Ключевым элементом рыночной экономики является рынок. Рыночные отношения весьма различаются в разных странах по степени развития, особенностям модификации, социальным, историческим и иным признакам. Например рынок США характеризуют как классическую модель предпринимательства, Франции – государственный дирижизм, Германии – социальное рыночное хозяйство, Японии – корпоративный патернализм.
Существуют различные определения рынка:
1) рынок – это соединение спроса и предложения, то есть соединение платежеспособного спроса и товарного предложения;
2) рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров;
3) рынок – это элемент экономики, куда также входят сферы производства товаров, потребления, распределения и регулирования экономики.
Основные принципы рынка:
- современный рынок является рынком покупателей;
- конкурентный характер рынка.
Конкуренция в сфере бизнеса
Конкуренция представляет собой столкновение интересов в результате каких-либо действий. Бывает конкуренция продавцов на рынке покупателей и конкуренция покупателей на рынке продавцов.
Конкуренция между предпринимателями и между потребителями.
Рынок – это многосекторное образование. Секторы рынка – это его части, различающиеся между собой в соответствии с особенностями предмета деловых отношений.
Бывает рынок средств производства, предметов потребления, услуг, рабочей силы, ценных бумаг.
Сегмент рынка – часть рынка, образованная по критерию потребительских ожиданий.
Рыночная ниша – сегмент рынка неосвоенный предпринимателями.
Типы конкурентного поведения:
- креативный – система действий конкурентов, состоящая из мероприятий направленных на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечили бы превосходство над соперниками;
- приспособленческий – предполагает учет изменений в производстве и в попытках упреждения действий соперников, связанных с модернизацией производства;
- обеспечивающий или гарантирующий – предполагает стремление к сохранению и стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции, изменения ассортимента, оказания дополнительных услуг связанных с гарантийным обслуживанием.
Методы конкуренции:
Неценовые – предполагают конкуренцию за счет изменения свойств продукции или придания продукции качественно новых свойств. Создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей. Создание продукции для удовлетворения потребностей не существовавших ранее. Обновление свойств товара, являющегося символом моды, престижа. Совершенствование услуг сопутствующих товару.
Ценовые – с помощью ценовой политики.
В соответствии с ролевой функцией фирмы, можно выделить следующие типы конкурентов:
- лидеры (более 40% доли на рынке);
- претенденты на лидерство (до 30%);
- ведомые (до20%);
- новички (до10%).