Это механизм воздействия на мотивы поведения людей.
Мотивы – потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
Выделяется 2 вида мотивов, воздействующих на поведение:
- сдерживающие мотивы (формируются путем установления запретов);
- побудительные мотивы (формируются путем введения обязанностей и дозволений).
Эти способы правового воздействия на мотивацию поведения, сочетаясь и дополняя друг друга, образуют режим правового регулирования какой-либо сферы общественных отношений. Соотношение способов правового воздействия на мотивацию зависит от особенностей сферы регулируемых правом отношений. В сфере отношений, регулируемых уголовным и административным правом, преобладают сдерживающие мотивы. В области отношений, попадающих под гражданско-правовую регуляцию, преимущественное значение имеют побудительные мотивы.
Согласно теории деятельности, механизм мотивации поведения заключается в актуализации тех или иных потребностей на фоне сознательного или бессознательного подавления побудительного потенциала других потребностей. Актуализация какой-то потребности (мотива) побуждает индивида к анализу и оценке тех факторов социальной и природной среды, которые должны быть учтены им в процессе выбора варианта поведения, продиктованного этой потребностью. К числу таких факторов относятся и правовые нормы.
Эти правовые нормы могут содержать требования, препятствующие удовлетворению искомой потребности. В таком случае содержащийся в норме правовой мотив вступает в конфликт с мотивом, связанным с удовлетворением потребности. В пользу какого из мотивов сделает человек свой поведенческий выбор зависит от сформировавшихся у него ранее установок на тот или иной тип юридически значимого (правомерного или противоправного) поведения.
Социальная установка – ориентация индивида как члена определенного сообщества на те или иные ценности, предписывающие ему принятые в соответствующей среде способы поведения.
Правовая установка личности – это сформировавшаяся в результате правовой социализации человека его поведенческая готовность (предрасположенность) к значимому с точки зрения права – правомерному или противоправному – варианту поведения.
Правовую установку личности следует отличать от правовой установки законодателя (государства), выраженной в норме действующего права.
Правовые установки государства, усвоенные личностью, становятся ядром личностных правовых установок, т.е. правовая идеология государства стыкуется с правовой психологией личности и реализуется в его поведении. Если такой стыковки не происходит, то человек вступает на путь неправомерного поведения.
В зависимости от основного мотива, определяющего правомерный характер поведения, выделяют следующие виды правовых установок:
1) принципиальные (человек соблюдает требования права потому, что разделяет их, понимает ценность права и правопорядка для общества);
2) прагматические (человек считает, что ему выгоднее соблюдать правовые требования);
3) конформные (привычка следовать общепринятым требованиям);
4) вынужденные (основанные на страхе наказания).
Наиболее устойчивый характер имеют принципиальные установки на правомерное поведение, поэтому усилия общества и государства должны быть нацелены на их формирование.
Эффективность механизма правового регулирования.
Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, тогда можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен.
В настоящее время выдвигаются следующие условия повышения эффективности правового регулирования:
- совершенствование правотворчества, что предполагает наиболее полное выражение в нормах права общественных интересов и потребностей, усиление гарантированности юридических норм;
- совершенствование процесса правоприменения, занимающего в механизме правового регулирования одно из центральных мест: оно учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Механизм должен выражать тесную взаимосвязь различных правовых средств: если нормативная регламентация призвана обеспечивать стабильность и единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в строгие рамки законности, то правоприменение конкретизирует эти средства применительно к отдельным субъектам, к определенному месту и времени. Недооценка, неверный выбор юридических средств, заложенных в нормативной основе механизма правового регулирования, способны привести к сбоям в реализации права, снижению его эффекта;
- повышение уровня правовой культуры субъектов права влияет на качество механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка. При этом интересы личности — главный ориентир для совершенствования механизма правового регулирования. Данное условие служит, в частности, усилению правовой активности граждан и их объединений.
Таким образом, недостаточная эффективность механизма правового регулирования объясняется: а) неправильным определением целей правового регулирования; б) выбором неадекватных средств правового воздействия; в) недостаточно квалифицированным использованием этих средств, т.е. неэффективной реализацией права. Вместе с тем механизм правового регулирования имеет пределы своего действия, так как зависит не только от собственно юридических возможностей данного механизма, но и от уровня развития экономики, социальных факторов, условий духовно-культурной сферы, информационных технологий, менталитета общества и т.д.