Статьи | Разное

Психологическая диагностика способностей

Способности

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Основные черты способностей

Основные черты способностей отличают одного человека от другого; имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Между способностями, знаниями и умениями существует своеобразная диалектическая связь: для овладения последними необходимы соответствующие способности, а само формирование способностей предполагает освоение связанных с соответствующей деятельностью знаний и умений. Что касается природных, врожденных факторов, то они рассматриваются как анатомо-физиологические задатки (свойства нервной системы), лежащие в основе формирования способностей, сами же способности - всегда результат развития в конкретной деятельности.

Принято выделять общие и специальные способности.

Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности, т. е. предполагают общее интеллектуальное развитие человека.

Люди отличаются друг от друга различной способностью отражать окружающую среду, оперировать полученной информацией, видеть в ней и вскрывать связи и отношения между предметами и явлениями, предвидеть последствия своих действий, запоминать события и т. п. Эти и другие способности, связанные с познанием мира, были объединены в психологии понятием "интеллект", которое является одним из центральных в психологическом тестировании. Разные авторы по-разному определяют этот конструкт. Так, Д. Векслер (1939) определяет его следующим образом: интеллект есть сложная общая способность индивида действовать целенаправленно, думать рационально и взаимодействовать эффективно с окружением. Д. П. Дас (1973) понимает интеллект как способность планировать и структурировать собственное поведение с перспективой на конечную цель. А. Анастази (1974) трактует интеллект как комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре.

Обобщая эти определения, можно признать, что интеллект - это описательный конструкт, введенный психологами для обозначения способности человека эффективно и рационально функционировать в определенной культуре.

Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно, под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах, предназначенных для оценки разных сторон интеллекта: логического мышления, ассоциативной и смысловой памяти, арифметических способностей, пространственной визуализации и т. д.

Существенная особенность интеллекта состоит в том, что он является суммацией опыта, полученного человеком в определенной культуре, от момента его рождениия. Мы можем оценить только то, чего достиг человек в данной культуре на момент тестирования, но почему он достиг такого уровня, мы сказать не можем.

Важным вопросом проблемы интеллекта, который принципиально влияет на его измерение, является вопрос о структуре интеллекта, его одно-, двух- или многофакторности.

Ч. Спирмен на основе анализа матриц интеркорреляций различных интеллектуальных субтестов выдвинул гипотезу об однофакторности интеллекта. Им было высказано предположение о существовании G (General) фактора, который детерминирует результаты всевозможных измерений интеллекта. Этот фактор интерпретировался им как умственная энергия (Mental Energy) и связывался прежде всего со способностью устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. На основе теории Ч. Спирмена были созданы такие тесты, как "Прогрессивные матрицы" Дж. Равена, тест "Домино", тест TIP и др.

Другую точку зрения на структуру интеллекта высказал Л. Терстон. Он в результате тщательного математического анализа данных интеллектуальных тестов пришел к выводу, что интеллект по своей природе неоднороден и включает в себя ряд первичных факторов, которые детерминируют разные группы умственных операций. Им были выделены следующие первичные факторы: понимание слов, беглость речи, легкость оперирования игровым материалом, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивное мышление. На основе этих положений Л. Терстон отстаивает точку зрения на то, что интеллект следует представлять не просто в виде одного показателя (IQ), а в виде профиля оценок по первичным факторам.

Одним из популярнейших в Европе тестов, разработанных в русле мультифакторной теории интеллекта, является тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. В этом тесте интеллект рассматривается как подструктура в целостной структуре личности. Эта субструктура является упорядоченной целостностью умственных способностей, которые формируются и проявляются в деятельности. Р. Амтхауэр выделил четыре ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемонический. На их диагностику и направлены 9 субтестов методики.

Специальные способности рассматриваются по двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (моторным, сенсорным); во-вторых, по видам деятельности (конторским, артистическим, художественным и др.).

Методики психодиагностики способностей

Психодиагностика способностей осуществляется с помощью тестов интеллекта и тестов специальных способностей.

Тесты интеллекта (тесты общих способностей) представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта стандартизованные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например, Д. Векслера, Р. Амтхауэра и др.) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов (или видов) общего интеллекта. Тесты специальных способностей направлены на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретной области деятельности2.

Достоинства и недостатки методик диагностики общих способностей

Достоинства

Недостатки

Простота применения

Неотчетливость содержательного наполнения, что затрудняет планирование коррекционно-развивающей работы

Легкость обработки

Наглядность представления результатов

Высокие показатели надежности

Минимальное влияние психодиагноста на результат обследования

Тесты интеллекта применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и для научных исследований. Эти тесты являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа структуры интеллекта позволяют определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например успешность в профессиональной и учебной деятельности т. д. Чтобы выяснить преимущественное развитие некоторых способностей к выбранной профессии, можно использовать имеющиеся в арсенале отечественных психологов тесты. Так, например, тест Р. Амтхауэра позволяет получить "тестовый профиль" испытуемого по трем параметрам: выраженности гуманитарных, математических и технических способностей. ШТУР помогает определить выраженность способностей к общественно-гуманитарной, физико-математической и естественнонаучной областям деятельности.

Главная задача психодиагноста при применении тестов интеллекта - перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной.

Результаты диагностики могут описываться минимум для трех категорий потребителей:

а) профессионалов;

б) административно-управленческого персонала;

в) консультируемого (клиента).

Тесты общих интеллектуальных способностей

Название теста

Аннотация

Шкалы измерения интеллекта Векслера

Существующие формы (модификации) - шкала интеллекта для детей 6-15 лет 11 месяцев, шкала интеллекта для взрослых 16-64 лет, шкала интеллекта для детей 4-6,5 лет 
Теоретическое основание - при конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта
Шкалы - 11 субтестов: 6 вербальных (осведомленность, понятливость, арифметический субтест, сходство, повторение цифр, словарный субтест) и 5 невербальных (шифровка цифр, недостающие детали, кубики Косса, последовательные картинки, составление фигур) 
Процедура обработки:
1)подсчет первичных баллов по каждому из применявшихся вербальных и невербальных субтестов
2)перевод "сырых показателей" в стандартные
3)графическое отображение полученных данных

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Существующие формы (модификации) - предназначен для измерения структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года; имеет три параллельные формы(А, В, С), модификация 1ST 70 - четыре формы (Al, B2, СЗ, D4)
Теоретическое основание - концепция, рассматривающая интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности
Шкалы - 9 субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, устный счет, ряды чисел, выбор фигур, кубики, память

 

Исследование речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти 
Процедура обработки:
1)подсчет первичных баллов по каждому субтесту
2)сравнение со статистической нормой или социально-психологическим критерием
3)графическое отображение полученных данных

Прогрессивные матрицы Равена

Существующие формы (модификации) - черно-белый вариант для детей 8-14 лет и взрослых 20-65 лет, цветной вариант для детей 5-11 лет и свыше 65 лет 
Теоретическое основание - теория неогенеза С. Спирмена, развиваемая гештальтпсихологией теория восприятия форм. Изучение интеллекта с помощью выявления отношений между абстрактными фигурами
Шкалы - 60 таблиц, разбитых на 5 серий. Каждая серия включает 12 таблиц, содержащих задания нарастающей трудности. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов 
Процедура обработки:
1)подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям (индекс интеллектуальной силы, умственной производительности)
2)полученный показатель сравнивается со среднестатистическим, учитывается разница между результатами, полученными в каждой серии и контрольными
3)суммарный показатель по специальной таблице переводится в %
4) перевод полученного суммарного балла в интеллектуальный коэффициент (IQ)
Количество вопросов (заданий) - 60 таблиц

ШТУР

Существующие формы (модификации) - предназначен для измерения интеллектуального развития учащихся 7-9-х классов; имеется модификация АСТУР для абитуриентов и старшеклассников
Теоретическое основание - психическое развитие происходит под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому своему члену. Тест составлен на основе анализа учебных программ и учебников, беседы с учителями-предметниками 
Шкалы - 6 субтестов: осведомленность (два субтеста), аналогии, классификация, обобщение, закономерности числовых рядов 
Процедура обработки:
1)определение общего балла по всем субтестам
2)построение индивидуального тестового профиля

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

 

Существующие формы (модификации) - разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость, предназначен для учащихся 3-6-х классов. Применяется для оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы 
Шкалы - 1 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы 
Процедура обработки:
1)подсчет общего балла и сравнение его с эмпирически выделенной возрастной нормой
2)оценка гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское