- Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
- Соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку:
- Наличие продуманного плана проведения урока.
- Организационная четкость проведения урока.
- Создание гигиенических условий.
- Использование различных средств обучения.
Повышению эффективности урока всегда придавалось особое значение Ю.К. Бабанским, В.А. Онищук определены основные направления повышения эффективности урока:
- Нацеленность урока на конечный результат.
- Повышение роли урока в воспитании учащихся.
- Совершенствование методов обучения.
- Выделение на уроке главного и обеспечение его усвоения.
- Оптимизация домашнего задания.
- Совершенствование контроля и оценки знаний учащихся.
- Повторение материала на уроке.