Статьи | Разное

Распределительная логистика

План:

1.1 Сущность распределительной логистики.

1.2 Логистические каналы и логистические цепи.

1.3 Размещение распределительных центров.

 

1.1 Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров.

Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

Процессы распределения можно рассматривать с позиции микро- и макрологистики.

Макрологистические задачи распределения рассматриваются в масштабе крупного территориального образования, и решают следующее:

 - выбор схемы распределения материального потока;

- оптимизация места расположения распределительных центров (складов) на ослуживаемой территории и их количество.

Предназначение микрологистики в сфере распределения состоит в обеспечении на отдельно предприятии уровне планирования, организации, управления и контроля процессом перемещения готовой продукции, информации (финансовых потоков - денежной наличности и т. д.).

На микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

- планирование процесса реализации;

- организация получения и обработки заказа;

- выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация

  выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

- организация отгрузки продукции;

- организация доставки и контроль за транспортированием;    

- организация послереализационного обслуживания.

Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю.

Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным (-это текущее использование общественного продукта на производственный нужды в качестве средств труда и предметов труда) и непроизводственным (-это текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребления населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы).

На всех этапах движения материального потока в пределах логистики его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающим логистическую цепь, МП попадает в сферу непроизводственного потребления.

1.2 Поставщик и потребитель материального потока представляет собой две микрологистические системы, связанные между собой логистическим каналом, или каналом распределения.

Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения, Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее - это выбор логистической цепи.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

Преобразование логистического канала в логическую цепь:а) логистический канал; б) логистическая цепь.

Условные обозначения:

Т1   •   •  •  Тn  -  множество  транспортно-экспедиционных  фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров;

 Д1 • • • Дm - множество дистрибьюторов.

На практике в большинстве случаев логистические каналы и цепи формируются не на основе прямых хозяйственных связей, хотя такая цель всегда является желанной, а с участием торговых посредников.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения - транзитной или складской, прямой или эшелонированной. При выборе логистической цепи - выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д.

Создание эшелонированных (многоуровневых) логистических систем, в которых управление материальными потоками осуществляется через посреднические структуры, целесообразно в ситуациях когда:

- товарный рынок раздроблен до такой степени, что мощности материальных потоков недостаточны, чтобы покрыть расходы на прямой сбыт.

- посреднические структуры располагают потенциальными возможностями по более качественному удовлетворению требований потребителей по вопросам закупочной (заготовительной) логистики - организации закупок, быстрой доставки, организации некоторых форм послепродажного и предпродажного обслуживания;

- товарные запасы посреднических звеньев в логистических каналах и цепях оказываются ближе к потребителю, чем запасы производителя материальных потоков;

Ценность посреднических звеньев в логистических каналах и цепях во многом зависит от того, как к конкретному посреднику относятся потребители, в состоянии ли посредник наладить логистическое обслуживание таким образом, чтобы потребителям продукции было удобно обращаться именно к нему.

Использовать прямые логистические каналы и цепи целесообразно, когда:

- формируется материальный поток большой мощности (при больших объемах грузовых партий), у которого оправдывают затраты на его продвижение

- в логистическую систему поступили конкретные индивидуальные заказы, которые отвечают всем ее транспортно-перемещающим требованиям (нормам);

- число пунктов назначения (заказчиков) велико и они поглощают все материальные потоки, генерируемые производителем;          

- товарный поток является узкоспециализированным (сложное оборудование; продукция, изготовленная по индивидуальным заказам; продукция, требующая от производителя монтажных, наладочных работ и т. д.);

- материальный поток не требует складской переработки;

- производитель располагает достаточно финансовыми возможностями для создания эксплуатации логистической системы с прямыми связями.

При всех преимуществах и недостатках логистических систем с прямыми связями и эшелонированных логистических систем на практике, как уже отмечалось, все большее распространение получают гибкие логистические системы. В гибких логистических системах, которые генерируют множество товарных протоков, используются как прямые, так и эшелонированные каналы и цепи. Их соотношение зависит от целевых рынков, стратегии предприятия и собственных потенциальных возможностей логистической системы.

1.3 Складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.

Рассмотрим модель системы распределения материального потока, представленную на рис. Допустим, что на определенной территории имеется некоторое количество потребителей материального потока. На рисунке представлено три варианта организации распределения: с помощью одного, двух или шести складов (соответственно, рисунки а, б и в). Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения пяти дополнительных складов увеличивает эксплутационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой.

                                                                      

Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям. Поэтому, возможно, что предпочтительнее окажется вариант (б), согласно которому район обслуживается двумя складами.

В качестве независимой переменной выберем N – количество складов, В качестве зависимых следующие виды издержек:

транспортные расходы (доставка на и со склада); А

расходы на содержание запасов; Б

расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства и его управлением; В

потери продаж, вызванные удалением снабжающего склада от потребителя. Г

Общие расходы = А + Б + В + Г. для разного количестве разные общие расходы, выбрать с наименьшими общими расходами.

При изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов.

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения, или же как поиск субоптимального (близко к оптимальному) решения. Наукой и практикой выработаны разнообразные методы решения задач обоих видов. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

                                     

Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места, расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического программирования.

Эвристические методы. В основе методов лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора). По существу основан на правиле Парето. Анализируется транспортная сеть района и непригодные, на взгляд, эксперта, варианты исключаются из задания, т.о. проблема сокращается до управляемых размеров с точки зрения альтернатив, которые необходимо оценить.

Метод определения центра тяжести (используется для определения места расположения одного распределительного центра). Метод аналогичен определению центра тяжести

физического тела. Из легкого листового материала вырезают пластину,

контуры которой повторяют границы района обслуживания, на нее  в местах

расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес

которых пропорционален величине потребляемого  в данном пункте потока.

Центр тяжести изготовленной модели будет  распределительный центр,

с минимальными транспортными расходами.

Размещения распределительного центра учитывается только по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования - принцип подобия модели и моделируемого объекта.

Для размещение оптовой базы, снабжающей магазины района продовольственными товарами - уравновесить в этом случае необходимо грузообороты обслуживаемых магазинов. Если зона обслуживания оптовой базы включает несколько населенных пунктов, снабжаемых определенной группой товаров только с этой базы, то на модели распределительной системы грузы должны быть пропорциональны численности населения обслуживаемых населенных пунктов.

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято.

  1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда.
  2. Транспортная доступность местности. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого
    существенно зависит доступность распределительного центра, как для собственного персонала,так и для клиентов.
  3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.

Например, при размещении тольяттинского оптового рынка было оценено несколько возможных вариантов. Один из них предполагал размещение оптового рынка на свободной от застроек площадке, меторасположение которой позволяло бы потенциальным покупателям добираться в приемлемое время. Однако экономические расчёты показали, что затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дороги, соединяющей рынок с городской транспортной системой, не окупаются ожидаемыми поступлениями от арендной платы. Предпочтение было отдано варианту размещения оптового продовольственного рынка на площадке с уже имеющимися коммуникациями и зданиями. Рынок был размещен в центральной части города на территории бывшей овощной базы, с одновременным приемом на работу части ее персонала. Выбор варианта был обусловлен его экономическими преимуществами, удобным для посетителей местом расположения рынка, а также умением персонала работать с продовольственной группой товаров.

Алгоритм выбора оптимального размещения распределительного центра РЦ:

  1. Изучается конъюнктура рынка и определяются стратегические цели РЦ;
  2. Разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через РЦ;
  3. Составляется прогноз необходимой величины запасов в РЦ, а также на отдельных участках материалопроводяшей цепи;
  4. Изучается транспортная сеть региона обслуживания, составляется схема материальных потоков в пределах РЦ;
  5. Разрабатываются различные варианты построения РЦ. Оцениваются транспортные и иные расходы для каждого из вариантов;
  6. Осуществляется выбор оптимального варианта.

Для  того  чтобы   из  множества  вариантов   выбрать  один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить по нему каждый из вариантов. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину  приведенных затрат определяют  по  следующей формуле:

где Зп - приведенные затраты по варианту;

Сэ - годовые эксплуатационные расходы:

Ст - годовые транспортные расходы;

К - капитальные вложения в строительство распределительных центров;

Т - срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское